"МК в Серпухове" узнал у кого улыбка в сорок два зуба

В этом году кинологической службе Серпухова исполняется 15 лет. Кажется, срок небольшой, но за эти годы были спасены сотни человеческих жизней. Про каждую из них можно писать отдельный остросюжетный материал. А история самой кинологической службы может лечь в основу добротной книги. Поэтому уместить полтора десятка лет жизни этого подразделения в одной статье ― задача не из легких. И все-таки мы попробуем, пообщавшись с «ветераном» службы ― старшим инспектором-кинологом кинологической группы МУ МВД России «Серпуховское» Ольгой Рябовой.  

"МК в Серпухове" узнал у кого улыбка в сорок два зуба
Прапорщик полиции Наталья Кузнецова.

 Неистовый лай заглушает разговор. Немецкая овчарка то ли от ревности, то ли отрабатывая свой хлеб, старается изо всей мочи.

— Закрой рот! — говорит капитан полиции Ольга Рябова, обращаясь к кобелю. Услышав это, пес резко обрывает свое «выступление» и, смиренно склонив голову, умолкает.

— Простите, но ведь у собаки пасть, — поправляю я старшего инспектора-кинолога кинологической службы МУ МВД России «Серпуховское».

— А у наших рты, — отвечает она.

Само подразделение было создано 10 ноября 2006 года по инициативе на тот момент начальника Серпуховского управления МВД Андрея Шебалина и его заместителя Андрея Борисенко. Нет, до этого сотрудники милиции также выезжали на поиск людей или места преступлений со служебными собаками. Но при этом о самостоятельной службе, с полагающейся тренировочной и материальной базой говорить не приходилось. И вот началась работа.

Капитан полиции Ольга Рябова.

Ольга Рябова здесь с первого дня основания кинологической группы. Со своим четырехлапым напарником, трехгодовалой немецкой овчаркой по кличке Рэй, она сразу же приступила к тренировкам. Да так интенсивно, что кобель в том же году стал призером подмосковного чемпионата. Это был первый служебный пес в подразделении. Рэй и Ольга, Ольга и Рэй — они всегда были рядом, всегда вместе. Выезжали на происшествия, выставлялись на соревнованиях, побеждали — пять лет счастья и взаимопонимания…

— Он чувствовал меня, я чувствовала его, и нам с ним ничего другого не надо было. У Рэя была куча заболеваний, — сказав это, Ольга Рябова резко оборвала свой рассказ. Ее душат слезы, впервые за свой большой журналистский опыт работы я вижу, как плачет сотрудник полиции. Поверьте, это очень больно.

Она умеет разговаривать с животными на одном языке, при этом не произнося ни одного слова. Стоит Ольге Рябовой только появиться в зоне видимости вольеров, как воздух начинает сотрясаться от восторженного, переходящего порой на визг многочисленного лая. Первая учительница капитана полиции до сих пор с улыбкой вспоминает, как Оля, будучи еще первоклассницей школы одного закрытого военного городка в Амурской области, однажды на весь класс объявила, что мечтает стать милиционером. Она будет в форме, как полагается, с погонами, а рядом с ней будет вышагивать овчарка.

Казалось, что где-то наверху, в небесной канцелярии, услышали мечту ребенка. И вот в один день сотрудник местной милиции, который одновременно являлся инструктором по дрессировке собак, решил собрать группу, преподавая детям военного городка навыки дрессировки. Нетрудно догадаться, кто стал одной из первых вольных слушательниц. Сначала это были лекции, потом практические занятия, а позже со своим наставником ребята стали выезжать на соревнования. После школы Ольгу ждала работа в качестве инструктора на площадке в алтайском клубе по дрессировке собак, а потом стажировка в различных школах и даже стажировки в полицейской академии в Голландии. Но погоны девушка наденет не сразу. Сотрудником правоохранительных органов она станет на космодроме Байконур, куда распределят ее супруга-военнослужащего — удивительная судьба, не правда ли? В Серпухове Ольга с 2006 года, снова после перевода мужа Андрея в Серпуховское высшее командное училище РВСН. По счастливому совпадению, именно в этом году в городе создается кинологическая служба. 

Изначально в штате было шесть человек. На сегодняшний день из первого состава службу продолжают нести двое — сама Ольга и прапорщик полиции Наталья Кузнецова. Работа непростая, требующая полного энтузиазма и самоотдачи, поэтому случайных людей в кинологической службе не бывает. Вот и дочь заместителя начальника полиции МУ МВД России «Серпуховское» майора полиции Дениса Пузырева — мечтала с юных лет работать здесь. Уговаривали отца всем коллективом. В итоге грозный и неприступный на вид начальник не выдержал натиска и сдался: Кристина Пузырева стала частью кинологической службы МУ МВД России «Серпуховское».

— На самом деле Денис Олегович сам не пройдет мимо кошечки, собачки, птички, — с улыбкой говорит Ольга. И как не улыбаться? Представьте такую картину: огромного роста силач, а Денис Пузырев многочисленный победитель и призер российских и международных чемпионатов по пауэрлифтингу и его отдельным движениям, вдруг проявляет нежность к братьям нашим меньшим. — Знаете, как он балует свою собаку? «Ледичка моя замерзла, поэтому Ледичку нужно уложить спать под одеялом». Вы посмотрите, она же на него и похожа – одно лицо. Смотришь и видишь Дениса Олеговича: те же складки, тот же взгляд. Леди Денисовна — это наш агент 007. Потом по вечерам она рассказывает Денису Олеговичу все, чем мы тут занимались.

Младший сержант полиции Кристина Пузырева.

А черной кане-корсо Леди Денисовне есть что рассказать: она здесь каждый день бывает со своей хозяйкой — младшим сержантом полиции Кристиной Пузыревой, у которой, помимо Леди, есть еще служебная собака — немецкая овчарка Энцелад Хенке Майя. К слову, сегодня в основном все кинологи работают со своими личными собаками. Собака тоже, как и сотрудник полиции, служит по контракту, получая довольствие и ветеринарное обеспечение — все как у людей в буквальном и переносном смыслах этого слова. Но, справедливости ради, нужно сказать, что к такой форме взаимоотношений пришли не сразу, через боль и слезы: «списанных» собак, принадлежавших МВД, было очень сложно пристроить. Не все готовы впустить в свои дома «детдомовских», как называют таких собак кинологи. Очередь из желающих ухаживать за такими питомцами, имеющими огромный букет приобретенных на службе заболеваний и проблем, не выстраивается. 

— Собака служит до восьми лет, далее она может продолжать работать по указанию ветеринара, — рассказывает старший инспектор-кинолог кинологической группы МУ МВД России «Серпуховское» Ольга Рябова. — Но я вам так скажу, что износ огромный. При работе носом нагрузка на организм просто огромная. Вы только представьте, когда собака идет по следу, то температура ее тела повышается до 40 градусов. Старой собаке тяжело, она не может держать нужный темп и потому вынуждена делать много остановок. Поэтому на восьмом году жизни виден ее износ.

— Ну а что дальше?

— А дальше она уходит на заслуженный отдых, наслаждается жизнью. Вот именно поэтому мы за то, чтобы кинологи работали со своими личными собаками, чтобы животные не были брошены. У одной детдомовской собаки диагностировали рак, уже пошли метастазы. И, вы представьте, прихожу я к людям и говорю: «У меня больная собака, возьмите ее к себе». Это огромная ответственность, которую не каждый возьмет на себя. Неужели я ее брошу? Нет, конечно же. Поэтому на семейном совете мы решили, что от пяти тысяч мы богаче не станем, но собака будет жить с нами: два месяца, год, два года, но жить. Прооперировали и забрали к себе. И знаете, смотрю я на нее, она хочет жить, как никто иной. Она гавкает, она ест, она радуется!

На стене кабинета, где мы общаемся, можно увидеть многочисленные награды чемпионатов регионального, федерального и международного уровней — все это результат одновременно кропотливого и титанического труда кинологов и самих служебных собак. Самое главное другое — благодаря таким многочисленным тренировкам удается находить пропавших людей или  же выходить на след преступников. Счет таких историй с того самого 2006 года идет на сотни. Одно то, что спасенную новорожденную девочку, брошенную нерадивой мамашей на путях железной дороги, назвали Ольгой, в честь старшего инспектора кинолога кинологической группы МУ МВД России «Серпуховское», которая и нашла ребенка, — говорит само за себя. Думаю, добавлять здесь что-либо бессмысленно, и, просто сдерживая слезы, хочется молча преклониться перед трудом этих самоотверженных, фанатично влюбленных в свое дело людей, за их огромную любовь к людям и животным…

…Воздух разрывает отчаянный лай собак, которым уже не терпится покинуть свои вольеры и преступить к тренировке. Солнце светит, желтая листва медленно кружит, опускаясь на землю. Сегодня дождя не будет, значит самое время начать работу как людям, так и четвероногим псам, у которых нет пасти, а только рот.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 20 октября 2021

Заголовок в газете: Без пасти

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру