Разговор по душам с главным человеком по пожарной безопасности Серпухова

Пожарный — профессия не для слабых духом. В Серпухове руководит пожарной безопасностью человек интересной судьбы, профессионал своего дела. Сегодня он стал гостем редакции.

Разговор по душам с главным человеком по пожарной безопасности Серпухова
Фото пресс-службы администрации г. о. Серпухов

— В Серпухов я приехал в 2014 году. К тому времени у меня уже был большой опыт, накопленный на предыдущих должностях в структурах пожарной охраны Тулы, — рассказывает о большой перемене в своей жизни Эдуард Викторович Соломатин, полковник внутренней службы, начальник 29‑го пожарно-­спасательного отряда Главного управления МЧС России по Московской области.

Тула. Начало пути

Эдуард Викторович — уроженец города Тула. По окончании общеобразовательной школы он поступает в Тульский политехнический институт на факультет строительства.

— Работать пожарным я и не помышлял. Сознательно пошел учиться на инженера-­строителя, — вспоминает Соломатин. — Отучился два курса и меня направили служить в армию. Попал в серьезные вой­ска Комитета государственной безопасности. Службу проходил на заставе на границе с Норвегией. Правда, длилась служба всего четырнадцать месяцев. В 1989 году началось сокращение армии, и всех ребят, у кого была прервана учеба, демобилизовали. Но армия для меня стала хорошей школой жизни.

В 1992 году окончен институт. Но, увы, молодой дипломированный специалист, который учился по направлению от оборонного тульского завода «Точмаш», оказался на предприятии не нужен. Начались трудные времена «девяностых», предприятия рушились буквально на глазах, рабочие места уже были в дефиците.

— Работы не было практически никакой, — продолжает рассказ Эдуард Викторович. — А так случилось, что на нашей улице жил парень по имени Виктор, который после армии устроился работать в пожарную охрану. И мне бабушка всегда приводила его в пример. Говорила: «Вот, смотри, В­итька-то какой молодец: в пожарные устроился!». Очень был он положительный в ее глазах. А рядом с нами располагалась СВПЧ‑4. Ну и я решил: дай-ка зайду туда в отдел кадров…

Изначально думалось пойти в караульную службу, но Судьба распорядилась по-иному. Когда начальник отдела кадров увидел диплом инженера-­строителя, то сразу предложил должность младшего инспектора Государственного пожарного надзора.

— Должность это не офицерская, но захотелось попробовать. Мой диплом к месту пришелся, он, получается, профильный. Потому что надзорный инспектор как раз проверяет конструкции здания, из чего они сделаны, пути эвакуации, — поясняет наш собеседник. — Так началась моя карьера в пожарной охране, с 1993 года, в звании старшего сержанта.

В СВПЧ‑4 Эдуард Соломатин прослужил вплоть до 1997 года, получил звание лейтенанта, поднялся на ступеньку выше в карьере, на офицерскую должность. В эти трудные для страны годы, в Госпожарнадзоре проблем было не меньше, чем в любой другой отрасли.

— Одной из главных проблем того периода стала высотная застройка, — поясняет Эдуард Викторович. — Сильно подорожала земля, и застройщики поняли, что экономический эффект от своей деятельности они могут получить только через увеличение этажности зданий. А пожарная техника на это не была рассчитана. Поэтому при приемке высотных зданий возникало много вопросов. У нас тогда не было 50‑метровых лестниц. Только 30‑метровые. И совершенно было непонятно, как спасать людей с высоких этажей в случае возгорания. Но потом ­все-таки решение нашлось: застройщики вскладчину приобрели для пожарных высотную технику, и вопрос был снят.

По словам Эдуарда Викторовича, это была проблема не только Тулы. Он приводит в пример и трагический случай в Серпухове, произошедший 1 апреля 2001 года. Двое пожарных — Алексей Морозенков и Александр Самылин — погибли при исполнении служебного долга — при тушении пожара. Они оказались отрезанными на кухне от выхода в горящей квартире на 11 этаже. Для того, чтобы вовремя покинуть помещение им не хватило всего лишь несколько метров лестницы. После этого случая в Серпухове также появилась техника с возможностью высотного спасения.

— Теперь такой проблемы нет. В полной мере есть не только нужная наземная техника, но и вертолеты, которые могут доставить с воздуха воду или забрать пострадавших, — дополняет Соломатин.

Карьера не ради карьеры

В 1997 году Эдуарда Викторовича назначают заместителем СВПЧ‑5 города Тулы. Здесь ему уже непосредственно приходится сталкиваться с практикой тушения пожаров.

— Надо сказать, что в те годы численность пожарных частей была больше. И поэтому боевые задачи удавалось выполнять меньшим количеством подразделений. Немного другая атмосфера в коллективах была. Я до сих пор встречаюсь с ветеранами части, вспоминаем прошлое с теплотой, — подчеркивает Эдуард Викторович.

СВПЧ‑5 тушила, в основном, пожары на гражданских объектах, в жилых домах и нечасто — на предприятиях. В 2001 году Соломатин занимает должность начальника Военизированной пожарной части (ВПЧ‑19) по охране оборонных предприятий Тулы: машиностроительного и оружейного заводов, «Точмаша». Здесь пришлось побывать в непростой ситуации.

— Тогда шел процесс смены собственников предприятий. На этом фоне произошла череда крупных пожаров на них. Такое ощущение, что вызов бросали не только прежним владельцам, но и нам, пожарным, — вспоминает Эдуард Викторович. — Один пожар запомнился. Поразила наглость злоумышленников. Прямо среди бела дня, в часы, когда на заводе меняются смены, они подожгли крышу законсервированного цеха и, видимо, спокойно вышли вместе с рабочими. Найти их, увы, не удалось. Самое поразительное в этой истории было то, что наша пожарная часть располагалась прямо через дорогу от завода.

В 2003 году Эдуард Викторович вернулся в СВПЧ‑5, теперь уже в должности начальника. Из этого периода запомнился 2010 год, когда вся Центральная Россия задыхалась от дыма торфяных пожаров. Как раз в это время Соломатина назначают первым заместителем начальника Центра управления кризисными ситуациями ГУ МЧС по Тульской области со вновь созданным пилотным федеральным проектом службы 112. Здесь пришлось решать уже глобальные проблемы региона. Через два года — новая должность: заместитель начальника Управления материально-­технического обеспечения, здесь же в главке. Обеспечивать всем необходимым пришлось 120 пожарных частей.

Почетную, очень серьезную профессиональную награду — «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации» — Эдуард Викторович заслужил именно на этой должности.

— В 2013 году город Ефремов под Тулой был сильно разрушен смерчем. Это было в мае. За сорок минут было изуродовано тридцать процентов крыш, огромное количество деревьев вырвано с корнем, поломаны различные конструкции. Я отвечал за тыловое обеспечение группировки по ликвидации последствий смерча. Первые двое суток даже поспать не удавалось. Приходилось кормить, поить, обеспечивать оборудованием две с половиной тысячи пожарных и спасателей. Сорокатысячный город мы привели в порядок за семь дней, — с этим эпизодом Эдуард Соломатин вспоминает и своих наставников. — Выдержать и все правильно сделать мне помогло и то, что у меня были замечательные наставники. В частности, полковник Александр Иванович Поздняков, замначальника главка по пожаротушению.

Серпухов. Новый виток

Новое назначение, теперь уже в Серпухов, Эдуард Викторович Соломатин получил в 2014 году.

— У меня к тому времени уже было четверо детей. Двое сыновей и две дочери. Супруга Ирина осталась работать в Туле, а я человек служивый: направили сюда, значит надо здесь работать, — акцентирует полковник Соломатин.

Небольшое лирическое отступление. С будущей супругой Эдуард Викторович познакомился еще в институте. Классический студенческий роман. Она тоже осваивала профессию инженера-строителя, так что даже профессиональные интересы у молодых были общие.

В Серпухове Соломатину предложили должность начальника ФГКУ «29 ОФПС по Московской области».

— Не скажу, что переход дался мне просто. Это другая область, никого практически не знаю. Надо было со всеми перезнакомиться, понять особенности региона, вой­ти, так сказать, в ситуацию. Период адаптации длился порядка двух лет. Надо было наработать и имидж. Ведь люди оценивают не по словам, а по делам, — честно признается Эдуард Викторович.

Новый начальник сразу проявил себя как грамотный и деятельный специалист. В муниципалитете остро стоял вопрос об обеспечении пожарной безопасности микрорайона Ивановские Дворики.

— Пожарная часть 330 располагалась тогда на территории завода «Металлист». А Дворики оставались неприкрытыми в случае возгорания из-за большого расстояния до пожарной части. Администрация нас поддержала и на улице Базовой появилось новое пожарное депо. Примерно в это же время удалось также поставить боевой расчет ПЧ 330 в Липицах, недалеко от трассы М‑2, что дает возможность выезжать и на ликвидации ДТП на этой крупной транспортной артерии Подмосковья. Еще один боевой расчет ввели в эксплуатацию близ деревни Рудаково, — в разговоре чувствуется, что Эдуард Викторович душой болеет за свое дело и гордится тем, что поставленные задачи успешно выполнены.

Чтобы понять, сколько приходится работать главному человеку в пожарной безопасности Серпухова, достаточно упомянуть, что в его ведении не только наш муниципалитет, но и Чехов, Пущино и Протвино. Это 3 федеральных подразделения, 4 областных, 2 — специальных (в вой­сковых частях) и два аварийно-­спасательных формирования «Юпитер» и «Чеховспас».

Работа пожарных сложная, опасная, и к тому же здесь, как говорится, надо уметь думать головой.

— Практически на каждом возгорании специально аттестованному руководителю тушением пожара приходится принимать нестандартные решения, — поясняет Эдуард Викторович. — Конечно, есть определенные академические знания и нормативы. Но этого недостаточно. От того, какое решение будет принято, полностью зависит успех ликвидации возгорания. Кроме того, дворы сейчас заставлены автомобилями, точечная застройка мешает. При строительстве используется большое количество синтетических материалов, которые быстро сгорают и несут угрозу жизни для людей внутри горящих помещений.

Чувствуется, что полковник Соломатин проблем не боится. Его жизненный принцип: «Можешь помочь человеку — помоги!». И в коллективе он, сам будучи профессионалом, очень ценит среди сотрудников профессионализм и преданность делу. Лучших всегда поощряет.

— Вот в минувшую субботу мы на торжественном мероприятии ко Дню пожарной охраны России награждали ребят. Это Андрей Миронов, Александр Никитин и Иван Королев.

Эдуард Викторович Соломатин при том, что у него достаточно заслуг — грамоты, звание Ветеран труда, ряд профессиональных поощрений, — человек скромный. Он так и говорит: «Начальник должен быть скромнее!».

Чтобы дополнить портрет нашего собеседника, стоит добавить, что в нечастые минуты отдыха он любит попариться в бане с хорошим березовым веничком. С супругой и детьми, которые обожают море, ездят в отпуск в Крым. Мечтают посадить плодовый сад на участке, который им выделили как многодетным родителям. Простая жизнь хорошего человека. И героическая профессия сроком почти 30 лет…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 4 мая 2022

Заголовок в газете: Эдуард Соломатин: «Можешь помочь человеку — помоги!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру