Как во время самоизоляции не сойти с ума в многодетной семье

Эти непростые для всего мира дни распространения инфекции COVID-19 стали настоящим испытанием для врачей, сотрудников правоохранительных органов, журналистов и волонтеров. Все эти люди, не жалея себя и собственных сил, делают все, чтобы остановить распространение пандемии. Но ничуть не легче и многодетным матерям, которые совершают тот самый родительский подвиг в самоизоляции, находясь один на один со своими детьми и с бытовыми проблемами.

Как во время самоизоляции не сойти с ума в многодетной семье

Я — мама троих детей: старшему 16 лет, второму сыну 9 лет, а дочери скоро исполнится год и 10 месяцев. Если с сыновьями, когда они были маленькими, брала декретный отпуск (хотя все равно не отказывалась от подработок), то с рождением дочери начала вкалывать прямо в роддоме, благо что в нем функционировал Wi-Fi. Бабушек нет, поэтому часть газеты делаю на дому, другую часть в редакции. Правда, для того, чтобы попасть на свое рабочее место, мне приходилось прибегать к помощи доверенных людей.

Быть мамой непросто. А уж многодетной матерью сложнее втрое, вчетверо — в зависимости от количества детей. В круговороте бытовухи настоящим спасением для каждого из нас, безусловно, являются дошкольные и школьные учреждения. В детских садах и школах твоего ребенка с головой погрузят в образовательный процесс, досыта накормят, а в группе продленного дня проконтролируют выполнение домашних заданий. Но вот пришла она, сумасшедшая весна с самоизоляцией, в результате чего пестрой сигнальной лентой опутаны все детские площадки, школьный портал дает сбой, а стиральная и посудомоечная машины превратились в вечные двигатели. В итоге для многих семей обычные будни становятся настоящим адом, а для работающих родителей адом адским.

Коронавирус заставил меня, как и всех журналистов, пахать с удвоенной силой. Правда, мой случай особенный. Вот уже две недели напролет я мать, домохозяйка и главред в одном флаконе: одновременно пишу, редактирую, делаю с детьми уроки, готовлю еду, драю квартиру, мою попки, снова кормлю, навожу порядок, вновь кормлю, мою посуду, мою полы, снова кормлю, опять намываю попки... и так 24 часа семь дней в неделю (сейчас у малышки режутся зубки, поэтому о ночном отдыхе не идет и речи). Тут я и задалась одним стратегически важным вопросом: как во время самоизоляции многодетной матери не сойти с ума? Впрочем, изобретать велосипед не пришлось, так как ответ лежит на поверхности — ищем позитив во всем и делаем для себя практичные заметки, потому что если нельзя изменить ситуацию, то меняем отношение к ней.  

Тяга к науке

— Мама, когда же это все закончится? — спрашивает меня старший сын-десятиклассник. — Я хочу пойти в школу, как никогда, даже готов исправно посещать химию с физикой. Только бы не находиться в нашем дурдоме, только бы не это дистанционное обучение!

Да, с дистанционным обучением даже я на грани срыва, это при том, что благодаря моим «друзьям» и многолетнему стажу работы в журналистике я вполне устойчива к стрессам. Действительно, мессенджеры, онлайн-трансляции еще далеки от технического совершенства и непригодны для образовательного процесса в таком объеме информации, которая обрушивается на неокрепшие детские умы, да и интернет регулярно шалит. Но... выдыхаем, вдыхаем и вспоминаем, что лучший друг человека помимо собаки книга. Она поможет, она успокоит, главное — получить вектор и вперед с песней. Так что тот, кто в свое время не ликвидировал домашние библиотеки, огромный молодец.

Самоизоляция показала, что рукописи не горят. Цифра цифрой, а печатное слово вечно.

Мой Мишка (старший сын) категорически не воспринимал химию, физику, а еще недолюбливал алгебру с геометрией (мои гены и чебурашки). Но, видимо, в свете сложившейся ситуации с домашним карантином у подростка стали меняться предпочтения, да так, что мой десятиклассник мечтает об уроках. Ведь это же настоящее чудо, что у школьника-нигилиста вдруг появилась такая бешеная тяга к науке!

Крестик без нолика

Теперь про дурдом, в который превратилась на время карантина абсолютно каждая квартира и не только многодетной семьи. Впрочем, у каждого он, дурдом, свой. Например, у нас он слишком громкий — сыновья могут кричать несколько часов подряд, эмоционально выяснять отношения друг с другом; безопасный — время от времени дети шастают по дому в противогазах; в бежевых тонах — упустишь момент и вся мебель станет творожно-йогуртового оттенка. Ну про рассыпанные пазлы, фишки из настольных игр и многочисленные фигурки акционных троллей известной торговой сети вообще говорить не буду. Просто отмечу, что в эти дни я вспоминаю героя известной сказки «Мальчик-с-пальчик», разбрасывающего то камушки, то хлебные крошки. Вот и я круглыми сутками все иду по следам своих сказочных персонажей.

Как спасаюсь? Если бы я по этому случаю пила успокоительные медикаменты, то моя печень давно завыла бы от безысходности. Но я нашла выход. На видном месте лежат пяльцы с вышивкой. Как только начинаю чувствовать, что я на грани срыва, то беру в руки рукоделие: крестик, крестик, еще крестик и отходит. Знаете, что я вам скажу, судя по всему, за время самоизоляции у меня появится несколько картин и это не так-то уж и плохо, будет что на стены вешать.  

Самоизоляция напомнила об альтернативе успокаивающим средствам: вместо таблетки сделайте крестик цветной ниткой — и нервы будут в порядке, и на стене займет свое место новая картина

Благо, что у меня припасов хватает: корзины и коробки забиты журналами со схемами, с нитками мулине и канвой. Уж что-что, а я запасливая — уже лет двадцать ждало это добро своего часа.

Бережливое производство — разоблачение

Кстати, про запасливость... Помню, работая на одном предприятии пресс-секретарем, один специалист, отвечающий за бережливое производство, решил меня посвятить в свою «религию». Он очень долго и нудно объяснял основы этого учения, из которого я запомнила только одно: приобретать впрок — неправильно. Я сразу же тогда вспомнила свою бабулю Ульяну. Это вообще была уникальная женщина. Поморка. Овдовев в ранние годы, она в одиночку вырастила троих детей, дала всем высшее образование, построила огромный дом, и при этом до последних дней жизни модно одевалась сама и одевала других — до сих пор звучит в памяти ласковый стук ее швейной машинки.

Так вот, в век тотального советского дефицита в ее доме можно было найти залежи коробок импортных стиральных порошков, брикеты ароматного туалетного мыла, упаковки чая, ну и, конечно же, целую батарею бутылок водки. Все это являлось по тем временам не только стратегическим запасом, но и валютой. И вот сегодня, находясь в самоизоляции, когда каждый прыжок на месте расценивается как попытка к бегству, я с ностальгией вспоминаю бабушкин схрон (как бы он мне сейчас пригодился, что же я не занималась накопительством?). Так что не прав был адепт бережливого производства, ох, как не прав!

Жду снятия карантина, как празднование Пурима. Сразу же рвану в деревню на огород, чтобы по осени забить подвал и чулан заготовками. Огурчики, помидорчики, салатики, компотики, фруктовые и овощные чипсы, я скучаю по вам! А еще, когда закончится весь этот ад, я спокойно куплю гречку, килограммов эдак десять, и соль на всякий случай.

Стряпуха и поскребуха

Вообще же, в самоизоляции я впала в состояние покаяния и самобичевания. Из-за своей бешеной работы практически перестала готовить своим, обходясь полуфабрикатами или блюдами на скорую руку. Вот и моя кулинарная книга покрылась пылью. Теперь же, когда добрые повара из школьной столовой вынуждены отдыхать, а у моих детей, запертых в четырех стенах, вдруг появился бешеный аппетит, мне пришлось вспомнить старую песню о главном, то есть о кастрюлях и сковородах. В результате, если раньше у нас рис съедался медленно, практически по зернышку, то в эти дни он улетает пачками (и в этом случае очень хорошей подмогой стал продуктовый набор, который нам выдали по инициативе губернатора Московской области Андрея Воробьева, за что ему отдельное спасибо). А тут на днях старший сын и вовсе попросил сварить ему манную кашу... Без комментариев.

Кто такая мама? Это прежде всего супермен! Она должна уметь готовить абсолютно все и, самое главное, удивить свою дитятку каким-нибудь кулинарным шедевром. Что же, начинаем постигать поварское искусство. Может, таким макаром я и до суши дойду?!

Самоизоляция напомнила о том, что помимо семейных ужинов бывают семейные завтраки, обеды и даже полдники. И это здорово! Когда бы мы до этого еще дошли? Тем более, что отпуск, во время которого можно собраться всем вместе, еще не скоро.

Разбираем завалы

Малышка все просится на руки, капризничает. Но носить постоянно на руках почти двухгодовалого ребенка очень тяжело. Тут-то я, чтобы отвлечь ее внимание, и разрешила ей навести порядок в гардеробе. Признаться честно, во время интенсивного рабочего графика не могла себе позволить такой роскоши. Таким образом и начался великий домашний переворот.

О боги! Чего же в этих шкафах только не было! То, что не носилось и не использовалось годами и еще столько же собиралось пролежать. Малышка с радостью мне приносила один пластиковый мешок за другим, а потом супруг с неменьшей радостью уносил все это добро в контейнер для сухих отходов.

Благодаря самоизоляции во многих квартирах теперь будет легче дышаться. Пришло самое подходящее время разобрать многолетние завалы.         

Обогащаем лексикон

А тут совершенно неожиданно для себя я узнала о том, что мой младший сын Кирилл — не Бургер Кинг. Ну прямо Америку для себя открыла! А дело было так. В один будничный день, как всегда, получили по мессенджеру домашнее задание, подхожу к Кириллу и говорю:

— Ну что, мой вундеркинд, садимся за домашку.

— Ах, почему ты обзываешься? Я же твой любимый сыночек!

— Я тебя не обзывала! — отвечаю в недоумении.

— Ты назвала меня толстым! — чуть не плача, жалуется сын.

— Кирилл, с чего ты это взял?

— Ну как же, ты сама мне сказала, что я — Бургер Кинг.

Занавес.

Смех смехом, но думаю, что не только я уделяю недостаточно внимания детям. Мы находимся в вечной гонке, в вечном стрессе и у нас нет времени и сил, чтобы с ними пообщаться, чтобы рассказать им об элементарных известных истинах. А благодаря вынужденной самоизоляции мы получили замечательную возможность посмотреть друг другу в глаза, сказать лишний раз доброе слово, обнять и поцеловать. Да, сейчас у нас нелегкое время, но именно из таких испытаний и из маленьких радостей состоит вся наша жизнь. Жизнь, которую мы все обязаны сохранить. Как и сохранить жизни наших детей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 22 апреля 2020

Заголовок в газете: Хроники мамы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру