Серпуховичка много лет собирает историю родной деревни

Преклонный возраст — не повод для уныния. Если ты молод душой, то несколько десятков прожитых лет — это не груз, а огромное достояние, которое порой даже трудно оценить.

Серпуховичка много лет собирает историю родной деревни
И. И. Макеева.

Журналист в своей работе сталкивается с самыми разными людьми: добрыми и не очень, удивительно умными и с теми, кто только хочет казаться таковым. Бывает, что от журналиста ждут слишком многого и, если он не оправдывает ожиданий, его обвиняют во всех смертных грехах. В общем, непростая профессия.

Встреча как подарок

И всегда бывает радостно, когда судьба сводит тебя с такими интересными и светлыми людьми, как Инна Иосифовна Макеева (в девичестве Ломаско) — жительница деревни Нефедово городского округа Серпухов. Эта удивительная женщина, чей возраст приближается уже к девяти десяткам лет, по-молодому полна задора, идей, живет активно, с большим зарядом оптимизма.

Мое знакомство с Инной Иосифовной началось с ее звонка. Бодрый голос, четкая уверенная речь: «Татьяна, у меня есть много интересного материала, я могу рассказать об истории деревни. Приезжайте!». Ну какой нормальный журналист откажется от такой возможности? Вот и я не смогла.

Нефедово — деревня очень интересная с исторической точки зрения. Она находится почти в черте города. Плотная застройка, но при этом сохраненный ­какой-то особый дух старины.

«Река Каменка разрезает деревню и течет по дну оврага, берега которого заросли ольхой, ивняком, орешником, рябиной, малиной… С запада от города деревню ограничивает железная дорога, которая является важной магистралью южного направления. От города д. Нефедово окаймляет река Кюлька (местное ее прозвище Нюня). Эти две реки впадают в Речму, а затем в Оку» (из записок И. И. Макеевой).

Небольшой дом Инны Иосифовны — воплощение того деревенского уюта, который более молодые поколения воспроизвести уже не могут. На стенах пестрые ковры, основательная мебель, настольная лампа с круглым абажуром, на столе — большая, пронзительно желтая тыква…

Наш разговор неспешен и обстоятелен. Инна Иосифовна рассказывает мне о своей жизни. Родилась она в августе 1935 года. Коренная серпуховичка. Вся родня у нее из Серпухова.

— Я чисто городской житель. Жила на Калужской улице. Пришла к нам вой­на, и моя семья уехала в эвакуацию в Чувашию на три года. Когда вернулись, снова поселились на Калужской. Училась в школе. Читать очень любила. Ходила все время в детскую библиотеку, которая раньше была на углу Московской улицы рядом с милицией. Я была очень активная и любознательная, занималась в изокружке Дома пионеров, — делится воспоминаниями моя собеседница.

После окончания школы-­десятилетки Инна Иосифовна сразу пошла работать в Серпуховскую библиотеку и поступила на заочное обучение в Московский библиотечный техникум. Вскоре по комсомольской путевке ее перевели в библиотеку деревни Нефедово, где она встретила свою любовь и судьбу Владимира Павловича Макеева.

С Нефедовской библиотекой связана вся жизнь Инны Иосифовны. Ее трудами собран обширный библиотечный фонд, велась большая общественная и научная работа. Ею созданы несколько очень интересных альбомов по истории деревни, библиотеки, о земляках — участниках Великой Отечественной вой­ны, о коммуне «Труд и знание» и колхозе «Земля и фабрика». Поистине неоценимые сведения, которые ни в коем случае не должны быть утеряны.

История как река

«Деревня Нефедова: душ 172/181 по 7‑й ревизии. Владение Московской казенной палаты крестьян, межевал 11 июля 1766 г. Гневышев, меж. утв. в 1821 г.» (Из записок И. И. Макеевой).

Деревня жила привычной в российской империи, а потом и в СССР жизнью. Многодетные семьи, большие подворья со скотиной и птицей, работа — на фабрике Рябова.

«На улице Малаховская была маленькая кузня. Леонов Никита Ильич торговал мороженым. Межжерев Борис заготавливал веники в Туле. Возил вагонами в Москву. Матрена была портнихой. Женщины пряли, вязали, работали в огороде, на фабрике. Старики сидели с ребятами. Церковный приход был в д. Бутурлино. В д. Нефедово были старообрядцы. Их приход был в д. Глазово». (из записок И. И. Макеевой).

В большом альбоме — целый пласт истории серпуховской земли. Все эти сведения кропотливо собраны Инной Иосифовной за годы работы. Но и сама она — это большая история, огромная вселенная жизненного опыта.

В шестидесятые годы она вместе с мужем вела в Нефедове молодежный кружок с добрым названием «Светлячок». Ребята с удовольствием занимались разными полезными и интересными делами: спорт, художественная самодеятельность, рукоделие, турпоходы — то, что нужно детям во все времена и при любом государственном строе. «Светлячку» Инна Иосифовна посвятила также большой альбом с бесценными с точки зрения истории фотографиями. С теплом она вспоминает каждого из ребят. Особо выделяет Александра Леонова, который вел фотолетопись клуба и деревни.

Моя собеседница рассказывает, вспоминает, иногда сожалеет о ­чем-то еще не сделанном, а я слушаю ее и думаю о том, что не зря жизнь человеческую сравнивают с рекой. Мы все действительно в историческом времени и пространстве плывем, словно в лодке наших забот, мыслей, радостей и печалей. Глядя на Инну Иосифовну, я понимаю, что прожить такую большую жизнь и остаться человеком оптимистичным, деятельным очень непросто. Что для этого нужно? Моя собеседница, хозяйка уютного дома этим секретом охотно делится.

Секрет как девиз

«Мне 80 лет, но мне уема нет. На свете я давно живу. Историю своей деревни я пишу» — жизненный принцип, своеобразный душевный ориентир Инны Иосифовны Макеевой. За годы жизни и профессиональной деятельности она была не только библиотекарем и молодежным организатором, но и председателем Нефедовского сельского совета, руководила местным Обществом охраны природы, возглавляла Горком проф-союза работников культуры, избиралась депутатом сельсовета. Состояла в Общественном комитете деревни, была заместителем председателя местного Совета ветеранов. Президиумом верховного Совета СССР Инна Иосифовна награждена юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100‑летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

Но главное дело для Инны Иосифовны — это ее альбомы. Когда она собирала сведения, то, по ее словам, «подключала абсолютно всех к этому». На страницах — жизнь сельчан и самого автора. Объема одной статьи не хватит, чтобы рассказать обо всем. Поэтому я озвучу большую мечту моей собеседницы: Инна Иосифовна очень хочет, чтобы нашелся человек, готовый издать эти альбомы отдельными книгами, чтобы история деревни и большой труд увлеченного светлой идеей человека не пропал даром. Чтобы не растворился во времени секрет того, как в «серебряном» возрасте суметь остаться молодым, стремящимся делать добро человеком.

А еще у Инны Иосифовны большая и дружная семья: двое детей, двое внуков и трое правнуков. Они все любят и опекают свою бабушку. И она о них говорит с теплом и любовью.

Во время нашего разговора Инна Иосифовна все время спрашивала по мере того, как я рассматривала альбомы и читала ее записки: «Ведь интересно? Правда интересно?». Да, да, да. Интересно в стотысячной степени, потому что история — это не сухие факты и даты, не глубокомысленные трактаты. История — это наша с вами жизнь, опыт предков, вот эти пожелтевшие фото и многочисленные свидетельства очевидцев больших и малых событий, из которых свивается бесконечная нить, уходящая концом в самый дальний космос. И в этом космосе есть место маленькой звездочке с названием «Деревня Нефедово».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 19 января 2022

Заголовок в газете: Нефёдовский космос

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру