Из наградного листа: «Летать любит, летает грамотно, воздушные бои ведет умело»

Дорогие читатели, вот и завершается наш проект «Под Золотой Звездой», в котором мы рассказывали о Героях Советского Союза, судьбы которых были тесно связаны с городом Серпуховом. Редакция регионального еженедельника «МК в Серпухове» надеется, что уже в ближайшее время выйдет книга под одноименным названием. В ней будут собраны все публикации, а также фотоматериалы и документы, которые не удалось уместить на страницах нашей газеты. На этот раз мы рассказываем о тридцать четвертом герое, после чего в этом огромном исследовании можно будет поставить точку.

Из наградного листа: «Летать любит, летает грамотно, воздушные бои ведет умело»

Старший лейтенант Владимир Шишов сражался на фронтах Великой Отечественной войны с первых дней. В рядах 178-го истребительного авиационного полка ПВО, который базировался на аэродроме села Липицы Серпуховского района, он защищал небо над Москвой, не подпуская фашистских стервятников к сердцу СССР — столице нашей Родины.

А немецкая авиация только лишь наращивала свои темпы, осуществляя агрессивные, можно сказать, показательные налеты в дневное время на Можайск, Волоколамск и другие подмосковные города. 6 июля 1941-го года восемь бомбардировщиков Ju-88 в сопровождении истребителей появились в небе. До одного из важных стратегических объектов оставалось совсем немного миль. Опытные советские летчики, быстро оценив обстановку, поняли, что фашисты решили совершить разведку боем. И вот на перехват самолетов Люфтваффе поднялось звено 178-го ИАП под командованием старшего лейтенанта Шишова. Завязался бой.

Уже в первые минуты атаки Владимир Шишов сбивает самолет фрица. Совершив маневр, он открывает огонь по второму Юнкерсу, и вот перед советскими летчиками предстает следующая картина: до этого ровный строй бомбардировщиков вдруг рассыпается, и те, в спешном порядке сбрасывая свои бомбы, стали стремительно уходить на запад. По сути, это было самое настоящее позорное бегство тяжеловесов от наших советских соколов.

Будущий Герой Советского Союза родился 15 июля 1910 года в деревне Усть-Тосно (ныне город Отрадное Кировского района Ленинградской области). Его родители были простыми крестьянами и, соответственно, дать какое-то хорошее образование парню не могли, а тут еще грянула Гражданская война. Поэтому, окончив семилетку средней школы, Вова пошел на завод токарем, и только спустя несколько лет он поступит в Ленинградскую военную теоретическую школу, которую окончит в 1933-м году.

Молодой летчик мечтает о серьезных полетах. И знания, полученные в Оренбургской военной авиационной школе летчиков, которую он окончит уже в 1935-м году, позволят осуществить задуманное. День за днем Владимир Шишов оттачивает свое летное мастерство, которое ему очень сильно пригодится во время боев с японскими захватчиками на Халхин-Голе в 1939-м году. Именно тогда, 17 ноября 1939-го года, летчик получит свою первую награду — медаль «За отвагу».

11 июня 1941-го года. Группа истребителей И-16, ведомая Шишовым, возвращалась на свой аэродром. Задача, поставленная командованием по прикрытию своих бомбардировщиков, была выполнена успешно. Но тут произошло непредвиденное: самолет старшего лейтенанта Рыжухина, не долетев до линии фронта, вдруг стал отставать. Неожиданно из облаков появились два немецких истребителя, которые, воспользовавшись ситуацией, стали атаковать нашего летчика. Передав командование Дулину, Владимир Шишов бросился на выручку товарища. Тут-то ас и продемонстрировал свое летное мастерство: с помощью маневров он отвлек вражеских летчиков, а одного Мессера даже удалось сбить. Но ранение получил и сам. Из-за кровоточащей раны ладони правой руки офицер с трудом управлял машиной. Ведомые прикрыли командира и дали ему возможность выйти из боя. На рекордно низкой высоте — 100 метров от земли — Шишову удалось одной рукой выровнять машину и благополучно добраться до ближайшего аэродрома в городе Ельце.

В 1942-м году, согласно документам, 5 октября Владимир Шишов зачислен в состав 233-го истребительного авиаполка (286-й истребительной авиационной дивизии 1-й истребительной авиационной армии). Теперь он в новом звании — капитан — и в новой должности — командир эскадрильи, да и летная книжка Шишова вся испещрена записями. На этот момент он совершил 215 боевых вылетов с общим налетом 210 часов 15 минут, имел 24 штурмовки наземных войск противника, 50 воздушных разведок и 43 сопровождения своих бомбардировщиков, он провел 40 воздушных боев, лично сбил 13 самолетов врага (десять бомбардировщиков, два разведчика и один истребитель). Владимир Александрович получил два ранения, одну контузию, но каждый раз он рвался обратно в строй.

И вот в полк летит радостная весть: «Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942-го года за образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Шишову Владимиру Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Говорят, что когда одни сослуживцы, поздравляя Шишова, спрашивали, как и каким образом он получил это высокое звание, Владимир Александрович коротко отвечал: «Летал».

«Капитан Шишов — участник боев в МНР. Со всей большевистской настойчивостью и умением он громил японских самураев. Правительство высоко оценило боевую работу и наградило капитана Шишова медалью «За отвагу». За период Отечественной войны капитан Шишов показал себя беззаветно преданным делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине. Культурный и грамотный командир, дисциплинированный, требовательный к себе и подчиненным. Своих подчиненных он воспитывает в духе беспредельной преданности великому делу Ленина-Сталина, любит и заботится о них. В борьбе с германским фашизмом капитан Шишов проявил бесстрашие, мужество и храбрость. В самой тяжелой боевой обстановке своим умением, смелостью и храбростью капитан Шишов увлекал в бой летчиков своей эскадрильи. Неоднократно эскадрилье капитана Шишова приходилось выполнять самые трудные задачи по разведке, штурмовке войск противника, и только благодаря боевому опыту тов. Шишова поставленные задачи выполнялись отлично, сохранялся личный состав и материальная часть. Летать любит, летает грамотно, воздушные бои ведет умело, в боях дерзок, и редкому самолету противника удается уйти от капитана Шишова», — из наградного листа.

До конца Великой Отечественной войны отважный ас совершил около 300 успешных боевых вылетов. После войны, со 2 октября 1945-го года Владимир Шишов командовал 177-м истребительным авиационным полком ПВО 319-й истребительной авиационной дивизии. Но уже 10 января 1947-го года он уходит в запас. Последние годы жизни провел в городе Отрадное Кировского района Ленинградской области и работал в рыболовецком колхозе «Нева». Он ушел из жизни в 1969-м году. Похоронен на Отрадненском кладбище.