Известная владелица турбизнеса Серпухова рассказывает, как выжить во время пандемии

Почему ресторан и турбизнес без копыт (и фарфор здесь ни при чем)?

— Нет, я не ломовая лошадь, —говорит учредитель туристской компании «Уездный город» и председатель Тургильдии при Серпуховской торгово-промышленной палате Анна Шибаева. —  Наверное, просто произвожу такое впечатление, но на самом деле это не так.

Почему ресторан и турбизнес без копыт (и фарфор здесь ни при чем)?
Анна Шибаева с сыном Глебом.

Втиснуться в плотный график на интервью к Анне Шибаевой было непросто в то время, как руководители практически всех турфирм, специализирующихся на въездном туризме, сегодня не могут даже поднять сдавленные короной головы. Более того, из-за COVID-19 многие небольшие туристические компании и вовсе на грани закрытия, так что о каком развитии можно говорить? Я же тем временем стараюсь аккуратно урвать несколько минут у серпуховской бизнес-леди, чтобы она рассказала, как ей живется в таком темпе, да и как, собственно, удалось ей самой этот темп задать, когда повсюду царит уныние. Итак, представляем очередную историю в рамках проекта «Большой успех небольшого городского округа».

Переступив порог турфирмы «Уездный город», я невольно увидела расписной саквояж с несущейся куда-то лошадиной тройкой, снегом, с деревенскими мотивами (ну во всяком случае мне так показалось)… Он был настолько огромен и колоритен, что подсознательно я начала быстро-быстро закидывать в него все необходимые вещи, дабы отправиться в недальнее путешествие по российским глубинкам. Но нет! Эта сума, оказывается, является ничем иным, как подарочной упаковкой для новогодних подарков. Поэтому спускаю на тормозах, да и куда, впрочем, сегодня ехать, когда все экскурсии под запретом. Так что в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой нам ничего не остается делать, как, сидя перед телевизором, лопать конфеты — а их в том же «Уездном городе», хоть отбавляй.

Разговор без купюр

— Думаю, что если бизнесмены будут честно рассказывать, как они создали свое дело, как удержались на плаву, то это, как вы сами прекрасно понимаете, будет не совсем радужная история, — говорит Анна. — Многие из них пришли в лихие 90-е, то есть прошли и огонь, и воду, и медные трубы. И если глубоко копнуть каждую историю женского бизнеса, то уверена, что мы не встретим тех самых ломовых лошадей. Сомневаюсь, что бизнес-леди стали успешными благодаря только собственным усилиям. Впрочем, лично мне скрывать абсолютно нечего. Да я и всегда говорю, что без помощи семьи у меня бы ничего не получилось.

Анна рассказывает с юмором, эмоционально. И я, утонув в глубоком кресле, ловлю каждое ее слово — представляю, как она увлекательно ведет экскурсии. Пока весь огромный коллектив «Уездного города», а это порядка двадцати человек, тонет в рабочей суете, мы немного вальяжно ведем беседы, потягивая из прозрачных массивных стеклянных чашек кофе с молоком. Тем не менее, за весь день у Анны это первые минуты отдыха, а домой она сегодня придет не раньше десяти вечера.   

— Анна, вы окончили Российский государственный гуманитарный университет по специальности музееведение с красным дипломом, большой эрудит, имеете немалый опыт в области музейной педагогики. Так почему же бизнес? Как вас в него, собственно, занесло?

— Меня вынудили обстоятельства. Это был конец 1990-х — начало 2000-х, я тогда работала в Серпуховском историко-художественном музее. Знаете, но дело было даже не в зарплате. Я была замужем, и меня вполне устраивал доход семьи. Дело в возможностях, в которых я была, работая там, очень ограничена. Мне хотелось заниматься туризмом широко, но у нас были жесткие рамки: мы могли водить экскурсии только по музею и только по городу. И все. Это сегодня музеи являются центрами культуры и отдыха, а в то время мы руководствовались другими принципами. Соответственно шаг влево, шаг вправо, отклонение от маршрута были недопустимы. Вот я и решилась, — улыбается Анна Шибаева.

Название фирмы пришло на ум не сразу, Анна Шибаева со своими единомышленниками долго искала то самое, что могло бы зацепить туриста. Вот и подумали об «Уездном городе». Ну, во-первых, Серпухов всегда был уездным — исторический факт, а во-вторых, именно такое название лучше всего отражало концепцию будущей турфирмы — въездной туризм. Окончательную точку в размышлениях поставил КВН: Аня уж очень любила команду из Челябинска-Магниторска «Уездный город».

— Да, если наши коллеги занимались отправкой туристов на отдых из России, то мы, напротив, всегда занимались приемом гостей, найдя золотую середину между ценовой политикой и доходностью. А потом мы очень верно выстроили систему общепита для своих клиентов. Тогда, в 2004-м году, в Серпухове пообедать было собственно негде. Нам же нужно было кормить группы. Вот мы и решили организовать свой ресторан. В то время, вы, наверное, помните, работала территория отдыха Карпова Поляна, вот на ней мы всех и собирали. Потом уже стали кормить и предприятия, включая доставку обедов. Сегодня мы организовываем кофе-брейки, фуршеты, банкеты. Но ресторанный бизнес — это отдельное направление, и я не могу сказать, что оно мною сильно любимо. Да, оно мне было интересно вначале, во время запуска. Но когда все встало на свои рельсы, то мне захотелось идти дальше. Дело в том, что в ресторане нужно находиться всегда, 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Я же так не могу и не хочу, потому что моя жизнь разнообразна, не хочется быть постоянно на одном месте.

Туризм с запахом шоколадных конфет

Где-то лет пятнадцать назад, засев в очередном туристическом межсезонье, генеральный директор компании Анна Шибаева серьезно задумалась над извечным русским вопросом: «Что делать?» Вопрос был не из легких, так как она несла ответственность не только за свою семью, которую нужно было кормить и содержать, но и за семьи своих сотрудников. Так вот и открылось в «Уездном городе» подразделение по сборке новогодних подарков.

— Это тоже все не случайно произошло. Когда мы работали в музее, то решили организовать для наших маленьких посетителей новогодние елки. Сами разрабатывали сценарий, сами покупали конфеты, собирали подарки. И вот я сама себе сказала: «А почему бы и нет?» Во-первых, у нас сформирована огромная клиентская база, плюс ресторанные мощности позволяют осуществлять складирование. На сегодня мы — один из крупнейших поставщиков подарков в Южном Подмосковье. Работаем также в Тульской и Калужской областях. Я вам скажу, что это большое подспорье в бизнесе во время межсезонья: те менеджеры, которые летом у нас продают туры, осенью реализуют подарки. А сегодня, в разгар пандемии, даже не представляю, как бы мы выжили, если бы не наше подразделение по сборке новогодних подарков.

Вообще Анна старается не говорить о грустном, хотя видно, что она глубоко переживает за свою любимую отрасль. Для нее она больше, чем бизнес… призвание, любимое дело, судьба.

— У нас наблюдается какая-то странная тенденция, и она нам очень не нравится. На сегодняшний день в туризме остались разве что музеи и гостиницы. Музеи государственные, они ничего не теряют, даже простаивая. Гостиницам работать разрешено, плюс запущена программа кэшбэка. Остальные же участники рынка как бы и не существуют. В полном провале частные музеи, они не подходят ни под одну статью дотирования: как хочешь, так и выживай. Под запретом деятельность турфирм, занимающихся внутренним туризмом. Да, весной нам дали дотации, спасибо огромное правительству. А сейчас пока тишина. Тем временем запреты только продлеваются. Но как нам жить? Как нам сохранить наших специалистов? Складывается ощущение, что организованный внутренний туризм — это какая-то падчерица, сиротка.

Агиппина Трифоновна на выездном отдыхе с маленькой гостьей.

И все же трудности, судя по всему, «Уездный город» не пугают. И кто знает, какая была бы судьба купчихи третьей гильдии Агриппины Трифоновны, если бы не та самая злосчастная пандемия? Этот новый проект появился в компании на Масленицу и задумывался просто как анимационный ход: экскурсовод в образе провинциальной купчихи погружает туристов в атмосферу прошлого. Но тут грянула самоизоляция со всеми вытекающими последствиями, и тогда именитая серпуховичка обзавелась своим домом, садом (правда, в интернет-инстаграм-музее). Вот домовитая хозяйка и рассказывает людям, которым изрядно надоело сидеть по домам, то про Серпухов, то про секреты ведения домашнего хозяйства, то делится рецептами своей поваренной книги. Поэтому когда летом Роспотребнадзором были даны первые послабления, в гости к блогерше-купчихе ломанули гости из Первопрестольной. В результате много народу московского порадовалось. А вообще в «Уездном городе» мечтают о том, чтобы их Агриппина Трифоновна, наконец, обрела свой настоящий дом с просторной кухней, с уютной гостиной. Она же женщина домовитая, серьезная: и чаем напоит, и беседы серьезные может вести.

Семейное дело

— В целом, оглядываясь на прошлое, я могу сказать, что все у меня сложилось, как надо, — делится Анна Шибаева. — Пять лет в Серпуховском историко-художественном музее отработала по профессии, так что государству за свое бесплатное образование все долги отдала. Там-то, в музее, я и поняла, что для меня важно и интересно. Дело в том, что еще в институте решила посвятить себя изучению русского фарфора, стать со временем хранителем. Мне показалось, что я прекрасно проведу свою жизнь в окружении красивых вещей, изучая марки на их дне. Но меня приняли в отдел пропаганды, то есть, по сути, в экскурсионный отдел. И знаете, я сильно от этого не расстроилась. Я очень благодарна судьбе, что не осела в фондах, что увидела возможности туризма: это и общение, и новые интересные люди, и другие музеи, наконец. А фарфор? Моя страсть к нему сегодня выразилась в его коллекционировании.

— Расскажите, что у вас за коллектив?

— Это команда единомышленников. Есть сотрудники, которые работают 16 лет, есть и такие, которые пришли только в этом году. Вообще-то мы семья в буквальном смысле этого слова. Мне помогают моя старшая сестра Елена Гурова, ее супруг Игорь. С нами работают наши дети. Вот и мой сын Глеб после окончания Российского университета транспорта здесь тоже трудится, кстати, он мне помогает уже с десятилетнего возраста. С нашей компанией сотрудничает и моя племянница Екатерина. Конечно же, не все так просто, когда ты работаешь с семьей, но это наши реалии. И если мы работаем два десятка лет, значит, не так уж все плохо. И все же главный плюс того, что мы работаем семьей, — это доверие. Вообще я хочу выразить огромную благодарность тем, кто мне помогал в самом начале. Это мои мама и папа — Раиса Иосифовна и Владимир Дмитриевич Поликарповы, моя тетя  Надежда Иосифовна Козлова. Это те люди, которые принимали участие в воспитании моего сына. Ведь ему исполнилось всего лишь четыре года, когда его мама бросилась в пучину бизнеса. Я также не могу не сказать слова благодарности  своему  бывшему мужу Михаилу. Он во многом мне помог— вселил в меня уверенность, что у меня все обязательно получится. Знаете, это очень важно! Я могла обратиться к нему в любой момент, и он приходил и помогал: морально, материально и просто руками, когда ресторан открывали.

Агриппина Трифоновна беседы беседует с вице-губренатором Подмосковья Натальей Виртуозовой.

— Да, я считаю, что очень важно уметь благодарить всех тех, кто тебе помогал в жизни.

— Я тоже так считаю. Моя семья, мои друзья всегда были рядом со мной. Они меня поддержали, когда я пошла учиться в рамках президентской программы подготовки управленческих кадров, и когда я проходила стажировку в Японии. Вот возвращаюсь к вопросу, лошадь я ломовая или нет. Нет! Не могу сказать, что поднимая бизнес, я в чем-то себе отказывала. Я нормальная женщина со своими увлечениями, хобби, я люблю кино, театр, люблю готовить и заниматься своим садом. Вот теперь и Тургильдией занимаюсь, так как очень хочу, чтобы мы в рамках нашего профессионального сообщества помогли нашему городу стать заметным и модным местом, местом притяжения туристов!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 9 декабря 2020

Заголовок в газете: Анна из нашего уезда

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру