Сергей Савоськин: «Никогда не предполагал, что буду работать в органах»

В минувшее воскресенье, 25 июля, сотрудники Следственного Комитета отмечали свой профессиональный праздник. В этот день еще в 1713 году был издан именной указ Петра I о создании следственной канцелярии гвардии майора Семеновского полка Михаила Волконского — первого государственного органа России, наделенного полномочиями проведения предварительного следствия со статусом подчинения непосредственно главе государства. Именно она, по сути, стала родоначальницей сегодняшнего Следственного комитета. Как работают сегодня сотрудники СК и какова специфика их службы — об этом накануне праздника попыталась узнать главный редактор «МК в Серпухове» Яна Киблицки.

Сергей Савоськин: «Никогда не предполагал, что буду работать в органах»

В Серпуховском следственном отделе ГСУ СК России по Московской области не до торжеств — работы хватает. Впрочем, на этот раз серпуховским следователям чуточку повезло: свой праздник они отметят в полагающийся выходной в кругу семьи и друзей (ну за исключением тех, кто в этот день находится на суточном дежурстве). А вот старшему следователю Сергею Савоськину, наверное, повезло больше всех: день его рождения практически совпадает с профессиональным праздником. Да и вообще судьба Сергея Александровича настолько переплетена со Следственным комитетом, что сегодня это уже одно целое. Впрочем, следователь Савоськин, которому будет суждено расследовать резонансные дела, в профессию пришел совершенно случайно. И вряд ли бы мы вот так беседовали, если бы вчерашний выпускник юридической академии отправился на встречу по другой улице и не прошел мимо здания Следственного Управления по Рязанской области.

— Это было в 2012 году. Никогда не предполагал, что буду работать в органах. Пришел из армии, служил я в танковых войсках старшим водителем и думал, чем в этой жизни мне заняться. Просто шел по улице родной Рязани, прохожу мимо здания Следственного комитета и из праздного интереса решил в него зайти, — вспоминает Сергей Савоськин. — Зашел. Дежурный меня спрашивает: «Вы к кому  пришли?». Отвечаю: «В отдел кадров», «Вам назначили?», «Да». Дежурный позвонил начальнице отдела кадров, назвал ей мою фамилию, и та почему-то сказала меня пропустить, хотя я, собственно, не записывался, ни с кем не договаривался. Узнал, в чем состоит работа, что для этого нужно. В итоге собрал пакет документов, и меня назначили помощником. Отходил в этом качестве четыре месяца и получил первое назначение в город Сасово.

Так в 200 километрах от родного города и началась служба молодого следователя. Это была сельская местность, где в зоне оперативного обслуживания находилось четыре муниципальных района, а это расстояние от их границ 110–170 км. Бывало, утром выезжает следователь на место преступления, а тут поступает вызов в другой район. Снова приходится преодолевать огромные расстояния. Но не успеешь решить все дела, как вновь нужно отправляться в дорогу. В лучшем случае вернешься домой к полуночи.

— Это идеальная школа, когда хочешь начать работу в следствии. Да, вроде бы небольшие районы, а именно здесь можно все пощупать, изучить, здесь обучению уделяли много времени.

— А вы помните свое первое дело?

— Если говорить про дела, то нет ни одного, которого бы я не помнил, — отвечает Сергей Александрович. — Помню их досконально. Тем более первые, на которых я учился. У меня сразу же было несколько дел: с двумя несовершеннолетними, совершившими хищение музыкального центра с проникновением  в жилище. Также одновременно расследовал причинение тяжкого вреда здоровью,  повлекшее по неосторожности смерть — ст. 111 п. 4. Обвиняемый был из Коломны, куда я ездил в командировку для изъятия документации о его психическом состоянии здоровья. До сих пор могу назвать его имя, дату рождения и даже адрес. Тогда же запомнил его слова при даче показаний о распитии спиртного, предшествовавшем совершению преступления. Вместо привычных «рюмки» или «стаканы» он сказал «пару лафетничков».  Такого я еще не слышал. Кстати, позже именно в Серпухове я вновь услышал  это подзабытое слово  от одного  из обвиняемых. Видимо, такая особенность речи жителей южных подмосковных городов. Служба в Сасово в течение трех лет дала мне хорошую школу. И наставники со мной были реальные, а не на бумаге. Теперь вот служу тоже в 200 километрах от родного дома, только уже в другом направлении.

— Почему именно Серпухов?

— Случайно. Был по делам в Москве, когда уволился из органов по семейным обстоятельствам, но скучал по профессии. Увидел здание ГСУ СК России по Московской области, зашел. Спросил. И меня взяли. Так моя история повторилась дважды, под копирку.  Предложено было несколько городов, но я попал в Серпухов и не жалею об этом. Это город интересный, самобытный, не зря же по результатам 2019 года он стал самым посещаемым городом Подмосковья среди туристов. Здесь сохранена историческая особенность. Вот выходишь на Ворошилова: посмотришь налево, направо — кажется, что ты попал в историческое прошлое. Радуют меня и живописные улочки. Интересный город, и дела здесь тоже интересные. Здесь есть определенное развитие.

— Отличаются серпуховичи от тех же самых жителей Сасово?

— Конечно, и очень сильно. Там в основном живут в деревнях, своим хозяйством. Жители необщительные. В то же время они очень хорошо разбираются в людях: сразу же видят, что ты из себя представляешь, потому и спрашивают за какие-то поступки и как с мужчины, и как с должностного лица.  В Серпухове люди быстрее идут на контакт с малознакомыми людьми. Могут прийти к тебе с требованием разобраться в том или ином вопросе, а сами потом не посчитают нужным явиться для дачи объяснения: «Я вам оставил сообщение, ну а вы уж разбирайтесь сами». Но зачастую на материалы проверки уходит больше сил и времени, чем на уголовное дело. Нужно все досконально проверить, отработать с источником, провести целый ряд различных мероприятий. Может быть это  установление личности, установление местонахождения кого-либо. Взаимодействуешь с различным кругом лиц, начиная от сотрудников полиции и до добровольцев. В той же Рязанской области люди готовы пойти навстречу следствию, оказать помощь в житейских и бытовых вопросах.  

— Получается, что здесь, в Серпухове, меньше уважают сотрудников Следственного комитета?

— Знаете, с опытом своей службы я скажу, что уважение или неуважение — сугубо личная оценка. Главное — выполнять профессионально свои обязанности. И тот, кто грамотен, кто разбирается в вопросе, правильно оценивает твою работу.

Сергей Савоськин рассказывает мне об убийствах, которые ему приходилось раскрывать в Серпухове, о преступлениях, которые совершают несовершеннолетние, о преступлениях сексуальной направленности против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Слушая его, мне становится страшно: как же можно жить, когда вся твоя работа связана с этим ужасом, иллюстрированным трупами и слезами потерпевших? Кстати, именно старший следователь Савоськин заканчивал следствие по резонансному делу с Маргаритой Грачевой, и именно он на протяжении полутора  лет расследовал тот страшный взрыв на автозаправке «Серпуховнефтепродуктсервис», в результате которого погибли три человека — теперь по этому делу в серпуховском городском суде оглашен приговор.

— Скажите, а вам трупы не снятся?

— Нет, не снятся. Это работа. На последнем курсе академии мы вместе с преподавателем ходили в морг на вскрытие. Важная деталь: преподаватель была беременной, но при этом у нее ни один мускул не дернулся. Она стойко перенесла сначала одно исследование, потом, когда уже вся группа ушла, мы с ней вдвоем присутствовали еще на двух исследованиях: наркозависимого лица и погорельца с пожара. Вот это профессионализм. Этот принцип «Делай как я» до сих пор вспоминаю.

Смотрю на Сергея: молодой, с мягкими чертами лица, огромными открытыми глазами. Но, что интересно, слушая его, мне кажется, что я общаюсь со специалистом, который отдал Следственному комитету не около десяти лет, а всю свою долгую жизнь. Блестящая речь, феноменальная (подчеркиваю, феноменальная) память и профессиональная хладнокровная непредвзятость. Впрочем, наверное, такими и должны быть следователи Следственного комитета.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 28 июля 2021

Заголовок в газете: Это работа

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру