— Пришел я на службу в 1976-м, прямо после армии, — начинает свой рассказ Николай Киселкин.
— Ого, я родилась в 1979 году. А вы приступили к службе на три года ранее. Боже, это же сколько лет вы служили? — удивляюсь я.
— Всего Госавтоинспекции я отдал 39 лет, 4 месяца. И, заметьте, служил только в одном подразделении. Больше меня у нас никто не прослужил.
— Так что можно сказать, что вы побили все рекорды!
— Ну можно сказать и так.
Интервью с Николаем Киселкиным проходит непринужденно и легко, что совсем не свойственно для собеседников из органов: люди при погонах, кажется, на подсознательном уровне сторонятся журналистов, при ответе тщательно взвешивают каждое свое слово, а вот Николай Александрович радушен. Складывается такое ощущение, что в его кармане припрятана не одна пачка историй о его службе. По воспоминаниям Киселкина, без преувеличения будет сказано, можно писать не один том воспоминаний о развитии Госавтоинспекции.
Он пришел на службу в 17-е отделение дорожного надзора, как уже было сказано выше, в 1976 году. Впрочем, о Госавтоинспекции молодой парень даже не думал: после срочной службы планировал вернуться на текстильное предприятие, на котором он успел полгода проработать до призыва помощником мастера. К слову, на фабрике вырисовывались хорошие перспективы — обещали дать направление в институт. Но его перехватили прямо в военкомате, куда он пришел ставиться на учет.
— Там находился Анатолий Кузьмич Башакин, инспектор дорожного надзора. Он мне и говорит: «Давай, приходи в органы!». Так я по путевке и попал в 10-й дивизион, — вспоминает Николай Александрович. — После учебки в Расторгуево присвоили звание младшего лейтенанта и поставили меня простым инспектором ДПС. А потом уже через два года меня сунули в дознание, моему Сашке еще и года не было.
Теперь тот самый Сашка уже командир взвода 8 батальона, и у него в подчинении порядка 20 человек. Капитан полиции Александр Киселкин слушает наш разговор молча. Отец и сын внешне похожи, а вот характеры, видимо, у них абсолютно разные: если старший Киселкин эмоциональный, очень открытый, то младший, напротив, сдержанный, закрытый. Впрочем, может, это он только в нашей редакции такой. Мы же, автолюбители, тоже по-иному ведем себя с инспекторами ДПС.
— Ну а потом, в 1982 году, назначили заместителем командира, — продолжает свой рассказ Николай Александрович. — Руководителем был в то время Калинкин, так мы вместе с ним и прослужили до 1987 года. Параллельно учился в филиале ВЗИСИ (Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт). Так что по специальности я еще и инженер-механик.
В каждый период службы возникали свои трудности. Во-первых, на то время действовало более десяти постов ДПС, которые были разбросаны от Ступинского и Чеховского района до Заокского Тульской области. Сейчас, наверное, мало кто вспомнит старый, расшатанный деревянный мост через Оку, который шел на Подмоклово. А вот Киселкин со своими сослуживцами рассекал по нему на мотоцикле, гонясь за правонарушителями. Но это все мелочи. Куда сложнее и страшнее сообщить матери о гибели при исполнении обязанностей ее сына.
— Убили сержанта Александра Королева: рецидивист вонзил нож в сердце. После случившегося я и Сашка Максимов поехали в Старые Кузьменки, к его родным. До сих пор помню: подъезжаем, а это был двухэтажный дом, а в окне стоит его мать, ждала сына. Она сразу поняла, что произошло. Как заплачет! Как подобрать слова? Да никак. Потом, спустя годы, общался с родными погибших наших ребят при ДТП. Да страшно все это, когда молодые гибнут.
Мы разглядываем фотографии. На черно-белых оттисках запечатлена история 10-го дивизиона, 13-й спецроты. К слову сказать, Николай Александрович ничуть не изменился: та же улыбка, та же густая копна на голове.
— Ой, а это фото сделано на площади Ленина, рядом с Домом пионеров, — говорю я, разглядев знакомую с детства массивную чугунную ограду, которая окаймляла небольшие скверики вокруг «круглого» магазина.
— Да-да, здесь как раз и располагался наш дивизион, — подхватывает Николай Киселкин. — Мы тут всегда находились. Отсюда и ездили на службу. Тогда скоростную только-только начали строить, хотели успеть к Олимпийским играм. Трассу-то достроили, но принять не успели. Так и встречали Олимпийский огонь по Старой симферопольской.
— То есть вы застали олимпиаду?
— Застали? Я лично встречал Олимпийский огонь с границы Тульской области, прямо за новым мостом. Спортсмены бежали с факелом. Мы шли впереди, обеспечивая безопасность движения. Сначала у Бутурлинской развязки был митинг (там у нас пост как раз находился), потом в Чехове, людей было очень много. Огонь несли через все деревни, через все села. Да, долго все это проходило. Так что видел я все это. К слову, кого я только ни видел во время своей службы. Даже Брежнева, когда он приезжал в Протвино. Члена политбюро Виктора Васильевича часто видел. Ой, да кто к нам только не приезжал!
— А Путина видели?
— Конечно. Тогда Владимир Владимирович приезжал к ветерану Великой Отечественной войны Антонине Владимировне Ефремовой.
Николай Александрович живо рассказывает одну историю за другой. Одну тему он явно обходит стороной и не хочет вспоминать — командировку в Ингушскую и Чеченскую республики. Это был 1993 год, Первая чеченская война будет объявлена намного позже, однако та самая война уже шла: скрытная и подлая. Капитана милиции Киселкина назначили командиром отряда, в составе которого были сотрудники подразделений Госавтоинспекции разных регионов: Москва, Орловская и Воронежская области. Всего — 124 человека. Можно только догадываться, что испытывал командир, когда была возложена на его плечи такая серьезная ответственность. Нет, не обеспечивали безопасность дорожного движения. В задачах отряда розыск преступников, сдерживание преступного элемента на 105-м блокпосте, который располагался на границе Ингушетии и Северной Осетии, в народе его прозвали «Черменским кругом». Словом, находились ребята на передовой.
— Нас постоянно обстреливали. Да вы и по фото можете увидеть, что пост весь разрушен. Три месяца там пробыл. Знаете, главное, что у меня никто не погиб. До этого из других отрядов ребята гибли.
После той командировки Николаю Киселкину присвоили звание майора. В этом же звании, в должности командира роты он и уволился в 2013 году из органов. Уходил, как рассказывает Николай Александрович, тяжело. На пенсии все время не хватало службы. Но закон есть закон: нельзя было служить по достижении предельного возраста.
— Ты бы еще и сейчас послужил, только бы позвали, — вдруг, совершенно неожиданно вклинивается в беседу Киселкин-младший.
— А вы, наверное, пошли в Госавтоинспекцию по настоянию отца? — обращаюсь к Александру Киселкину.
— Что вы, он не хотел этого, — смеется Саша.
— Я до сих пор не знаю, что он туда пошел? Из всех четверых детей один только он служит, — с категоричными нотками, но не без доли гордости говорит отец.
— Так остальные — девчонки! — ставит точку в этих коротких прениях Киселкин-младший.
После окончания школы в 1995 году Александр идет в армию, служит в ГРУ. После демобилизации подает документы во вневедомственную охрану. Пройдя обучение в Егорьевске и получив необходимый допуск, он переводится на службу в 8 батальон. Потом он уже получит юридическое образование в РГСУ.
— Сначала меня определяли на 36 км пост скоростного шоссе, где сейчас находится Макдональдс. Начинал я в должности инспектора ДПС. Уже 21 год, как служу. Теперь вот командир взвода, в подчинении у меня около 20 человек. Так что я всю жизнь в 8 батальоне, 15 лет ездил туда.
Сегодня 13-я спецрота и 8 батальон — одно целое. К слову сказать, попытка объединения подразделения была еще в 80-х годах. Да-да, интересный факт, не правда ли? Оказывается, до боли актуальный в наши дни термин «оптимизация» наблюдался еще в советские годы: в один момент в главном управлении вдруг решили сделать эксперимент, объединив Чеховское, Серпуховское ГАИ и 10 дивизион в одно целое подразделение. Однако кроме дополнительных трудностей это ни к чему не привело: инспекторы Госавтоинспекции вообще перестали появляться дома. Естественно, в таком виде ведомство просуществовало недолго. Но радость была недолгой: решили на этот раз объединить 10 дивизион с 8 батальоном.
— Вы только представьте, что людям на учебу и аттестацию приходилось ездить в Подольск, — вспоминает Киселкин-старший. — Если нужно получить какой-то документ, то тоже отправлялись в Подольск. А на тот момент не у каждого из нас был личный автотранспорт. Естественно, стали поступать многочисленные жалобы, как правило, от жен сотрудников. Мне по этому поводу даже пришлось ездить к генералу. В итоге организовали комиссию, организовали общее собрание, разъединили. А в результате реорганизации получилась 13-я спецрота с численностью порядка 130 человек.
Теперь, с тех времен, что уж говорить, много чего изменилось: убраны все посты, внедрены системы видеонаблюдения и фиксации скоростного режима, а у сотрудников ГИБДД, к слову, появился свой личный транспорт, как и у многих простых людей. Транспортный поток вырос в разы, ужесточилось законодательство, только служить сотрудникам Госавтоинспекции не становится легче.
— Нужно постоянно повышать свою юридическую грамотность, — говорит Александр Киселкин. — Постоянно вводятся новые правила, другие процедуры с судами. Да, служба сложная и опасная. Есть те, кому закон не писан, и потому они подвергают опасности себя и других. Но стараемся до каждого донести прописные истины. Ну как по-другому? Могу на пенсию и сейчас уйти, дослужился. Однако продолжаю служить.
Александр умолчал о страшной трагедии, которая произошла с ним в апреле 2016 года. В деревне Васильевское в ночное время при проверке документов на инспектора ДПС Киселкина водитель грузового автомобиля по неосторожности совершил наезд. В результате сотрудник полиции провел 8 месяцев в больнице. А по выздоровлению снова вышел на службу. Так вот и несет свою службу Киселкин. К слову, у Саши в семье растут двое сыновей и дочь. И поэтому будет совсем неудивительно, если общий стаж этой династии побьет все рекорды.