Почему ветеран МВД Михаил Антонов был против, чтобы его сын пошел в Госавтоинспекцию

Они знают, что дорога ошибок не прощает. Даже Влад, который служит в ГИБДД без малого два года успел увидеть многое, что уж говорить про Антонова старшего, отдавшего Госавтоинспекции более двадцати лет.

Почему ветеран МВД Михаил Антонов был против, чтобы его сын пошел в Госавтоинспекцию

— Как ваш сын попал в 8-й батальон?

— Вы об этом спросите его, — немного на эмоциях говорит ветеран МВД Антонов. — Отговаривал. А он ни в какую! Уж я, как никто иной, знаю, с какими трудностями ему придется столкнуться, что это такое. Поймите, за свою службу я потерял семь своих товарищей. Семь!

Молодой инспектор ДПС Влад Антонов молча слушает отца. С парнем я не знакома, встретились на интервью впервые, но за то время, пока мы общаемся, делаю вывод: мальчишка по-хорошему упрямый — идет к своей цели. Еще в колледже, где он учился на юридическом факультете, решил, что будет служить в 8 батальоне ДПС 2 полка (южный). Отец не разрешил. Что же, пошел в армию, где только убедился в правильности своего выбора. Не успел демобилизоваться, как направился в отдел кадров батальона.

— Да, помню свой первый выход на линию, — говорит инспектор ДПС Антонов. — Это было 28 июля 2019 года. Все прошло как надо, будто всю жизнь служил. Ну а что? Здесь же все свои. Со многими ребятами я вырос, так как отец часто брал меня и на работу, и на общие праздники. У нас здесь как большая семья.

— А папа помогал тебе? Если вдруг появлялся какой-то сложный вопрос, он давал тебе консультацию?

— Конечно же, помогал, — уже с улыбкой отвечает на вопрос сам отец. — В нашем деле очень много тонкостей и сложностей. Порой опытному сотруднику нелегко разобраться, что уж говорить про молодых.

Впрочем сам Михаил пришел в Госавтоинспекцию не таким уж и юным, как его сын. До этого успел и закончить мореходку в Кронштадте, и отслужить в составе морфлота механиком на Кольском полуострове и во Владивостоке . Если в Мурманске ходил на спасательных судах, которые выходили в море по сигналу SOS, то вот уже на Дальнем Востоке — в составе гидрографической службы. Но о романтике в этом случае говорить не приходилось. Как шутит сам Михаил, лайнер, на котором он служил, был огромным и белым, а работа — такая же огромная, но черная. Впрочем, любил он свое дело. Перечеркнули все лихие девяностые. Флот встал к берегу, корабли приварили, а весь личный состав попал под тотальное сокращение. Старшина второй статьи Михаил Антонов не стал исключением, и ему ничего не оставалось делать, как вернуться в родное Пущино.

— Да, мечта моя была разрушена. На дворе стоял 1993 год. Нужно было что-то решать, и я пошел в 13-ю спецроту, — вспоминает Михаил. — Почему органы МВД? Служба — это мое, мне нравятся форма, порядок, дисциплина. А что такое дисциплина, мне говорить вам, думаю, не надо.

И вот уже в сентябре младший сержант Антонов занимается обеспечением безопасности на контрольных постах 105 км, 101 км, осуществляет патрулирование на маршрутах. Он закончит Московскую академию коммунального хозяйства и строительства и получит специальность инженер-механик производства автоматизации, механизации производственно-дорожной и строительной техники. И полученное образование ему очень пригодится во время службы. Но это будет чуть позже.

— Нашими наставниками были взрослые инспекторы, которые прослужили в этой структуре всю свою жизнь. Это люди советской закалки, выпускники партийной школы. Очень много ценного и полезного они нам прививали: порядочность, честь мундира. Это не просто слова. Да оно и сейчас есть. Большинство ребят, которые служат в батальоне, очень грамотные и порядочные.

Инспектор ДПС, старший инспектор ДПС, старший инспектор по розыску... начальник штаба — заместитель командира 8-го батальона. Служба Михаила шла стремительно вверх. Уволился майор полиции Антонов в 2016 году.

— Вы столько лет прослужили, стали по сути свидетелем исторических событий в нашей стране. Скажите, за эти годы портрет водителя менялся?

— Безусловно, как менялась и вся структура МВД, — рассказывает Михаил Антонов. — В самом законодательстве произошло много изменений. Если долгие годы мы работали по одному административному кодексу, по которому была выстроена и отточена вся работа, то в один момент, а именно в 2002 году, выходит новый. Потом вновь последовали изменения, снова... Приходилось моментально переориентироваться в новых нормах закона, а это, поверьте, очень сложно.

Много изменений произошло и в форменном обмундировании сотрудников Гос-автоинспекции. Когда Михаил только заступил на службу, то каждому выдавались шинель, тулуп и сапоги. При этом главным атрибутом, по словам ветерана полиции, для них была белая портупея.

Всего за период службы Михаила Антонова в ГАИ-ГИБДД было три вида обмундирования. Безусловно, с каждым разом форма менялась только в лучшую сторону, становясь более удобной и комфортной. Изменения коснулись и нагрудных знаков, их тоже было три вида. Менялась и сама дорога... Если вначале по федеральным трассам движение утихало до 22 часов и за всю ночь можно было встретить пару одиночных автомобилей, а первые молоковозы появлялись в районе пяти часов утра, то постепенно движение стало нарастать. Сейчас же движение не прекращается ни днем, ни ночью.

— Я хорошо помню празднование Нового года. Каждый раз уже в 22 часа весь транспорт пропадал, потом дороги были пустыми два-три дня. Картина стала кардинально меняться, когда у людей появилась возможность получить в собственность грузовую технику (раньше такой автотранспорт находился в распоряжении колхозов и государственных предприятий). Конечно же, в основной массе грузовой автопарк был очень изношенным, но сами люди пытались его как-то доработать — нужно было зарабатывать деньги. Бывало, едет грузовик, а габаритные огни стоят не в нужном месте. Проводишь разъяснительную работу. А потом и вовсе хлынул транспорт с Европы, на наших улицах появились иномарки, после чего уже в какой-то масштабной математической прогрессии началось увеличение автомобильного потока. В Москве стали появляться пробки, что было в те годы совершенно немыслимым делом, заторы на МКАДе. Автомобиль стал не роскошью, а средством передвижения. Но самое главное, возвращаясь к вашему вопросу, портрет водителя изменился. За руль села молодежь. Стало формироваться поколение бесшабашных, безответственных водителей. Впрочем, уже к 1997 году картина изменилась в лучшую сторону. Ребята стали получать образование, и это отразилось, конечно же, на дороге: появилась культура вождения, культура в общении. Менялся и внешний вид автолюбителей. Теперь они были одеты не в грязные джинсы и растянутые китайские джемперы, а в отглаженные рубашки и брюки. Если тебе раньше хамили, то теперь: «Здравствуйте! Добрый день! Благодарю!».

Да, много хорошего можно было увидеть на дороге, но был и тот негатив, который остался в памяти Михаила Антонова огромным кровавым пятном. Никогда он не забудет те смены, когда ему с сослуживцами приходилось участвовать в ликвидации последствий ДТП и в оформлении дорожных аварий с летальным исходом.

— Одно дело — война, там ты понимаешь, что у тебя есть противник, — говорит Антонов-старший. — И, соответственно, войны без жертв не бывает, но когда смерть наступает в мирное время, когда, например, семья едет на отдых... когда гибнут совсем маленькие участники дорожного движения... За какую-то долю секунды происходят жизненные трагедии. В одночасье люди лишаются близких, детей, жен, мужей, отцов, матерей. Это жутко. Нет ничего страшнее, чем видеть истерзанных детишек.

Мы с Михаилом Антоновым много говорим о том, что современные СМИ, к огромному сожалению, мало внимания уделяют пропаганде безопасности дорожного движения. Неоспоримый факт! Для меня как для журналиста, пишущего на эту тему уже более шести лет, это огромная боль: один в поле не воин. При этом каждый раз, когда происходит какая-то жуткая авария, я начинаю себя ругать, что со своей стороны где-то не доработала, где-то не дописала. Точно такие же чувства испытывают сотрудники Госавтоинспекции. Много информации о соблюдении ПДД не бывает. И если бы те же самые блогеры, жаждущие словить хайп на провокациях сотрудников ГИБДД, направили свои силы и ресурсы на пропаганду безопасного вождения, то пользы для общества они принесли бы гораздо больше. Но, увы.

— На самом деле сотрудники Госавтоинспекции больше других заинтересованы в снижении аварийности на дороге. ГИБДД не карающий орган, — продолжает Михаил Антонов. — Основная цель нашей службы не привлечь водителя к ответственности, не выписать ему штраф, а предупредить его. Бывает, остановишь водителя, а тут видишь, что он на взводе. Ситуации бывают разные: может, у него что-то в семье произошло или на работе, и в таком нервном состоянии он сел за руль. В этом случае инспектор ДПС все поймет и постарается сделать все от себя возможное, чтобы далее автолюбитель поехал в хорошем настроении. Он поговорит с ним на отвлеченные темы, похвалит за хорошую резину или же отметит, какой у него хороший автомобиль. Так, невзначай спросит: а сколько же у его авто лошадиных сил? Хотя в документах все это прописано. Завяжется диалог, человек начнет улыбаться, настроение его изменится, и далее он поедет уже совсем другим.

Да, как уже было сказано выше, время сильно меняет портрет водителя; сильно оно изменило и облик самого Госавтоинспектора. И все же неизменным остается одно: инспекторы ДПС продолжают с огромной ответственностью и самоотдачей нести свою службу и в любую минуту придут на помощь. Ну а мы, водители, что бы там ни говорили, все равно где-то в глубине самих себя побаиваемся этих людей в погонах, и, если вовремя не пристегнулись, при виде инспекторов судорожно начинаем накидывать на себя ремень безопасности.

— Стоишь, тут видишь, что при виде тебя водитель судорожно начинает пристегиваться, и радуешься за него: «Ну хоть здесь пристегнулся — молодец!», — говорит Антонов-старший.

— А что, вы даже на дальнем расстоянии это видите?

— Мы все видим. Видим и про себя улыбаемся. Мы же только на вид очень строгие, — раскрывает большую тайну Михаил.

Свой взгляд бросаю на Антонова-младшего. На его лице — ни черточки эмоции. Весь разговор Влад просидел молча, с вытянутой спиной. Строгость свою он проявляет даже в кабинете главного редактора «МК в Серпухове». Да, еще раз убеждаюсь, что мальчишка по-хорошему упрямый. Вот и на заочное отделение университета МВД он поступил, из-за пандемии с сентября следующего года начнет учиться. Учиться, как сделать так, чтобы количество ДТП становилось все меньше. Учиться напоминать участникам движения о горькой истине: дорога ошибок не прощает.

— Михаил, забыла вас спросить: так все-таки какой вид нагрудного знака вам больше всего нравился?

— Конечно же, первый, в форме сердца. И носили мы его аккурат в области сердца. На красном фоне большими золотыми буквами было написано: «ГАИ».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 9 июня 2021

Заголовок в газете: Нагрудный знак в форме сердца

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру