Сквозь столетия
1844 год. В России пока относительно спокойно как в плане внешней, так и внутренней политики. Плавно течёт светская жизнь. Система образования в Российской империи достаточно консервативна. Она имеет сословный характер: приходские школы для крестьян, уездные училища для купеческих детей, ремесленников и других городских обывателей. Для детей дворян и чиновников открыты двери в гимназии.
В приходских школах крестьянские дети в течение одного года изучали только азы арифметики (четыре действия), чтение, письмо и закон Божий. Мещанские и купеческие отпрыски получали образование на уровне трёх классов, где уже преподавались, помимо основ, геометрия, география и история. В гимназиях детей чиновников и дворян готовили к поступлению в университет по полной на то время школьной программе.
В небольшой деревне под Серпуховом — Бутурлино — силами местного духовенства для крестьянских детишек были организованы школьные занятия. Отдельного помещения для полноценной школы не нашлось. Уроки проходили либо в домах крестьян, либо в церковной сторожке. Проводили их писари, а также священники и дьяки местной церкви Николая Чудотворца. Учеников в этой школе изначально было всего девять.
И только сорок лет спустя, в 1884 году, для школы было построено двухэтажное здание. Обучение было трёхлетним. Детей обучали сёстры-подвижницы Александра Ивановна и Клавдия Ивановна Белоусовы. Это было время перемен. Реформы, начатые императором Александром II, продолжил его преемник — Александр III. Несмотря на то, что многие из его указов вызывают споры историков, система образования в России развивалась. В 1887 году Бутурлинская школа переехала в крепкое одноэтажное здание. Её попечителем стал фабрикант Иван Петрович Рябов.
В годы советской власти школа укрупнилась. До войны это была семилетка. В 60-е годы прошлого столетия в ней было уже восьмилетнее обучение. В 80-е школа обрела статус неполной средней, а на рубеже двадцатого и двадцать первого веков Бутурлинская школа работала как основная.
На рубеже эпох
Сохранившееся упоминание о школе в деревне Лукьяново есть в списке «Каширские земские школы» за 1910 год, который хранится в государственном архиве Тульской области. Тогда деревня входила в состав Липицкой волости. В списке значится, что школа в Лукьянове была открыта в 1909 году в наёмном здании. Первым учителем школы стал Пётр Васильевич Меркулов.
Это было так называемое одноклассное народное училище — самый распространённый тип учебного заведения в Российской империи того времени. В обиходе такие школы назывались земскими. Учились дети в них три года. При этом все возрасты постигали науки вместе под руководством всего одного учителя.
Ещё одно упоминание о Лукьяновской школе содержится в книге «Церкви и приходы Каширского уезда за 1915-1916 годы». В ней есть сведения, что финансирование школы было совместным и осуществлялось за счет бюджетов сельских обществ, волостей, земств и государства. Учителями работали духовные или светские педагоги, имевшие звание учителя. Платили им 100 рублей в год.
В 1919 году Лукьяновская земская школа была переименована в трудовую школу 1-й ступени и перешла на пятилетний курс обучения. Однако в 1923 году она была преобразована в трёхлетнюю школу крестьянской молодежи с преподаванием специальных предметов в области агрономии и сельского хозяйства. Поэтому чуть позже Лукьяновская школа стала школой колхозной молодёжи.
В 1924 году здесь обучались 79 учеников под руководством двух учителей.
В сентябре 1934 года школа в Лукьяново стала семилеткой. Руководить образовательным заведением назначили Александра Ивановича Мажорина. Во время Великой Отечественной войны учебное заведение продолжало функционировать. Причём количество учеников в нем росло: от 18 в 1941-м году до 50 — в 1945-м. Сюда приходили дети из соседних деревень и посёлков.
В 1958 году на базе школы была открыта вечерняя школа рабочей молодёжи. На восьмилетнее образование Лукьяновская школа перешла в 1959 году. Пик численности учеников пришёлся на начало 1960-х годов — более четырёхсот человек. Но первый и, увы, последний выпуск 10-го класса состоялся в 1961 году.
День сегодняшний
Сейчас обе маленькие сельские школы под крылом большого образовательного учреждения — МБОУ «Липицкая средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Евгения Петровича Тарасова». В этом году школа в Липицах, как учреждение полного цикла, отмечает полувековой юбилей. Хотя начальное и среднее образование в селе появилось гораздо раньше.
В XIX веке в Липицах функционировало три учебных заведения: с 1848 года — церковно-приходская школа, с 1876-го — техническое одноклассное училище, а в 1895 году была открыта земская школа. После Октябрьской революции 1917 года все три образовательных учреждения были объединены в Липицкую восьмилетнюю школу. И уже в 1970 году она обрела статус средней общеобразовательной. Лукьяновскую школу прикрепили к Липицам в 2008 году, а Бутурлинскую — совсем недавно.
В Лукьяново дети учатся в старинном здании, построенном в 1870 году. Несколько лет назад после ремонта оно обрело современный облик, здесь обновлено оборудование. На сегодняшний день тут только два класса — второй и четвёртый. В них под руководством опытных педагогов-классных руководителей постигают школьные науки немногим более тридцати ребятишек. Есть учителя музыки, танцев и физической культуры. Так что дети в маленькой сельской школе не чувствуют себя обделёнными вниманием.
В Бутурлинской школе — сорок шесть учеников с первого по четвёртый классы. Их также пестуют и дают им знания высокопрофессиональные учителя. Школа хорошо оснащена, в том числе и цифровым оборудованием.
В обеих школах учатся дети из окрестных населённых пунктов. И есть один, очень много говорящий факт: устроить своих детей в эти небольшие сельские учебные заведения рвутся родители из города. Обучение здесь на высоком уровне, а классы небольшие и есть возможность более тесного контакта учителя с ребенком (в городских школах классы, зачастую переполнены). В почти домашней обстановке можно получить хорошее образование.
И на основе этого стоит поговорить вот о чём…
Может, вернуться в прошлое?
Подмосковье — регион с особым менталитетом. Здесь, в отличие от ряда российских областей, село не умирает, а разрастается за счёт индивидуального жилого строительства. Уже есть сёла и деревни, в которых насчитывается более 500 дворов. Многие москвичи предпочитают жить в коттеджах и на дачах круглогодично. И, конечно, вместе со взрослыми в область переезжают и дети.
А дети должны учиться. Может быть, стоит оглянуться и внимательно изучить образовательную практику дореволюционной Российской империи и вернуться к опыту создания основных и неполных школ на селе?
Да, это расходы из бюджета, дополнительный штат педагогов. Но разве здоровье и комфорт детей можно оценить деньгами?
К тому же, такие филиалы разгрузят большие школы, дадут новые образовательные возможности. А, если учитывать такие форс-мажоры, как эпидемию коронавируса, то малые школы — идеальный вариант профилактики распространения инфекции.
Тем более, что положительный опыт Липицкой школы с её двумя филиалами, в основном здании которой учатся более 500 детей, говорит о том, что всё возможно. В том числе и поддержание высокого уровня образования на селе.