Перед чудотворным образом Богоматери серпуховичи попросили заступничества

18 мая с трепетным волнением ждали многие православные: на протяжении многих лет в этот день в Серпухове отмечается одно из значимых торжеств — День почитания образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Традиционно во Владычном и Высоцком монастырях состоялись богослужения, а потом все верующие прошли крестным ходом. И традиционным завершением праздничного дня всегда был гала-концерт ежегодного Фестиваля духовной музыки «Неупиваемая Чаша».

Перед чудотворным образом Богоматери серпуховичи попросили заступничества

Но в этом году, в связи с пандемией, это большое торжество проходило за закрытыми воротами Владычного монастыря. Верующие могли приобщиться к этому событию по средствам онлайн-трансляции, которая шла в соцсети Инстаграм. Но даже эти горькие события не омрачили духовную радость православных, которые в этот день вспоминали историю обретения чудотворного лика.

Владычная Слобода. В весеннем воздухе царит торжественная тишина, где-то в глубине женского монастыря слышны отголоски церковного песнопения. Центральное место занимают образ «Неупиваемой Чаши» и лик преподобного Варлаама Серпуховского. То, что здесь два образа стоят рядом, не случайно. К сожалению, день, в который была явлена икона «Неупиваемая Чаша», не известен. Потому в XIX веке празднование образа совершалось 27 ноября (ст. ст.), т.е.10 декабря (н.ст.), в один день с ликом Божией Матери «Знамение», образы которых очень схожи по иконографии. А уже в конце ХХ века, когда возродили традицию почитания, было принято решение приурочить празднование обретения лика «Неупиваемая Чаша» ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского — 18 мая, так как образ был явлен через предстательство именного этого святого. И уже в 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Из летописей церковных

Именно здесь, во Владычном монастыре, в 1878-м году образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» явил свое первое чудо. Согласно сказанию, один крестьянин Тульской губернии Ефремовского уезда, отставной николаевский солдат имел слабость к питию вина. Все, что было в доме, всю пенсию он свою пропивал, в итоге дошел грешник до нищенского состояния, а еще и ноги отказали. Однако все эти беды не могли остановить горемыку от пьянства. И вот, находясь в этом душевном и телесном разладе, видит он однажды сон: один старичок благообразного вида повелел ему идти в Серпухов, во Владычный монастырь и перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которая находится в Георгиевском храме, отслужить молебен. «…И будешь здоров и душою, и телом», — сказал в завершение он.

Впрочем, крестьянин, посчитав сновидение обыкновенным, проигнорировал повеление, — да и как же он доберется до Серпухова без ног, да без гроша в кармане? Тогда тот же самый старец ему явился во второй раз, а потом и в третий, грозно потребовав исполнить его наказ. Последнее сновидения было настолько ярким и ощутимым, что крестьянин уже побоялся ослушаться и немедленно отправился в путь. Добирался он на четвереньках, останавливаясь для отдыха и подкрепления в селениях, расположенных по пути.

Заступничество пресвятой Богородицы

Так, на одной из многочисленных остановок отставного солдата, отправившегося не по своей воле в паломничество, приняла старушка, предложив ему остаться на ночлег. Она напоила, накормила усталого путника и для облегчения болезненности ног растерла их, уложив больного гостя на печь. Но тут ночью явилось первое чудо: проснувшись ночью, старый служивый почувствовал легкое ощущение в ногах. С большой осторожностью он спустился с печи и пробует встать. Всю ночь он провел в ожидании рассвета, чтобы идти самостоятельно, на своих ногах, пусть и с помощью палок. Таким образом пресвятая Богородица явила свое первое чудо.

Обутый в теплые валяные сапоги, несмотря на жаркий июль, усталый путник дошел до Серпухова, до Владычного монастыря. Одной из послушниц по имени Захария, церковнице при храме великомученика Георгия, он и поведал о своем пути, о своих дивных сновидениях. Паломник настойчиво упрашивал, чтобы был отслужен молебен Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша». Но вот беда: никто в монастыре не знал, о какой иконе идет речь. Но тут кто-то высказал предположение, не тот ли самый это образ, который висит в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу, на ней как раз изображена чаша? Но каково же было удивление всех, когда на оборотной стороне увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». Однако на этом знамения не закончились. Когда паломника подвели к раке преподобного строителя Варлаама, в его святом лике он признал того самого благолепного старца, который являлся ему во сне и повелевал идти в Серпухов во Владычный монастырь. Солдат исцелился от своего пагубного недуга.

 

Весть о чуде

Вскоре после прославления святая икона была из прежнего места перенесена в соборный храм и поставлена на общедоступном месте. Весть о явлении святого образа Матери Божией «Неупиваемая Чаша» и о чудесном исцелении крестьянина из Тульской губернии быстро распространилась сначала по городу, а потом и по всему Серпуховскому уезду и далеко за его пределами. Во Владычный монастырь стали приходить и приезжать одержимые страстью пьянства, чтобы помолиться перед новоявленной иконою Богоматери.

Многие потом возвращались сюда, дабы отблагодарить Небесную Заступницу за ее великую милость, за исцеление. В летописи Владычного монастыря хранится немало имен спасшихся от пагубного недуга душ. Так, известно чудо о совершенном избавлении от запоя одного московского купца Стефана Федоровича Федорова, который в благодарность соорудил прекрасный иконостас для чудотворной иконы, возложив на нее взамен фольговой сребропозлащенную ризу.

Прекрасного старинного письма икона, передающая живой лик Богоматери, является во всех смыслах уникальной. Изображенная по центру чаша считается символом Чаши Святого Причащения, которая воистину неупиваемая или неиспиваемая, так как Агнец ее есть «всегда ядомый и никогда же иждиваемый». Сама же Матерь Божия представлена иконописцем в одном из основных обликов — Ора́нта (от лат. orans — молящийся), представляющем Её в традиционном жесте заступнической молитвы, то есть с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу. Как известно, подобная молитвенная поза известна с ветхозаветных времён, а первые изображения Богородицы Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах.

Последствия Октября

До 1919 года чудотворная икона находилась во Владычном монастыре, а после его закрытия лик Божией Матери был перенесен в собор Николы Белого на улицу Калужская. С этого момента следы иконы теряются, и судьба чудотворного лика до сих пор не известна. Как рассказывают старожилы Серпухова, многие иконы из собора сжигались на берегу реки Нары. Возможно, среди них была и «Неупиваемая Чаша», однако сестры из обители надеются, что она чудом избежала этой страшной участи, и рано или поздно святыня будет найдена.

В 1993-м году с чудом сохранившейся старой фотографии был сделан точный список чудотворной иконы. Святой лик был размещен в Высоцком монастыре. После страшных лет атеизма началось духовное пробуждение. А уже в 1995-м году настоятельница Владычного монастыря игуменья Алексия получила благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на возрождение почитания иконы «Неупиваемая Чаша». И сегодня, как в XIX столетии, снова свершаются чудеса. Более того, монахини женского монастыря ведут летопись исцелений от наркомании и пьянства, которую можно прочитать на официальном сайте Владычного монастыря.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 20 мая 2020

Заголовок в газете: Преклоняясь перед святым образом