Что думают жители Серпухова о масленичной неделе?

Праздники всегда привлекали народ. Но чем? Возможностью провести время с родными и близкими, встретиться с друзьями, посетить необычные места или же просто отдохнуть от серости будней? И пока одни праздники длятся сутки, масленица радует нас недельным забегом. При чем здесь бег? Каждый день таит в себе обычаи и традиции. Поэтому вам придется заглянуть ко всем знакомым на блины.

Что думают жители Серпухова о масленичной неделе?

Что вспоминает каждый из нас при упоминании масленицы? Символическое сжигание чучела, золотистые блины, хороводы, уличные забавы. Но отныне этот яркий праздник сможет удивить каждого и необычными традициями и обычаями, о которых многие даже не догадываются.

Разрушать привычные факты, наверное, стоит начать с главного символа Масленицы. Блины. Даже дошколенок сможет объяснить, что символизирует жареный круг. Яркое весеннее солнце, которое растопит весь снег и принесет хороший урожай? Однако имеют они и иной сакральный смысл. Издавна блины считались поминальным хлебом, где окружность символизировала вечность, необходимые ингредиенты в рецепте — жизнь, а способ приготовления, теплота, — земную радость.

Когда начиналась неделя перед постом, первый испеченный блин всегда оставляли на чердаке у слухового оконца. Такой обряд таил в себе необходимость «умаслить» души умерших. Также блинами угощали нищих, чтобы и те помянули ушедших.

Как позабавить Масленицу?

Праздничная неделя готовит новые интересные развлечения на каждый день. Причем все они разные, и каждый имеет свой скрытый смыл. Встреча, Заигрыши, Лакомки, Разгуляй, Тещины вечерки, Золовкины посиделки, Проводы Масленицы.

Среди многочисленных обрядов были и такие, которые нельзя было упустить ни при каких условиях. Взятие снежного городка зачастую заканчивалось кровопролитием. Исключительно мужчины принимали участие в снежных баталиях, которые быстрым темпом превращались в настоящие кулачные бои. Каждый представитель сильного пола демонстрировал силу, смекалку, изворотливость, скорость и ум «дракой». Считается, что это тоже поминальный обычай — символическое жертвоприношение.

Конечно, невинным важным забавам тоже было место. С целью помочь весне преодолеть долгую зиму, сильные морозы и разбудить природу молодежь садилась на сани, запряженные лошадьми, и каталась вокруг города или деревни, вырисовывая салазками окружность строго в направлении часовой стрелки — по солнышку. Более юные ребята активно участвовали в раскатывании ледяных горок. И здесь тоже есть своя примета: было принято считать, что чем дальше с них съехать, тем урожайнее будет год.

Ну и, конечно же, невозможно было обойтись без хождений по гостям и родственникам. Здесь тоже были свои определенные правила. Главным в Масленицу было «умаслить» зятя. В последний день недели, в «мясное воскресенье», теща приглашала зятя «доедать мясо». С началом праздника совпадает мясной пост, поэтому за день до него доедали то, что осталось из зимних запасов.

После теща еще раз звала зятя в гости в пятницу, но уже на свежие блины. На следующий день проводились «золовкины посиделки», когда целый день визиты наносились соседям, родственникам и, конечно же, друзьям. Все это сопровождалось обильными угощениями, песнями и танцами. В воскресенье ходили и просили прощенья у всех, кого успели обидеть за этот год.

Не обходилось с древних времен и без почитания женщины — продолжательницы рода, хранительницы семейного очага. Для представительниц прекрасного пола выделили отдельный день, когда восхваляли материнство, невероятную заботу о своей семье и мудрость женщин в возрасте. Помимо этого, на Масленицу девушки имели полное право оставить хозяйство на мужа и отправиться отдохнуть в шинок, поболтать с подругами и знакомыми.

В эти дни и «собирали» по парам молодых: засылали сватов, проводили помолвки. Но самая главная цель праздника и по сей день остается прежней — помочь своим весельем, радостью, смехом, теплотой и заботой «вступить» весне в свои права и возродить природу к жизни, притянуть большое количество урожая. Но и тут не обошлось без спорных моментов.

Главным вопросом празднования Масленицы является сжигание чучела. Ну так разводим высокие костры в прощеное воскресенье или нет?

Любовь Разанова:

— В воскресенье мы собираемся на даче всей семьей, а иногда и с друзьями. Все вместе накрываем на стол, жарим блины и шашлык. Открываем весенний сезон активными играми на улице. Что же касается масленичного чучела, то мы мастерим его сами. Для нас неважно, языческая это традиция или нет. Главное — нам весело и радостно. Мы сначала вместе его собираем из соломы, опавших веток и старой одежды. Единственное правило — не рисовать лица, а так встречаем весну с нетерпением и ждем теплого солнца.

Алиса Губина:

— На самом деле вопрос очень острый в наше время. Однако я могу сказать точно, что церковь не запрещает этого делать. И я лично ничего плохого в этом не вижу. Следовать традиции или нет — выбор каждого из нас. Мы же готовим блины дома с детьми и с нетерпением ждем 6 марта, чтобы отправиться в парк имени Олега Степанова отмечать праздник вместе с жителями и гостями нашего любимого городского округа Серпухов. Естественно, сжигание Масленицы будет там, поэтому водить хороводы вокруг костра мы будем всей семьей со счастливыми улыбками.

Марина Самолетова:

— К среде готовимся вдвоем: я печь блины, а зять — есть. Этот день у нас проходит в духе соревнований. Символ солнца готовлю я, моя дочь и золовка. После работы у нас в квартире стоит три башни блинов и рядом три пустых баночки. Каждый из гостей голосует, чьи блины получились вкуснее. Причем, никто не знает, кто какую готовил из нас. Вот уже два года выигрывает дочь Лена. И хоть я рада, что ученик превзошел своего учителя, но в этом году буду стараться вовсю, чтобы вырвать победу. А к сжиганию чучела я отношусь нейтрально. Какая разница, чья это традиция. Важно лишь жить без вечного спора с собой и действительностью.

Михаил Любкин:

— Давайте признаемся все честно, что вопрос довольно остро стоит в обществе каждый год. У нас в современном мире много праздников, перенятых от других народов. И всегда найдутся те, кто «за» и кто «против». Важно лишь уважать мнение друг друга. Я против сжигания масленичного чучела по своим объективным причинам, но свое мнение я оставлю при себе. Единственное, у меня такая огромная просьба ко всем не рисовать на кукле лицо. Получается, что сжигаем мы очертание человека. Зачем кому-то портить праздник? Важно верить всей душой в то, что считаешь правильным.

Раиса Ионова:

— Лично меня всегда интересовал немного другой вопрос: «Можно ли рисовать черты лица на масленичном чучеле?». Здесь проблема в том, что ответ есть. Но почему многие организаторы мероприятий продолжают рисовать глаза, нос, брови, улыбку. Кто-то не считает это воодушевлением неживого предмета. Могу сказать одно — нужно относиться ко всем с определенной верой, а каждую традицию, обряд и факт воспринимать под сомнением. Это чувство поможет прийти к истине. Я не против сжигания чучела, но я не поддерживаю в костре куклу с человеческим очертанием лица.

Иван Орлов:

— Я не одобряю сжигание чучела, но моим детям эта традиция очень нравится. Поэтому они все ждут гуляний в муниципалитете, ждут большого красивого костра. Они считают, что после этого наступает настоящая весна, потому что они смогли прогнать зиму своим весельем, смехом и активными играми. Уже сейчас сыновья готовятся к бою подушками, катанию на лошадях. Главное — веселье, а чье-то возмущение не так важно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 2 марта 2022

Заголовок в газете: Сжигать или не сжигать?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру