Ракетчиков поздравляют с наступающим Днем РВСН

Так сложилось, что когда я иду на работу и с работы, прохожу мимо его кабинета, и он всегда на месте. Мне кажется, что этот удивительный человек живет на работе. Вернее, не так — он живет работой, своим коллективом, который считает родными людьми. Мне кажется, что быть настоящим руководителем дано не каждому — это особое искусство. И человек, с которым я сегодня беседую, обладает уникальным талантом руководителя, думаю, что со мной согласятся его подчиненные и коллеги. Тем более, что представилось два повода о нем рассказать: День ракетных войск стратегического назначения и юбилей 25-й кафедры, которую он возглавлял на протяжении 10 лет.

Ракетчиков поздравляют с наступающим Днем РВСН

Разговор с начальником Управления навигационно-геодезических систем МОУ «ИИФ» Почетным геодезистом РФ, доктором технических наук, профессором Сергеем Борисовичем Берковичем начался с того, что он сказал: «Зачем обо мне-то лично писать, давай я про своих ребят расскажу…». Но обо всем по порядку…

— Родился я в Иркутске 11 сентября 1956 года. Мама — учитель начальных классов. Отец — военный, по службе сменил 22 города. Ну и я менял школы союзных республик: изучал белорусский, украинский, русский. У меня в голове была гремучая смесь славянских языков, да и писал я, перемешивая алфавиты. Долго не мог переучиться и говорить правильно на русском языке, проскакивали в речи слова: «нема», «жменька», «волоса».

Человеческий мозг непостижим: с младшей школы помню стихи Ивана Франко: «Вічний революцйонер — Дух, що тіло рве до бою, Рве за поступ, щастя й волю, — Він живе, він ще не вмер…». Ночью разбуди, расскажу с начала до конца. Зачем я это помню? И на аккордеоне с закрытыми глазами сыграю «Гопак» и «В Антарктиде льдины землю скрыли…», хотя ведь не играю с детства. Музыкальную школу ненавидел люто. Из-за неё пришлось бросить секцию по любимой гимнастике. Правда, несмотря на это, гимнастикой занимаюсь всю жизнь, имею третий разряд. Брусья, перекладина, бег — это мое всё. До недавнего времени ежедневно занимался после работы, просто по-другому не мог.

Детство: «Я чуть с ума не сошел с этой музыкой! Маленький с аккордеоном – до школы два километра. Но родителей огорчить не мог…».

Самый экстремальный поступок в жизни: «В надежде полететь, прыгал в 10 лет с третьего этажа с зонтиком. Как только прыгнул — понял, что зря, потому что зонтик сложился. Сломал ключицу и руку… ».

— В 16 лет я приехал поступать в Серпуховское военное училище. Тогда оно называлось СВВКИУ РВ им. Ленинского Комсомола. Учился хорошо, с интересом. Было непросто, много писали конспектов, делали плакаты, чертежи. Помню, был у нас товарищ — Витя Пугачев. Он изучил стенографию. Мы строчим конспекты по марксизму-ленинизму, а он напишет несколько страничек знаков и в ус не дует. Преподаватели в ужасе — вроде конспект есть, а проверить не могут. Так он им в каждой тетради таблицу условных обозначений написал…

Служба и 25-я кафедра: «Когда стал начальником 25-й кафедры, начал развивать традиции. У нас не было преподавателей со стороны – всегда воспитывали свои кадры…».

— По окончании военного училища поехал по распределению служить начальником расчета в Бологое. Пять лет прицеливал там ракеты. Вернулся в Серпуховское училище начальником отделения, поступил в адъюнктуру, защитился, стал преподавателем. Спустя два года поступил в докторантуру, защитил докторскую и стал начальником кафедры. Проработал в этой должности 10 лет.

Мы сразу начали воспитывать кадры, развивать традиции. Одна из них — посвящение курсантов в прицельщики. Организовывали праздник, собирали родителей, делали удостоверения. Даже генерал Кривов изъявил желание пройти посвящение. Поставили ему условие — научиться работать на гирокомпасе, только тогда посвятили. Подведение итогов, день гироскописта — да много было нами создано традиций. Это очень укрепляло коллектив, боевой дух, ответственность. Костьми лег, чтобы кафедру не переименовывали — так и осталась наша кафедра 25-й. Потому что я считаю, что имя нельзя отбирать, оно свято…

Хобби: «Выращиваю овощи на даче. Мои огурцы едят все. Внучка солит и ест прямо с куста, не отрывая, чтобы был свежий».

О семье: «После окончания военного училища холостяком проходил пять дней – 1 июля женился. У меня сын, дочка и пять внуков. Дети – это моя гордость, внуки – моя радость. О них могу говорить бесконечно…».

Хожу на рыбалку, особенно предпочитаю зимнюю. Очень люблю горы и горные реки, в восторге от природы Карелии. Конечно, это несказанная красота.

Мне очень нравится изучать новое, например, спутниковую навигацию. Когда я понимаю то, чего я раньше не понимал, я испытываю восторг. Есть два типа познания мира. Первый, это когда человек изучает один узкий вопрос и копает все глубже и глубже. Человек изучал аналоговые машины, он все о них знал, а они раз и исчезли. Второй тип — знать о многом, но помалу. Вроде во всем разбираешься, но ни в чем конкретно не профессионал. Либо ты знаешь все о том, что может устареть и стать никому ненужным, либо ты знаешь обо всем, но очень поверхностно. Так вот я считаю, что нужно быть где-то посередине. Поэтому много читаю, особенно технической литературы, но и художественную очень люблю. Любимый писатель — Чехов.

Об Институте инженерной физики: «Тыл крепкий, это главное, и есть уверенность, что мы с моим коллективом вместе можем горы свернуть».

— В этом году будет 10 лет, как я работаю начальником Управления навигационно-геодезических систем Института инженерной физики. Но начали мы работать с Алексеем Николаевичем Царьковым 25 лет назад с первых дней создания Института.

Работа для меня — это энергия, а еще это чувство долга. У меня в подчинении люди, я за них отвечаю. Я набрал этот коллектив и в каждом из них уверен — и в профессионализме, и в человеческих качествах. Без них бы я не знал, что чужих в сущности людей можно любить, а теперь уверен — можно. Мы так принимаем нового человека в коллектив: даем ему полгодика поработать, он сам выбирает то, к чему у него душа лежит. Это же счастье, когда человек занимается любимым делом, у него глаза горят, и дело спорится. Я сам лично не могу работать скучно, мне надо, чтобы было на грани срыва, только тогда можно добиться отличного результата.

Все сотрудники моего управления — профессионалы с большим опытом, они делают такие уникальные вещи, которые никто другой у нас в стране делать не может. Например, прицеливать корабли приглашают только нас. Потому что эта работа требует не только точности, но и выносливости, опыта. Вот только представьте: корабль высотой с 10-этажный дом, измерения высокоточными приборами проводятся на каждом уровне. Мои специалисты бегают вверх-вниз, корабль шатается, один на берегу, другой внизу, друг другу кричат, кругом стройка, военная приемка, все в касках на жаре, живут в палатках. И в этой кутерьме нужно провести работы по эталонированию, определению истинного курса кораблей с наивысшей точностью.

Ведется большая научная работа — есть научная школа, мы воспитали немало кандидатов, докторов наук. Один из важных принципов нашей школы — это преемственность, обмен опытом. У нас все идут по той линии, которую мы выстроили с Николаем Ивановичем Котовым и Алексеем Викторовичем Шолоховым: навигация, траекторные поля. Все защищаются в своих узких темах, но в одном направлении. Подготовка кадров очень важна, потому что готовим кадры, прежде всего, для себя. Конечно, сейчас, спустя четверть века со дня создания Института, испытываешь гордость — сколько сделано, каким Институт стал мощным предприятием. Нас знают, ценят, работы у нас на долгое время вперед. А значит, будем работать, развиваться, будем жить…

Поздравляю вех ракетчиков и свою 25-ю кафедру с профессиональным праздником! Желаю спокойной службы, мирного неба, крепкого тыла, благополучия, здоровья и мира!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру