Татьяна Залазина: «Все очень просто: нужно любить людей!»

В рамках проекта «Большой успех небольшого городского округа» мы продолжаем рассказывать о тех, кто создавал свое дело с нуля; кто несмотря на трудности и препятствия развивает бизнес, внося свой личный вклад в экономику Серпухова; мы рассказываем о тех людях, для которых риск – благородное дело. И вот новая история успеха.

Татьяна Залазина: «Все очень просто: нужно любить людей!»

Татьяну Залазину можно по праву назвать успешным представителем  женского бизнеса Серпухова. Именно она стояла у истоков предпринимательства, когда Россия училась жить по-новому. Поэтому совсем неудивительно, что имя этой бизнес-леди известно многим серпуховичам. Но с чего все начиналось? Как складывалась история успеха хозяйка  постоялого двора «Русь»? Об этом мы узнали у самой Татьяны и отправились в исторический центр города, где, как и несколько веков назад, вкушают сытные обеды и набираются сил после долгой дороги. 

Многочисленные шинки, кабаки и питейные дома, которых было множество на Руси, не внушали императору Петру доверия, знать ими брезговала. И тогда царь-реформатор решил по европейскому образцу учредить заведения, которые не стеснялись бы посещать иностранные специалисты и посвященные приближенные.

А летом 1821 года Д.В. Голицын посетил город Серпухов с инспекцией и отметил, что благоустройство города осуществляется очень медленно. Главная площадь «не хороша». По его приказу был составлен проект застройки главной торговой площади, согласно которому вместо деревянных палаток и шатров должны быть построены десять каменных лавок (гостиный двор), трактир и гостиница для приезжих, а так же разбиты скверы.  

Серпуховские герберы с гостиничными номерами стали излюбленными местами гостей города. В них останавливались приезжие чиновники, путешествующие дворяне. Особой популярностью они пользовались у офицеров полков русской армии расквартированных под Серпуховом. Дело в том, что помимо горячих блюд и горячительных напитков в герберах разрешалось держать бильярд, который был официально разрешен как азартная игра. Ассортимент напитков, так же был значительно шире, чем в простонародной харчевне. От пива всех сортов и меда до виноградных вин и рома. В серпуховских герберах Костяковых традиционно варили на продажу свое пиво, их герберы имели пивоварни и ледяные погреба и ледники. При этом серпуховские рестораны и трактиры, находившиеся рядом с главной площадью на Московской улице, были рассчитаны на самый широкий круг лиц и самые разнообразные вкусы. Только вот в отличие от ресторанов трактиры предлагали чисто русские блюда и порции, выгодно отличающиеся от ресторанных своим гигантским размером. А стоило все это гастрономическое великолепие совсем недорого.

— Здание было приобретено на аукционе в 1992 году. Все было в плачевном состоянии, полы деревянные прогнили, через доски можно было видеть, что делается внизу. Стены оби­ты дранкой и утеплены золой. В Петровском зале до сих пор еще можно увидеть бревна XVIII века, поражающие своей величиной, поэтому во время ремонта сложно было найти строителей-богатырей.

Постепенно с любовью, с трепетным отношением к истории восстановили изношенные веками здания постоялого двора «Русь», а также сохранили традиции русского гостеприимства  и хлебосольства. Здесь всегда  по-домашнему уютно и комфортно… Сама обстановка располагает к дружескому застолью. В трактире «Русь» всегда свежее пиво и замечательная кухня. До сих пор  здесь можно  отведать тот самый знаменитый луковый суп, которым в свое время наслаждался Антон Павлович Чехов. 

— Научные сотрудники мелиховского музея со мной поделились выдержкой из одного письма Чехова. Он писал следующее: «Вчера был в городе С. Зашел в трактир, отведал луковый суп, и это мне навеяло о Париже». Для меня эта цитата стала самым лучшим подарком, и мы с любовью к Антону Павловичу Чехову и гордостью за сравнение нас с Парижем стали изучать старинные рецепты семьи Чеховых и по ним возродили изысканный луковый суп. У нас он получается очень вкусным, – пояснила Татьяна.

— А что, луковый суп - это изыски?

— Ну, конечно. Лук должен томиться на сливочном масле, а на это нужно время. Блюдо же должно получиться очень сытным и при этом нежным.

Туристы, которые приезжают в Серпухов, могут не только остановиться в постоялом дворе «Русь», как это было в XVIII-XIX столетиях, но и привезти домой гастрономические сувениры. Это пиво по бережно сохраненным рецептам купца Костякова, сливочную помадку, рецепт приготовления которой мы взяли у купчихи Мараевой, у нее это лакомство готовили на основе разных трав. В ту пору, к слову, в каждой купеческой семье варили помадку и традиционно садились пить чай в четыре часа после полудня.

— Вы в одном лице и грамотный управленец, и креативный менеджер, и ресторатор. А кто вы по образованию? 

— По основному образованию я педагог-дошкольник.

— Педагог-дошкольник? И как вам это помогает в бизнесе?

— Очень помогает. Закончила наше родное, любимое педагогическое училище, потом отработала шесть лет в детском саду в Ланьшино. Я каждый раз думаю, как сейчас прекрасно жить. Теперь в магазинах есть все для творчества. А раньше  мы делали сами раздаточный материал. Вечером красим, вырезали, лепим, а утром  проводили занятия. Сами и торты пекли, всякие вкусности, так как ничего в магазинах не было. Словом, мы прошли большую школу жизни.  Потом же в один момент стали никому не нужными, и нас всех отпустили в свободное плаванье. Ну мы и поплыли кто куда: кто учиться, кто работать. Я закончила аспирантуру, стала экономистом.  Пошла работать сначала на  ЖБИ  в отдел снабжения, потом на бумажную фабрику. Там же, после покупки магазина, стала изучать азы торговли. Тогда с продукцией в стране было плохо, да и денежной массы не хватало, и мы придумали денежные книжки. В них расчетный отдел вписывал цифры, а сотрудники бумажной фабрики могли получить любой товар - как промтоварный, так и продовольственный. 

Сегодня хозяйка ресторана и гостиницы вспоминает свой первый опыт с юмором. Впрочем, Татьяна любую трудность встречает с улыбкой – характер, видимо, такой. Наверное, именно поэтому в разгар пандемии городские власти обратились именно к ней за помощью в размещении в гостинице медперсонала, который встал на борьбу с COVID-19.  

— Нужна была большая гостиница с отдельным входом и кухней для приготовления пищи. В  течение одного дня приняла решение: «Если не я, то кто ?», и началась работа. Не было никаких инструкций. Я понимала, что должна брать всю ответственность на себя. В гостинице на обсервации  находилось 80 медиков, для которых были созданы комфортные условия для отдыха, чтобы люди могли с хорошим настроением идти снова в бой с коронавирусной инфекцией. Поэтому людям нужно было  сделать какой-то праздник. Порадовать их. Помню, тогда была весна. Привозила то охапки сирени, то ландыши. Чтобы всех взбодрить, шутила: «Все подходим и нюхаем!» Тут один врач и говорит: «Что-то ваши ландыши не пахнут!»  А я опять с шуткой: «Так, доктора на проверку!» Отправили на проверку, и действительно у него подтвердился диагноз COVID-19. И это не анекдот, это из жизни. А потом на Пасху мы испекли каждому медработнику праздничный кулич — и не простой, а освященный. Готовили сюрпризы и на День Победы, и на День медицинского работника. А сегодня, когда бизнес сильно пострадал из-за пандемии, не надо отчаиваться. Да, туристов практически нет; да, людей в ресторане стало меньше. Но мы продолжаем принимать командировочных, которые так же продолжают работать, мы кормим бизнес-ланчем людей. Сделали в помещении ремонт, завезли из Иваново новое белье, подушки, матрацы, одеяла. Работаем все в масках, в перчатках,  развесили информационные плакаты о соблюдении правил эпидемиологической безо­пасности. Мы так же, как и все, работаем на благо  любимой Родины.

— Бизнес в России всегда на острие. Так уж, наверное, исторически сложилось, что предприниматели развивают свое дело не благодаря, а вопреки. Каждый раз выпадают какие-то испытания.

— Да, так и есть. Я с вами полностью согласна.

— Но в чем же заключается ваш секрет успеха?

— Все очень просто: нужно любить людей! Хочется для них стараться, порадовать их, что-то придумать, разработать новое меню, создать комфортные условия для отдыха. Гости рады — и мы вместе с ними. Будьте все здоровы и счастливы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 2 декабря 2020

Заголовок в газете: Секрет бизнес-леди

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру