Почему градус преступлений продолжает расти?

Только вдумайтесь в цифру: с начала этого года сотрудниками ОГИБДД МУ МВД России «Серпуховское» было выявлено 90 водителей, севших за руль в нетрезвом состоянии. Нет, для крупного мегаполиса такое количество может и покажется ничтожным, но в данном случае речь идет о нашем относительно небольшом городском округе Серпухов и наукограде Пущино. То есть потенциально рядом с нами на дороге может находиться преступник.

Почему градус преступлений продолжает расти?

Впрочем, положа руку на сердце, давайте сами себе признаемся, что даже эта официальная статистика символична. Скажем так, что речь идет только об выявленных водителях, севших за руль транспортного средства в нетрезвом состоянии. При этом немалая часть лихачей под градусом в надежде на то, что их пронесет, продолжает цинично нарушать Правила дорожного движения, подвергая жизнь и здоровье других людей опасности: зачастую данный вид нарушения приводит к тяжелым, а иногда и непоправимым последствиям при дорожно-транспортных происшествиях.

Да, закон суров: водителям, находящимся в состоянии опьянения, в соответствии со ст. 12.8 ч.1 КРФоАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа 30 тыс. рублей и лишение управления транспортным средством на срок от 1,5 до 2 лет. А тем, кто сел пьяным за руль повторно, в соответствии со ст. 264 УК РФ наказание предусматривает от выплаты огромного штрафа (200-300 тыс. руб.) до лишения свободы на 2 года. И понятное дело, никто не хочет лишаться денег, а уж тем более прав на управление транспортным средством. Однако люди почему-то продолжают и продолжают садиться за руль в нетрезвом состоянии. Значит, те меры устрашения уже не действуют?

Объективности ради необходимо констатировать, что за последние годы в пропаганде безопасности дорожного движения сделан огромный прорыв. На магистралях мы видим билборды с грамотной социальной рекламой, призывающей соблюдать Правила дорожного движения. Огромная работа в этом направлении ведется и на телевидении — количество роликов заметно увеличилось. Тем временем некоторые скептики утверждают, что все это полумеры. Сегодня в обществе идут серьезные дебаты на тему, какие более действенные методы необходимо использовать для того, чтобы снизить число ДТП, в том числе и по вине нетрезвых водителей. Одни выступают с инициативой усилить работу с подрастающим поколением, чтобы дети напоминали своим нерадивым родителям о соблюдении Правил дорожного движения; другие и вовсе предлагают учеников автошкол водить в морги и показывать трупы погибших в дорожно-транспортных происшествиях. Перегиб? Увы, сегодня мы находимся на войне, счет жертв от которой идет на тысячи. Поэтому, как говорится, на войне все средства хороши.

Понятное дело, что Правила дорожного движения написаны в расчете на то, что их будут неукоснительно выполнять. Но сколько таких, кто убежден, что исключения подтверждают правила, поэтому для кого-то совесть — лучший контролер — является лишь устаревшей надписью на советских транспарантах. В итоге сегодня есть немало водителей, которые, употребив спиртное, надеются на авось. И последние тенденции, направленные на сокращение сотрудников ГИБДД (это при том, что количество автотранспорта увеличивается с каждым годом в разы), шансы того самого авось только возрастают.

Еще в 2016-м году об этом нам говорил ветеран ГАИ Владимир Петрович Кондратьев. Приводим несколько слов из того самого интервью: «Все говорят — современные технологии. Ну и чего эти видеокамеры стоят? Они просто деньги собирают, а порядка-то на дороге нет, и правонарушений меньше не становится. Когда стоит инспектор на посту, одно его присутствие дисциплину повышает. Ни для кого не секрет, что многие наши водители не боятся что-либо нарушить, они боятся только инспектора на дороге. Ведь так и говорят: «За руль пьяным не садись, а то попадешься». И так как менталитет наш, к сожалению, далек от совершенства, то я считаю неправильным сокращать личный состав. Напротив, его надо увеличивать: транспорт в десятки раз увеличился, а количество личного состава ГИБДД осталось, как при мне, на прежнем уровне».

Кстати. Итак, что же нужно все-таки сделать для того, чтобы градус преступлений за рулем прекратил расти? Увы, этот вопрос так и остался без однозначного ответа. Прежде всего необходимо донести до каждого потенциального водителя, севшего за руль, что он преступник и иного не дано. А для этого всем нам — и законодательной, и исполнительной власти, и журналистам, и педагогам — нужно не останавливаться на достигнутом и продолжать движение в начатом направлении. Дорогу, как известно, осилит идущий (или едущий).

Каждый водитель должен знать, что современные алкотестеры не позволяют скрыть истинное положение дел. Даже если принявший алкоголь сделал слишком маленький выдох или же вдохнул в себя, то высокие показатели промилле все равно будут выявлены. Поэтому обмануть сверхсовременные устройства не получится. Лучше отказаться от спиртного, чем потом выплачивать крупный штраф и дожидаться возвращения водительского удостоверения. К тому же, безалкогольный образ жизни увеличивает саму жизнь и сохраняет здоровье.

От автора

Тут на днях корреспондент издания «Ас-Салам» меня спросил, почему в своей работе я как журналист уделяю особое внимание безопасности дорожного движения? Не связано ли это с горем в моей семье? Бог миловал… но этот вопрос меня невольно вернул в детство.

Проходя мимо одной огромной плиты деревенского кладбища, я увидела на фото глубокие, очень красивые глаза молоденькой девушки. Над небольшим холмиком склонилась старушка, которая, несмотря на возраст, старательно высаживала цветы. «Это бабушка пришла навестить свою внучку?», — тихо спросила я свою бабулю. «Нет, это мать пришла навестить свою погибшую единственную дочь». Оказывается, пьяный водитель сбил ее, когда она участвовала в спортивных соревнованиях: уходя от гаишников, выехал на скорости за огороженную трассу. Девчонка так и погибла на месте. Ее молодая мать в тот же день состарилась. Я сразу в ту минуту почему-то вспомнила о своей маме, о том, что у нее кроме меня никого нет, и что я обязательно должна сделать все возможное, чтобы больше никакие пьяные упыри не садились за руль. Может именно потому эта тема для меня самая главная?

А может из-за того, что я провожала в последний путь семилетнюю Ксюшу, которая погибла под колесами мчавшегося автомобиля 1 сентября, когда она, красивая, с огромными белыми бантами, шла в первый раз в первый класс? Плач ее матери потом еще долго отзывался в моих самых страшных снах.

А может все дело в криках от боли молоденькой женщины. Перебегая в неположенном месте дорогу, она была сбита прямо на моих детских глазах.

Господи, с тех самых событий уже столько лет прошло… а все помнится в деталях, будто произошли эти трагедии вчера. Страшно. А еще страшнее, что проблемы не исчезли, что упрямые пешеходы сокращают свой путь, что лихачи игнорируют дорожные знаки, и что пьяные твари снова садятся за руль и в шальном угаре идут на преступление. И все же я, как и многие другие журналисты, продолжаю писать и писать на эту тему, наде-

ясь, что хотя бы кто-то обратит свое внимание на неукоснительное соблюдение Правил дорожного движения. Да, и пусть автомобилисты, которые следуют за мной, в бешенстве нажимают на клаксон, заставляя меня тем самым ускориться. Ребята, хоть обсигнальтесь: выше установленной скорости не поеду. И камеры видеофиксации здесь ни при чем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 6 ноября 2019

Заголовок в газете: Внимание: STOP!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру