Всё начинается с семьи
— Наталья Олеговна, такой резкий переход от эколога к гештальтпсихологии, а потом — деятельность в Семейном центре. Почему?
— На самом деле переход только со стороны выглядит резким. Биология и психология — две соприкасающиеся науки. Моё первое научное направление — биогеохимия — это фактически часть огромного массива знаний о Земле, о её экологии. И человек — часть экосистемы. Поэтому его внутреннее, психологическое состояние, отношение к окружающему миру влияют на экологию очень сильно. А работа в Семейном центре — это искренне, по зову души и тоже тесно переплетается с психологией.
— Как вы пришли в центр, чем именно он привлёк вас?
— Это было лет восемь назад. Я в составе команды единомышленников участвовала во многих социальных проектах города. Идеи Галины Павловны Сапожниковой, которые она реализовывала в центре «Три поколения», мне, как экологу, были близки. Она буквально «горела» их воплощением, был наработан большой опыт. Этот коллектив вызывал у меня огромное уважение. И я пришла туда с рядом своих предложений. Наверное, это моё стремление быть полезной и сыграло свою роль в решении стать директором центра.
— Вы являетесь одним из организаторов масштабного проекта, который вышел на мировой уровень — Международной школы актёрского мастерства им. Н.В. Демидова. Расскажите, как родился этот проект?
— Да, это хороший, мощный международный проект, который привлёк в наш город немало талантов. В 2017 году, когда я уже была директором центра, к нам пришла Людмила Андреевна Богданова и предложила провести Летнюю театральную Школу по методике Николая Васильевича Демидова. Предложение было неожиданным. Во-первых, сама методика выдающегося человека, врача, театрального педагога и режиссёра Николая Васильевича Демидова, ученика и соратника Константина Сергеевича Станиславского, была малоизвестна даже в театральных кругах. Во-вторых, специалистов, владеющих методом Демидова, на тот момент практически не было. Правда, в Театральном институте Санкт-Петербурга о методе Демидова знал и очень высоко оценивал его учитель Людмилы Богдановой, Заслуженный деятель искусств России, режиссёр, руководитель театральной мастерской, заведующий кафедрой актёрского искусства, профессор и просто один из лучших театральных педагогов нашей страны Вениамин Михайлович Фильштинский. С другой стороны, в Государственном университете штата Флорида много лет заведует кафедрой искусства актёра театральный режиссёр и педагог, автор театроведческих книг, наш земляк Андрей Александрович Малаев-Бабель, внук Исаака Бабеля, уехавший в Америку в девяностые годы. Изучая методы работы учеников, последователей и оппонентов Станиславского — Евгения Вахтангова, Михаила Чехова и Николая Демидова, Андрей Александрович отдал предпочтение Демидовским работам. Будучи аспирантом-соискателем на кафедре режиссуры драмы в ГИТИСе, Людмила Андреевна Богданова написала и защитила опять-таки первую в мире кандидатскую диссертацию о методе Демидова. Вот так и получилось, что два крупнейших театральных деятеля нашего времени согласились приехать в качестве педагогов в наш наукоград на Летнюю Школу, посвящённую методу великого театрального реформатора. Это было ново, ярко и впервые в мире в таком формате!
— В этом году школа актёрского мастерства проводилась уже в третий раз. Приехали много иностранных участников из стран Европы и США. Как родилось это сотрудничество?
— Театральные практики Демидова стали международным наследием. Андрей Александрович Малаев-Бабель гастролирует с Демидовскими мастер-классами по всему миру; у него много учеников и последователей. Многие из них с удовольствием приехали к нам на Летнюю Школу, а мы с удовольствием принимали их. У нас были участники из Польши, Великобритании, Германии, Америки, Австралии, Бразилии и даже Китая. В этом году мы расширили формат преподавания; в частности, у нас был курс сценической речи, который вела один из самых успешных педагогов Европы Сара Кейн. Преподавание в группе англоязычных студентов велось на английском языке. На занятиях у В.М. Фильштинского работали синхронные переводчики из Московской Демидовской Лаборатории.
— Проект этот очень успешный, поддержан Фондом президентских грантов по программе президента Российской Федерации на развитие гражданского общества и Министерством культуры Московской области. В чём секрет успеха?
— Никакого секрета. Просто нам удалось совместить творчество и науку, недаром наши Школы курирует Институт теоретической и экспериментальной биофизики РАН. Также после Первой Летней Школы в Москве была организована Демидовская Лаборатория, участники которой продолжали заниматься под патронажем Малаева-Бабеля. В настоящее время это активно работающая Школа актёрской индивидуальности имени Демидова. В рамках Школы ведётся большая исследовательская работа. Также работает группа «Искусство общения», занятия в которой по методу Демидова предназначены для людей не только театральных профессий. Данный проект — развитие творческого потенциала не только театральных деятелей, но и людей, занимающихся другими профессиями, в том числе серьёзной наукой. Именно это нашло отклик в руководящих структурах.
— Давайте вернёмся к вопросам семьи, деятельности центра «Три поколения» в целом. Центр активно развивается. Что нового появилось в последнее время?
— Семейный центр «Три поколения» объединяет самых разных людей. Любой может прийти к нам со своими идеями и развить их до полноценного проекта. Так, например, недавно появилась у нас группа энтузиастов-любителей парусного спорта. Начала осуществляться моя давняя мечта — создать в Пущино историко-патриотический клуб имени Василия Михайловича Головнина. Он был выдающимся русским моряком, родившимся на берегу реки Оки, мореплавателем и мемуаристом. Имел звание вице-адмирал русского флота, руководил двумя кругосветными экспедициями. Я сама принадлежу к роду Головниных и продолжение морской традиции — честь для меня. Проект направлен на организацию Парусного клуба в Пущино на реке Оке для патриотического воспитания молодежи и приобщения подрастающего поколения к русскому морскому делу. В семнадцатом году организована деятельность клуба настольных игр «Сфера времени». Начиналось всё как клуб для близких друзей и знакомых, а затем желающих к нам присоединиться стало все больше и больше. Наметился ряд других интересных проектов в самых разных сферах. Мне очень нравится наш проект Детский экологический парк «Изумрудный остров». Он — не новинка, но постоянно развивающийся живой организм. Несколько лет назад это был заброшенный пустырь. Теперь это прекрасное место отдыха для детей и взрослых. И не только для отдыха. Здесь проводятся обучающие программы, разбит аптекарский огород, проходят различные экологические и зоозащитные мероприятия. И всё это проходит как-то уютно, по-семейному. Развиваются новые семейные программы: образовательные, досуговые, оздоровительные. А также меня очень радует активизация наших жительниц, которые организовали выставки, регулярные посиделки «У самовара», познавательные экскурсии и великолепные музыкально-литературные творческие встречи.
— А что в вашем понимании семья?
— Это основа нашего существования. Всё начинается с семьи. От первого крика родившегося ребёнка до памяти предков. То, что закладывается в семье, остаётся с человеком на всю жизнь. Поэтому я и решила работать именно в Семейном центре, где главная традиция — связь поколений.
— Я знаю, что вы увлекаетесь каллиграфией. Это очень редкий вид хобби. Почему именно она вас привлекла?
— Когда-то в школах был такой предмет — чистописание. Очень жаль, что ему сейчас не уделяется достаточно внимания. Красивое письмо — это не только искусство. Сосредоточенность, развитие мелкой моторики положительно отражается на мозговой деятельности. Это показывает и практика. Например, к нам на занятия по каллиграфии приходят ученики разного возраста: от малышей до пожилых людей. У ребят улучшаются школьные показатели, а у взрослых укрепляется память, оживляется процесс мышления.
— А какие ещё увлечения есть лично у вас?
— Очень люблю делать украшения, рисовать, иногда играю на фортепиано. Но на это, к сожалению, совсем нет времени. Хотя успехи у меня в этом деле были. Украшения, сделанные своими руками, в девяностые годы помогали мне в финансовом плане. Они неплохо продавались в художественных салонах. А картины я раздарила друзьям. Дома практически ничего не осталось.
— Традиционный завершающий беседу вопрос: «Ваши планы на ближайшее будущее?»
— Продолжать работать, развиваться, общаться и приносить пользу. Думаю, что это моё призвание. Буду вместе с единомышленниками искать новые интересные идеи и воплощать их в жизнь.