Руководитель серпуховского православного военно-патриотического клуба рассказал о перспективах выпускников

«За землю русскую, за веру христианскую» — свой девиз воспитанники православного военно-патриотического клуба им. Владимира Храброго переняли у воинов с Куликова поля. Что такое «мужское воспитание» и как вырастить мудрых воинов? Об этом мы поговорили с руководителем клуба Григорием Устюжаниным.

Руководитель серпуховского православного военно-патриотического клуба рассказал о перспективах выпускников
Воспитанники православного военно-патриотического клуба им. Владимира Храброго. Фото из личного архива Г. Устюжанина

Думали, что будем сеять и плодов не увидим

— О том, что делают многие организации, можно понять по названию. Православный военно-патриотический клуб им. Владимира Храброго. Как связаны религия, патриотизм и слово «военный»?

— Для клуба слово «военный» было подобрано немного в другой интерпретации. Военное воспитание для подростка, мальчишки необходимо. Что касается общего понятия религии и слова «военный» — это связано напрямую. В основе духовной жизни любого православного христианина лежит брань, война с духами злобы поднебесной. Но прежде всего эта брань начинается с борьбы с самим собой: со своими страстями, пороками. Очень часто случается, что человек становится рабом своих страстей. Как говорится, привычка — вторая натура. А потом уже вторая натура прорастает в человеке, и он сам становится таким. И вот это беспощадная, тяжелая, требующая мужества и терпения борьба с самим собой и есть начало духовного подвига очищения души от страстей и пороков. Поэтому воинское начало и духовная жизнь есть вещи прямолинейные, связанные между собой. Если перенести это на телесный план — всякая ценность, всякая святыня нуждается в защите. Помимо этого мы как православные христиане должны защищать свое Отечество. Духовная связь между войной и религией прямая.

— Расскажите про воспитанников — почему только мальчики?

— Это обусловлено тем, что Высоцкий мужской монастырь — учредитель организации. Была мысль открыть отделение для девочек, но не совместно, а параллельно с мальчиками. Это не стереотип и не предвзятое отношение: есть разница в силу разного  физиологического развития.

— Почему ребята приходят в клуб?

— Кто-то приходит сам, других приводят родители. В семьях существует такая проблема, как дефицит мужского воспитания. Мы с отцом Алексеем (стоял у истоков создания клуба — прим.авт.) думали, что будем сеять и плодов не увидим — они появятся, когда дети вырастут. Но мы увидели плоды. Дети меняются. Доверяют нам. В них воспитывается самое важное начало — любовь к ближнему. Об этом мы в основном говорим на теоретических занятиях. Почему любовь к ближнему важна? Так воспитывается настоящая любовь. Способность пожертвовать собой ради ближнего. Очень легко ближнего не любить. По своему опыту мы сами понимаем: когда приходим домой после трудового дня, очень легко раздражаемся на ближних, потому что мы устали. А вот суметь отречься от своей усталости и оказать внимание ближнему, поухаживать за ним — это и есть начало христианской любви.

Сегодня дети, а завтра народ

— А мальчишки вообще понимают это? Может, они приходят и чего-то другого ожидают, например, что их научат стрелять, бороться?

— Воинский антураж — для привлечения подростков. Самое главное — это нравственное воспитание. Почему «православный» в названии стоит впереди? Мы можем запросто научить ребенка обращаться с оружием, драться… Но что тогда вырастет из него? Если человек не знает, что такое хорошо и что такое плохо, то, имея силу, а сила дает власть, — что получится в итоге? Сегодня дети, а завтра народ. Мы учим понимать, что совершать добрые поступки надо не ради того, чтобы хвалили. Это построение своего спасения и спасения нашего государства. Эти вещи неразрывны. Патриотизм отсюда и рождается — из любви к ближнему.

В клубе учат не только защищать, но и любить. Фото из личного архива Г. Устюжанина

— С какими надеждами приходят в клуб?

— У всех есть надежда сделать первый шаг к самосовершенствованию, чтобы стать настоящими мужчиной, мужем и защитником Отечества.
У 80% воспитанников нет отцов. Мальчики входят в переходный возраст. Компания на улице…Раньше приходилось подросткам лет в 13–14 объяснять, что пить пиво после школы — это не нормально. Сегодняшнее поколение другое. Сейчас всю творческую составляющую души выжигают соцсети и компьютер.
Зачастую приходят ребята и сами. Работает сарафанное радио. Их сверстники рассказывают, что ходят в клуб, где занимаются самбо, учатся стрелять, владеть оружием, ходят в походы, устраивают слеты.

— Где проходят такие разноплановые занятия?

— Раньше занимались на территории монастыря, сейчас — на базе Губернского колледжа, Александр Иванович Лысиков нас приютил, спасибо ему за это. Город год назад нам выделил помещение на ул. Дзержинского, но пока есть материальные вопросы с его восстановлением. Финансирования как такового у нас нет, живем больше как альтруисты.

— Есть ли экзамены или вступительные испытания?

— Прежде всего, человек должен быть православным. Не должно быть противоречий к православному вероисповеданию, в том числе и в семье. На первой встрече с родителями мы обсуждаем эти моменты. Если приходят мусульмане — мы предлагаем принять православие. Обычно говорят «нет» и уходят. И, конечно, главное, чтобы со здоровьем все было в порядке — нужна общефизическая подготовка. Возраст воспитанников — от 8 и до 17–18 лет. Наши выпускники становятся преподавателями клуба. Нам удалось добиться, чтобы старшие ребята показывали младшим пример поведения.

«Сдать на мужика»

— Много ребят ломаются, не выдерживают нагрузки?

— Если не уходят через год-два, то, как правило, остаются до конца. Например, пришел мальчик в 8 лет — Данила Дубровский. Ничем выдающимся не отличался. Единственное, что я отметил, — он хотел быть ветеринаром, помогать животным. Душа добрая. Немножко ленился на занятиях. Потом в возрасте 14 лет у него в голове щелкнул какой-то тумблер. Человек изменился. Расскажу подробнее. У нас есть такой экзамен: на право называться мужчиной и ношение клинка при парадной форме.

Между собой ребята называют это испытание «сдать на мужика». Действительно нужно закусить удила и проявить волю. Это преодоление бегом дистанции 10 км по пересеченной местности в полном снаряжении. Конечно, допускаются только психологически и физически зрелые ребята. Перед этим они должны сдать на «Красный витязь» — это наш знак отличия, основанный на нормах ГТО еще советского периода с добавлением определенных нормативов. Помимо этого, кадеты должны подтягиваться не менее 15 раз. И в конце дистанции три поединка — с теми, кто сдал раньше. Так вот, Данила с отличием сдал этот экзамен. Впоследствии стал мастером спорта по пауэрлифтингу. С отличием закончил Губернский колледж. Отслужил в ВДВ. Сейчас он мой заместитель, правая и левая рука.

Другой пример — Никита Клишин, стал третьим в России по ММА — тоже наш воспитанник. Пришел к нам в 10 лет, сразу показал свои хорошие спортивные навыки. Быстро стал чемпионом города по карате. Сейчас продолжает карьеру, хочет стать профессиональным спортсменом. В то же время не забывает про нас, приходит тренировать ребят.

Невольник —  не богомольник

— Как строится работа клуба?

— Лекционные формы, беседы, семинары. Приглашаем священников. Ходим в храм. Не заставляем стоять на богослужениях: невольник — не богомольник. Кто хочет, тот пускай участвует. Если говорить о спортивной части, в зале проходят тренировки. Занятия пять раз в неделю по вечерам. Четыре раза спортивные дисциплины, в один день — духовные и военные.

— Кто является наставниками, передает знания?

— Офицеры различных спецподразделений, преподаватели филиала Военной академии РВСН имени Петра Великого. Если говорить в лицах — Андрей Панков, полковник спецназа, участник боевых действий. Наш духовник, отец Владимир, настоятель Храма свт. Николая на погосте Березна в Большевике и многие другие, в том числе наши выпускники.

— Что самое сложное в работе с подрастающим поколением, особенно будущими мужчинами?

— Традиция уважения к старшим у нас устоялась. Раньше, когда мы начинали работать, это была проблема. Воспитанников не задевало ни звание, ни положение, ни сан. Свои какие-то дела, хохмы — как обычно у молодежи… И это невозможно сломать, действуя репрессивными методами. Это возможно только преодолеть любовью, терпением. Сложно, но возможно. Последние лет десять мы живем в такой атмосфере.

Не «прислуживание», а «служение»

— Как Вы пришли к тому, чтобы стать руководителем?

— Мне хотелось, чтобы в городе была такая организация, где детям давали бы доброе, ценное, вечное — духовное начало. И плюс ко всему, чтобы ребята могли постоять за себя.
В 2004 году я был преподавателем в младшей группе. А в 2008 духовник клуба призвал меня к руководству. Сейчас вся ответственность за происходящее лежит на мне: я прорабатываю учебный план, слежу за его исполнением. Преподаю духовные дисциплины, курирую преподавание единоборств. Присутствую на всех занятиях. Сейчас в клубе 50 воспитанников. Одно время было более 120 — в 2014 году. Но это много.

— А как обстоят дела с «женским отделением»?

— Была попытка открыть и девичье отделение в том году, но пока не получилось. Не хватает людей, кто бы этим занимался. Здесь, наверное, должны женщины сорганизоваться.

— Какие перспективы у выпускников?

— Главные перспективы — выйти в жизнь людьми духовно укрепленными, которые имеют понимание о внутреннем мире, о Боге. О том, что такое хорошо и что такое плохо. Если это наши выпускники — плохого они однозначно делать не будут. Но это не те, кто заглянул в клуб и ушел. Я говорю про выпускников. И как показывает опыт, многие из них или связывают свою жизнь с воинской службой, или работают в органах внутренних дел. В них заложено семя того, что называется не «прислуживание», а «служение».
 
Тем, кто хочет стать воспитанниками клуба, нужно прийти с родителями на собеседование в сентябре. Прежде позвонить Григорию Устюжанину по телефону 8 916 343 68 28 и договориться о встрече.
 
Данила Олесов, 17 лет:

— В клуб я пришел, узнав о нем через знакомых родителей, на тот момент я не мог найти увлечение себе по душе. В клубе мне нравится атмосфера братства, где каждый кадет готов постоять за своих товарищей, выручать друг друга в различных ситуациях и помогать преодолевать трудности. Самое главное, чему я научился в клубе, — это ценить своих близких, не проходить мимо чужой беды и быть ответственным. В дальнейшем я планирую пойти по стопам наших выпускников — служить в спецназе России, а точнее быть штатным медиком в подразделении.

Олег Солопов, 11 лет:

— В клуб я пришел потому, что мой брат тоже закончил его. Я хотел заниматься самбо, общаться с друзьями. Мне нравятся занятия с руководителем и военное дело. В клубе у меня появилось много друзей. Я хочу стать военным, чтобы защищать свою страну.

Артем Пономаренко,13 лет:

— До клуба я уже ходил в воскресную школу, но там занятия были больше для девочек. Здесь мне нравится коллектив — все ребята очень добрые, отзывчивые, всегда готовы помочь тебе. Мы как одно целое, даже если имеем разные мнения — знаем, что мы — команда. Наш руководитель Григорий Александрович нам как друг, которому можно задать любой вопрос и обсудить любую тему. Самое главное, чему мне удалось научиться — это преодолению себя и своих страхов. Мы учимся борьбе и самообороне, и, когда ты вступаешь в бой, заведомо зная, что противник намного сильнее, сделать первый шаг и не струсить — это очень важно.
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 1 июня 2022

Заголовок в газете: Право называться мужчиной

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру