Отец начинал свою службу в дивизионе, а сын продолжил в батальоне

В преддверии празднования 85-летия образования Госавтоинспекции мы вновь продолжаем рассказывать о семейных династиях 8 батальона 2 полка ДПС (южный) ГИБДД. Да, службу здесь несут поколениями. И у каждой семьи своя интересная и уникальная история.

Отец начинал свою службу в дивизионе, а сын продолжил в батальоне
Сергей Петрухин. с/п №5, 3-й км Московского шоссе. 1987 год.

Когда я договаривалась по телефону об интервью с Сергеем Петрухиным, который начал свою службу еще в 10-м дивизионе, невольно прикидывала в голове, сколько моему будущему собеседнику лет. Но цифра как-то не вязалась с веселым, бодрым голосом, который раздавался из динамика мобильника. Почему-то передо мной стоял образ добродушного героя, сошедшего со страниц теплых, отдающих сладким запахом подсолнечника гоголевских рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мы договорились о встрече, и в назначенное время на пороге нашей редакции появился мужчина крупного телосложения с искрометной, какой-то детской улыбкой и живыми глазами — точь-в-точь как я представляла.

Сергей Дмитриевич пришел не один, а вместе с Дмитрием Сергеевичем. В итоге с Петрухиным-старшим и Петрухиным-младшим завязалась очень увлекательная беседа. На сегодняшний день общий стаж службы этой династии составляет сорок два года. Можно сказать, возраст взрослого человека, прожившего уже сознательную жизнь.

— Никогда не думал, что буду служить в Госавтоинспекции, — смеется Сергей Дмитриевич, — даже мыслей таких не было. Отслужил в армии, несколько дней, как демобилизовался. И вот к моему старшему брату друг пришел. Сергей Яковлев уже служил в 10-м дивизионе, тут он меня и спрашивает: «Сереж, а что ты собираешься делать?». Отвечаю: «Как что? Пойду восстанавливаться в институт, доучиваться», меня же призвали со второго курса Всесоюзного заочного машиностроительного института. «Ну, правильно, правильно… а работать ты куда пойдешь?». «Уже решил — в совхоз водителем». «Какой совхоз?! Давай-ка ты завтра приходи на площадь Ленина в 10-й дивизион». Старший брат тоже сказал, чтобы я шел. Ну я и пошел. Прихожу, а там Сергей Пичугин как раз исполнял обязанности кадровика. Он с меня взял автобиографию, дал направления.

К этому времени, а на дворе тогда стоял 1984 год, в 10-м дивизионе служило за сотню человек, да и сама территория обслуживания уже по тем временам считалась огромной: весь Чеховский, Серпуховский районы, трасса Крым, Старое Симферопольское шоссе… до границы Тульской области. Одних только стационарных постов было 10 единиц. Так что хозяйство было что ни есть хлопотное. 

— Когда я пришел на службу, трасса Крым была построена только до 82 км, далее дорога уходила на Старое Симферопольское шоссе. Сейчас вам, наверное, трудно представить, что трассы Крым вообще не было, она состояла из кусков: строили участками, потом уже все соединили. Приставили ко мне наставника — Матвеева Бориса Николаевича. На дорогу выходил еще в гражданке, мне выдали жезл и красную повязку дружинника. Так я и постигал первые азы. Потом, 13 марта 1985 года, был зачислен в штат инспектором ДПС, и уже в сентябре меня направили в Расторгуево, в центр переподготовки. Отучился там полгода и после чего уже вышел на дорогу в форме, как полагается. Сначала служил на Старом Симферопольском шоссе, а потом, как и всех молодых, меня поставили на самый по тем временам оживленный пост, который находился на 105 км, то есть за окским мостом. Как сейчас помню: до 11 часов вечера старая дорога замирала, и транспорт шел по трассе на Крым. Хотя с сегодняшним движением никакого сравнения нет — тогда машин было очень мало. Так строго на том самом мосту я и отслужил все 11 лет.

Параллельно со службой Сергей Петрухин учился. Когда в 1990-м получил диплом о высшем образовании, тогда ему и присвоили первое офицерское звание — лейтенант милиции. Ну а далее пошло как по накатанной: через год — старший лейтенант, еще через три года — капитан. Технологический прогресс в 10-й дивизион, а потом уже и в 13-ю спецроту пришел, правда, нескоро. Когда вроде бы по всему Советскому Союзу якобы были распространены такие приборы фиксации скорости, как «Фара», здесь же приходилось вместо радара использовать обыкновенные секундомеры.

Да и форма была тогда неудобная. Взять, например, зимнее обмундирование: тяжеленный тулуп, ватные штаны да валенки. Ничего не скажешь, не мерзли, но особо за преступниками не побегаешь. Но бегали — куда деваться.

— Я помню пьяного остановил на балабановском посту. Протокол составляю на него. Тут он как выхватит у меня документы и как дал деру! Запрыгнул в свою машину и уже успел вставить ключ. Я же, как снеговик, огромный и неуклюжий, помчался за ним. Прямо на ходу открываю дверь и выдергиваю ключи. Ой, а пьяных на дороге было полно! Вот не поверите, сколько я служил, столько они и ездили, — вспоминает ветеран милиции Сергей Петрухин. — Да, со временем дорога, как и общество, менялась. Появились новые трассы, из-за границы хлынули иномарки. Увеличился поток автотранспорта, скорости уже пошли бешеные. Безусловно, много новых возможностей появилось благодаря компьютеризации — раньше же все примитивно было: угнанную машину выявляли по перебитым номерам. Да и сам народ стал более грамотный, знающий действующие законы. Однако все-таки вот что я скажу: при советской власти совсем другие были водители, да и отношение у них к сотрудникам Госавтоинспекции было другим. Тогда уважали милицию, не то что сейчас.

Да, те самые лихие девяностые коренным образом отразились на службе в Госавтоинспекции. Лихачество было не только на торговых биржах, когда рубль стремительно падал, но и на дорогах.

Дмитрий Петрухин (слева) со своим напарником Виктором Виноградовым (справа).

Вот и спустя годы из памяти Сергея Дмитриевича никак не выходит страшное ДТП, которое произошло 12 июня 1994 года. Тогда отмечали День России, и москвичи хлынули на дачи. Накануне дорожники на крутом спуске к реке Сушка, что на Борисовском шоссе, только-только на дорожное полотно уложили битум. Но неожиданно пошел дождь, поверхность стала скользкой, как лед. Безусловно, аварии можно было бы избежать, если бы не грубое нарушение водителями скоростного режима... В течение первого получаса произошли ДТП с несколькими летальными исходами, но машины продолжали лететь, врезаясь в месиво из металла и людей.

— Это страшно. Водители не обращали внимания на знаки, на конусы, которыми мы все оградили, а они сломя голову неслись на дачу. Мы только и успевали кричать другим: «Уходите с дороги!». Тут, как сейчас помню, едет с московскими номерами «каблучок». И он со всего маха влетает в стоящий на аварийке КАМАЗ. Сам-то водитель увильнул, а правой стороной подъехал прямо под прицеп. Жена его погибла тут же. Погибших было четыре человека, про раненых даже не скажу. Как сейчас помню, мы первую аварию начали оформлять в 12 часов, а последнюю закончили аж за полночь. Такое не забывается, рад бы забыть, да не можешь.

В 1995-м Сергея Дмитриевича, как он говорит, пригласили в кабинет, то есть загрузили бумажной работой. В должности начальника админи-стративной практики он и служил до 2018 года.

— Ой, да и там адреналина хватало. Пришел в кабинет и стал наставником. Всех отправляли в административную практику, учиться писать протоколы. При этом как каждое усиление, так я на дороге. Расслабляться не приходилось.

Всего же в родном подразделении он прослужил тридцать три с половиной года. Почему по его стопам пошел сын? Сергей Дмитриевич сам не знает. Не агитировал. Напротив, говорил: «Подумай, сын! Может, не надо?».

— Если говорить честно, то я другого себе и не представлял, — рассказывает Петрухин младший. — Все мое детство прошло здесь. Во-первых, все праздники, День ГАИ мы всегда отмечали всей ротой, семьями. По сути, мы и были единой большой семьей. Во-вторых, пример отца. Нет, безусловно, были мысли в техникуме попробовать себя в чем-то другом. Но после службы в армии прямиком пошел в наш отдел кадров. Помню ли я свой первый день службы? — на мой вопрос Дмитрий Сергеевич немного призадумался.

— Я помню, — перехватывает Сергей Дмитриевич. — Его боевое крещение состоялось 19 июня 2013 года. — После этого отец и сын громко рассмеялись, видимо они вспомнили, как это было: в первый раз в первый класс. — Ну, ничего, всякое бывает.

— Да, папа мне поначалу всегда давал наставления. Дело очень ответственное и опасное.

— Не жалеешь, что пошел? — спрашиваю я Петрухина-младшего.

— Не буду скрывать: бывает всякое. Люди ничего не видят, несутся, сами не зная куда. Вот взять даже водителей грузовых транспортов. Старый водитель займет крайнюю правую и будет ехать себе 50–60 км в час, еле-еле тащиться, а вот молодежь загружается под 50 тонн и несется под 120 км в час. И для таких нет никакой разницы, что гололед, что снег. Чтобы предотвратить трагедии, объясняем этим лихачам о необходимости соблюдений Правил дорожного движения. Вот и несем службу.

Правда, во время нашего интервью Дима умолчал про один случай, который приключился с ним вместе с его напарником Виктором Виноградовым. Дело было в январе 2020 года. Проезжая мимо деревню Чепелево, они увидели поднимающиеся над крышей одного дома клубы дыма. Сотрудники 8 батальона подъехали прямо к дому, параллельно вызвав экстренные службы. Через окно первого этажа полицейские увидели в комнате двух пожилых женщин. Виктор Виноградов вывел на улицу пенсионерок 88 и 66 лет, а Дмитрий Петрухин помог им дойти до патрульного автомобиля. Кстати, вместе с хозяйками была спасена и их собака. Чтобы пожарные не тратили драгоценное время, инспекторы ДПС предусмотрительно открыли ворота дома. В результате, при пожаре никто не пострадал, а пожилые женщины дождались подоспевших родственников в полицейской машине.

К слову, в семье Петрухиных, подрастает еще один инспектор ДПС. Правда Артему, сыну Димы, только в сентябре исполнится четыре года.

— Гаишник еще тот! — смеется дед. — Дай ему фуражку, дай ему жезл! А потом не отнимешь.

Вот такая династия Петрухиных, а значит, продолжение следует…

 

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 21 апреля 2021

Заголовок в газете: Продолжение следует…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру