Последнюю обложку журнала "Крокодил" нарисовал карикатурист из Серпухова

Виктор Луговкин: выкинуть из головы «чернуху» и обрести оптимизм.

Последнюю обложку журнала "Крокодил" нарисовал карикатурист из Серпухова
Иллюстрации из архива Виктора Луговкина.

«Все, что я делаю в искусстве, связано только с карикатурой, веселым жанром», — говорит Виктор Луговкин, серпухович, художник журнала «Крокодил». Его рисунки отражают жизнь, вызывают улыбку и заставляют задуматься. Чистое искусство вне времени: темы актуальны через годы и поколения, не оставляют равнодушными и в какой-то мере даже являются пророческими. На простых с первого взгляда рисунках надо продумать каждую мелочь. И так — в более чем тысяче карикатур, нарисованных Виктором Луговкиным за 35 лет.

Виктор Луговкин

Булгаковский юмор стал импульсом

— Как так получилось, что вы, офицер ракетных войск, стали карикатуристом?

— Начать надо с Капустиного Яра — это полигон, где мы служили вместе с моим товарищем Василием Филипповым. И он, и я закончили Серпуховское высшее командно-инженерное училище, только в разное время. В 1978 году он приехал в нашу часть и попал в мой расчет, где я был начальником. Нас объединяла любовь к сатире и юмору. В свободное от службы время читали журнал «Крокодил», смотрели «Клуб 12 стульев», разделы юмора в разных изданиях. Василий — самородок. Нигде не учился, но рисовал блестяще. Известный художник-карикатурист Василий Дубов дал высокую оценку его рисункам. Однажды наш товарищ привез из отпуска машинописный текст «Мастера и Маргариты». Потрясающая сатира и юмор классика произвели на нас такое впечатление, что мы решили попробовать свои силы в искусстве смеха. У меня был опыт темиста в команде КВН нашего военного училища. И мы стали придумывать и рисовать карикатуры, отправлять их в разные издания. Первые наши картинки напечатали в газете «Неделя» в августе 1979 года. Все сослуживцы нас поздравляли, мы обрадовались: нас оценили! В дальнейшем были публикации и в других изданиях.

— Так и продолжали творческое сотрудничество?

— До определенного времени. Наш творческий союз распался в начале 80‑х: Василия перевели в другой военный гарнизон. Я очень благодарен Васе за то, что он передал мне художественный опыт, который помог мне сделать самостоятельно первые шаги в искусстве карикатуры.
«Не обязательно рисовать, просто приноси темы»

— Ваша профессия далека от художественного творчества…

— В 1982 году по состоянию здоровья уволился из вооруженных сил. Вернулся в родной Серпухов и продолжил рисовать карикатуры. Они печатались в местной и центральной прессе. В то время в газете «Труд» был клуб карикатуристов. Там я познакомился с известными художниками: Валентином Розанцевым, Юрием Ивановым, Валерием Моховым, Евгением Милуткой, Виталием Песковым. Однажды на совещании клуба художники «Крокодила» Валерий Мохов и Евгений Милутка пригласили меня на темное совещание в редакцию журнала. «Не обязательно приносить готовые рисунки, просто предложи свои темы», — сказали они мне.

Виктор Луговкин: «Вот моя первая обложка – январь 1989. Горбачевская перестройка. В шутку говорю жене: сейчас электронное голосование, а я был его автором».

— И Вы стали придумывать темы для карикатур, по которым рисовали опытные художники?

— Карикатура — это синтез двух искусств: художественного и литературного. Замысел — это основа, фундамент. В начале сотрудничества с журналом «Крокодил» я был в числе темистов. Придумывал сюжеты, по которым рисовали другие художники, мастера карикатуры. Иногда мне доверяли самому нарисовать маленькие картинки — «крокодилинки». А в 1989 году был напечатан мой первый рисунок на обложке.
В те времена на темные совещания приходили много художников со своими рисунками и темами. В жарких спорах коллегиально решали судьбу предложенных работ: быть им напечатанными в журнале или нет.
Была большая команда, из которой многие постепенно стали отсеиваться: сокращали тираж и гонорары.

Можно было простоять целый день и ничего не продать

— В 90‑е «Крокодил» испытывал финансовый голод, гонорары стали смешными… Вы один из тех, кто продолжил сотрудничество с журналом, несмотря на непростые времена?

— Да, и еще группа энтузиастов. Особенно хотелось бы рассказать о Владимире Мочалове. С ним работали до конца. К слову, он вошел в книгу рекордов Гиннеса: за час нарисовал 110 шаржей, имеющих максимальное сходство с натурой. Он блестящий карикатурист, иллюстратор книг, график и живописец.
А закрылся основной «Крокодил» в 2000 году. Появился «Новый крокодил», мои работы там тоже печатали…

— «Крокодил» стал для вас судьбоносным местом, связанным не только с работой?

— На одном из темных совещаний мы познакомились с моей будущей супругой Марией. Она тоже была темистом, а также рисовала карикатуры, которые печатали в журнале. Мы оба из Серпухова, но встретились в Москве. Наш творческий семейный союз длится уже 34‑й год. Вместе пережили и непростое время перестройки.
В 90‑е была полная разруха. Гонорары упали, многие художники вынуждены были искать заработки в других местах.

— Всем было непросто. Как выживали художники?

— Было время, я стоял на Арбате и продавал свои карикатуры. Вместе со знаменитым художником Евгением Милуткой — плечом к плечу. Можно было простоять целый день и не продать ничего. Замерзнешь, особенно зимой… А иногда прохожие покупали несколько картинок, на еду хватало.
Все рушилось, что было делать… В «Крокодиле» гонорар уменьшился раз в десять, хотя и так был небольшой — обычная средняя зарплата по советским временам. Потом упал дальше некуда. 

Работал рядом с легендарными личностями

— Художники в карикатурах соединяют реальное и фантастическое. Не могу не спросить как у творческого человека: где черпаете идеи и вдохновение? С чего все начинается?

— Конечно, с замысла. Нужна наблюдательность. Где-то подсмотришь уличную сценку… Но большая часть — это фантазия. Перед художником всегда чистый лист бумаги, где надо что-то изобразить. Журнал «Крокодил» выходил три раза в месяц. Каждые десять дней было темное совещание, куда приходили знаменитые художники: Борис Ефимов, Марк Абрамов, член творческого коллектива «Кукрыниксы» Николай Соколов, Марк Вайсборд, Лев Самойлов, Евгений Шукаев, Герман Огородников, Евгений Ведерников, Святослав Спасский, Владимир Мочалов и другие.
В журнале все было строго, заранее можно было принести рисунки, а вот задержать — нет. Порой приходилось работать ночи напролет, чтобы успеть к сдаче номера.

— Есть ли темы, на которые принципиально не стали бы делать карикатуры?

— Принципиально не занимался политикой. Никогда. Не лежит душа. Меня всегда интересовал бытовой юмор. До сих пор занимаюсь этим направлением.

— Все можно одушевить: насекомых, роботов, сказочных персонажей…Какие инструменты в помощь мастеру?

— Раньше рисовал тушью и акварелью. Сейчас делаю карикатуры на графическом планшете световым пером. Такие рисунки занимают гораздо больше времени, нежели в традиционной технике. На создание одного уходит три-четыре дня. Хотя у карикатур, сделанных на планшете, шире спектр восприятия, видны все линии, яркие краски, объем.

— Есть ли любимая карикатура, которую можно выделить из богатой коллекции?

— Затрудняюсь сказать, они все любимые. А какие больше нравятся — пусть решают зрители. Может, одна из любимых — бабка с дедом и золотой рыбкой… Кому ни показывал — все смеялись. Тут переплелся и юмор, и ирония, и наша жизнь — получилось триединство.

— Опубликовали обложку в сентябре 2001 года. Когда я рисовал, была идея показать, что люди еле концы с концами сводят, а оптимизм у них мощный. Говорят: «Ничего не надо, рыбка, пенсия у нас хорошая». В карикатуре переплетается и сатира, и юмор, и ирония, — рассказывает Виктор Луговкин.

Можно приблизиться к черте, но не переходить ее

— В чем уникальность карикатуры?

— Юмор в целом и карикатура в частности дают возможность сбросить напряжение, стресс, внутренний дискомфорт. Есть очень много исследований. Еще в советское время у нас и за рубежом существовало лечение юмором: больным показывали комедии, веселые картинки, рисунки, читали юмористические рассказы… И люди от положительных эмоций начинали выздоравливать.

— А как Вы боретесь с хандрой?

— Когда у меня плохое настроение, я просто включаю советские фильмы. Вицин, Моргунов и Никулин творят чудеса. Смотрел уже раз сто каждую ленту и не надоедает. Вот она — сила искусства. И сила карикатуры созвучна. Несколько в другой форме, но результат действия — один и тот же.

— Как менялась карикатура за время своего существования?

— Юмор был и будет востребован всегда. Карикатура привязана к событиям, которые происходят в обществе. На мой взгляд, с 1922 до 70‑х преобладала политическая тематика. С 1970‑х была и политика, и чистый юмор…Присутствовал бытовой, философский юмор, его разнообразные оттенки.

— Карикатура — это полная свобода?

— Делать, что хочу — такого не бывает. Так же как и рисовать, что хочу. В любом случае нужны рамки морали и нравственности. Можно приблизиться к какой-то черте. Но не переходить ее. Карикатура, как и любое произведение искусства, имеет свою определенную границу. Можно, конечно, рисовать всякую похабень… Но автор ответственен за то, какой результат принесет его работа в обществе. Карикатура должна быть смешной и доброй — вот мое кредо.

«Крокодил» — советский и российский литературно-художественный иллюстрированный сатирический журнал. Символом издания является красный крокодил с вилами. Журнал выходил три раза в месяц. Тираж достигал 6,5 миллионов экземпляров.
 
Владимир Мочалов, действительный член Российской академии художеств, главный художник журнала «Крокодил» в течение многих лет:
 
- Рисунки Вити Луговкина вызывают не только улыбку, но зачастую и громогласный хохот, что, честно говоря, в искусстве карикатуры большая редкость.
Персонажи, которых он напридумывал — это простые люди и олигархи, инопланетяне, сказочные герои, роботы, звери, птицы, насекомые, все они существуют в той же жестокой реальности, что и мы с вами, нагружены теми же проблемами. Вот почему его творчество близко и понятно большинству людей.
Смех — это сила, способная преодолеть страх и победить зло. В наше нелегкое время рисунки художника Луговкина помогают улыбнуться, выкинуть из головы «чернуху» и обрести оптимизм, а с ним и надежду на лучшее.

«Маше и Вите». Шарж нарисовал главный художник «Крокодила», Владимир Мочалов, когда был в гостях у семьи Луговкиных в Серпухове.

 
 Кстати: карикатуры Виктора Луговкина опубликованы в журналах «Крокодил», «Журналист», «Человек и Закон», «Спутник», «Рабоче-крестьянский корреспондент»; в газетах «Известия», «Труд», «Рабочая трибуна», «Неделя», а также в областных и местных изданиях.
 
Если посмотреть подшивки журнала «Крокодил» с 1986 по 2002 год, работы Виктора Луговкина есть почти в каждом номере.
 
Журнал «Крокодил» №2 2000 года с обложкой, нарисованной Виктором Луговкиным, стал последним выпуском в истории. 

Обложка поледнего выпуска "Крокодила"

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 15 июня 2022

Заголовок в газете: Юмор как лекарство

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру