Непридуманная история: из инженера в сотрудники Госавтоинспекции

Этот человек всегда на посту. Нет, он не стоит на дороге под палящим солнцем и под проливным дождем, однако его служба не менее важна и ответственна. И даже на перерыв времени нет.

Непридуманная история: из инженера в сотрудники Госавтоинспекции

Майор полиции Игорь Харламов – старший инспектор дежурной части 8-го батальона. Говоря простым языком, он тот, кто принимает информацию о происшествиях и координирует действия сотрудников дорожно-патрульной службы, которые в этот момент находятся на разных локациях. Работа, если учитывать автомобильный поток и скорость его движения, не из легких. Отлучиться из диспетчерской практически невозможно: то позвонили очевидцы или участники ДТП, то поступило сообщение службы 112, а еще может в любой момент сработать система онлайн-перехват, которая определяет транспорт, находящийся в розыске. Действовать приходится молниеносно. Вот и сейчас, пока Игорь тезисно, очень сжато рассказывает о себе, его напарник держит руку на пульсе.

— Дежурство у вас длится сутки? — спрашиваю я.

— Сутки, — отвечает Игорь Харламов. — Но время пролетает быстро. Вот сами посудите, в половине седьмого утра приезжаем на развод. Приступаем к дежурству. Если произошло учетное ДТП, то на оформление всех документов уходит несколько часов.

«Учетное ДТП» — термин не на слуху. Для простого обывателя он совсем непонятен, а сотрудники ГИБДД не любят его лишний раз произносить. Дело в том, что на профессиональном языке это означает дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими или же погибшими. Мы общаемся с Игорем Владимировичем в классе для проведения занятий с личным составом. На доске цветными маркерами в ежедневном порядке ведется учет ДТП со сравнением за аналогичный период: количество аварий, количество пострадавших, количество погибших, количество пострадавших в аварии детей. Смотрю я на эти цифры, и так становится страшно! Зачем люди мчатся навстречу своей собственной гибели?

— Вам же зачастую звонят люди, находящиеся в стрессовом состоянии: пострадавшие они или же просто свидетели трагедии, но они испытывают шок. Как вы общаетесь, как вы подбираете слова?

— Во-первых, мы начинаем с таких слов: «Добрый день, чем я могу вам помочь?». Уже фраза сама по себе располагает к общению и немного успокаивает. Человек теперь знает, что ему сейчас окажут поддержку, что он не один. Далее, после того, как получим всю необходимую информацию: что произошло, где, есть ли в машине дети (проблема детского травматизма у нас стоит на первом месте), говорим людям, чтобы они не переживали, что скоро приедет наряд. После этого смотрим, какая машина в данный момент находится ближе всего к месту происшествия, связываемся с нарядом и передаем всю информацию. При этом сами ребята, когда приезжают на место, стараются быть максимально деликатными и тактичными даже с виновниками. Мы же понимаем, что люди находятся в стрессе.

Игорь Харламов знает, о чем говорит. Он сам много лет прослужил инспектором ДПС и за свою жизнь повидал много смертей, в том числе детских. Нельзя сказать, что с годами сотрудники полиции привыкают к этим жутким картинам, нет. Как говорит Игорь Владимирович, в этой ситуации ты смотришь на все как врач на пациента: действуешь оперативно, профессионально и без эмоций, потому что эмоции только мешают делу.

Он никогда не думал, что будет служить в органах. Игорь Харламов, отучившись сначала в приборостроительном техникуме, а потом уже и в институте по специальности инженер радиоэлектронной аппаратуры, в одной из лабораторий НИИ Прикладной микробиологии Оболенска разрабатывал экспериментальные установки, аналогов которым не было в стране. Проработал в научно-исследовательском институте шесть лет, вплоть до 1993 года, когда в новой России перестали быть нужны как НИИ, так и экспериментальные установки. В это время у Харламовых только-только родился второй сын, нужно было как-то кормить семью. Что делать?

В Протвино, где жил Игорь, открывается пост ГАИ, и вчерашнего инженера пригласили на службу инспектором ДПС. Тогда милиция была единственным местом, где была какая-то стабильность, поэтому Харламов надел форму. Через два года, в 1995-м, Харламова переводят на должность инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения, на протяжении нескольких лет он вместе с педагогом ДЮЦ «Горизонт» Татьяной Васильевной Макаровой будет прививать маленьким протвинцам азы Правил дорожного движения. Более того, в 1998-м команда юидовцев наукограда победила в областных соревнованиях, оставив далеко позади многолетних фаворитов из Подольска и Домодедово.

Карьера Игоря Харламова медленно, но верно шла вверх: инспектор по розыску, инспектор РЭА, начальник РЭА, замначальника ГАИ г.о. Протвино.

— Вот меня всегда поражало, что у маленького городка Протвино есть своя Госавтоинспекция. Неужели там такое движение?

— Ну как вам сказать, в городе проживает порядка 35 тысяч жителей, при этом в среднем за год в Протвино происходит восемь — десять учетных ДТП.

Боже, опять те самые учетные дорожно-транспортные происшествия… И как страшен коэффициент!

— Вы не жалеете, что пришли в Госавтоинспекцию?

— Все получилось так, как предопределила Судьба. Да, до этого работа у меня была интересная, по специальности, но и в ГИБДД тоже нужны люди, которые всегда готовы прийти на помощь к другим. И мы это делаем.

То самое «мы» можно по праву отнести как к сотрудникам 8-го батальона в целом, так и к сыновьям Игоря Харламова: те самые мальчишки, ради которых отец ушел в ГАИ теперь сами служат в органах. Старший Александр после окончания Московской школы милиции пошел в протвинское ДПС, теперь он старший инспектор, а младший Павел, получив юридическое образование в Московском университете МВД, расследует экономические преступления в Чеховском УВД. Сам Игорь Владимирович служит в 8-м батальоне с 2013 года, тогда подразделение еще было 13-й спецротой. Пригласил сюда опытного сотрудника командир Сергей Кабанов.

— Безусловно, если бы тогда, в 1993-м я не пришел в органы, то и дети пошли бы по совершенно другой стезе. Это точно. Они росли на моей службе. А еще мальчишек всегда брал на все фестивали и конкурсы по пропаганде безопасности дорожного движения. Это были, как правило, яркие, очень запоминающиеся мероприятия с демонстрацией современной техники. Вот и стали они полицейскими.

Увы, наш разговор приходится спешным порядком заканчивать. Служба, как известно, не ждет! В любую секунду может поступить сообщение или раздаться звонок с просьбой о помощи. И тогда майор полиции, старший инспектор дежурной части 8-го батальона Игорь Харламов сделает все, чтобы помощь пришла незамедлительно.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 30 июня 2021

Заголовок в газете: Он знает, чем и как помочь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру