Как четвероногие помощники участвуют в раскрытии преступлений в Серпухове

При входе на территорию кинологической службы — тишина. «Главный звонок болеет», — объясняет Ольга Рябова, старший инспектор-кинолог. Тем не менее, на протяжении всего пути нас провожают серьезные взгляды собак. Глядя на них, понимаешь — вот она, элита собачьего мира. Умные, воспитанные, преданные. Те, кто каждый день на посту. У каждой собаки — своя история и судьба. Но все они — легенды.

Как четвероногие помощники участвуют в раскрытии преступлений в Серпухове
21 июня июня отмечается День кинологических подразделений МВД России. Фото из архива МУ МВД России «Серпуховское».

Рей. Первый «штатный» сотрудник кинологической службы

Рей — немецкая овчарка. Помогал раскрывать десятки преступлений. С его имени началось возрождение кинологической службы в Серпухове. Он первый «штатный» сотрудник.

— Однажды поднял трехдневный след от одной деревни до другой. Это довольно тяжелая работа, — вспоминает Ольга Рябова, старший инспектор-кинолог кинологической группы МУ МВД России «Серпуховское». — Была осень, след достаточно сложный — его «сдувало», ветер уносил запахи. Но мы дошли и обнаружили в сарае похищенное имущество.

Немецкая овчарка Рей (соревнования специалистов-кинологов Московской области г. Дубна – 3 место). Фото из архива МУ МВД России «Серпуховское».

Помимо раскрытия множества грабежей и краж, Рей славился поиском «потеряшек» — людей, которые заблудились в лесах.

— Ему доставляло удовольствие искать и находить людей. Если он был удовлетворен работой, то по окончании брал палку и играл с ней, прыгал, радовался — выражал эмоции. Если недоволен — то ни к каким игрушкам не подходил.

Одно из своих последних дел Рей расследовал в День победы. В пос. Пролетарский совершили преступление — нанесение тяжких телесных повреждений.

— Он подошел и попросился со мной на работу. Встал и глазами говорил: «Я поеду». Это был его последний вызов.

Рей достался Ольге от другого кинолога. Его просто выгнали. Молодой парень, три года, с проблемами по здоровью.

Ольга Рябова и спаниель Фея. Фото из архива МУ МВД России «Серпуховское».

— Когда я привела его к себе домой, складывалось впечатление, что он всегда был со мной. У меня жил кот, который принял Рея как родного. Талантливая собака. Работник.

Служил он пять лет из своей недолгой жизни — умер Рей в восьмилетнем возрасте. Ошейник и поводок, которые принадлежали Рею, Ольга до сих пор использует на других собаках. Говорит, они, как талисманы, передают нужную энергетику.

— В восемь лет собак уже отправляем на пенсию. Есть физиологические моменты — проще говоря, старение. Плюс они трудятся на износ. При работе носовой частью сильно повышается температура, что неблагоприятно сказывается на здоровье.

Всем нужен заслуженный отдых. Восемь лет — рубеж, когда для большинства четвероногих служба заканчивается. Однако тем, кто привык постоянно работать, сложно резко уходить на пенсию, поэтому для них кинологи проводят тренинги, в благодарность за работу и для «активного долголетия».

Шира. Дочь «полицейского»

Дело Рея продолжила его дочь, Шира.

— Так сложилась наша первая династия. К слову, мама Ширы тоже «из структур» — сотрудник ФСИН.

Ольга забрала Ширу в возрасте 24 дня. Говорит, была уверена в ней, как и в Рее. Генетика — сильная вещь, в том числе и у животных.

Белый спаниель – Кэсси. Немецкая овчарка – Шира. Коричневый спаниель – Шпенни. Фото из архива МУ МВД России «Серпуховское».

— Это был алмаз, который надо превратить в бриллиант. Складывалось ощущение, что она сразу понимала, что мы от нее хотим. Уже в год Шира начала выезжать на места происшествий.
Помогала овчарка в расследовании и одной из самых громких историй. Две девушки шли по железнодорожным путям: опоздали на электричку. Их догнал маньяк. Одна успела убежать. Вторую преступник задушил и оттащил в кусты.

— Как выяснилось позже, он совершил в окрестностях Серпухова не одно преступление. Было порядка семи жертв: с травмами, ножевыми ранениями… Шира взяла след, прошла по пути его движения, таким образом стало понятно, с каких камер отсматривать видеозаписи. С помощью кадров удалось составить фоторобот маньяка. Потом его задержали оперативники.

Одно дело сменяет другое. И опять Шира, и опять ж/д пути… В дежурную часть позвонил нетрезвый мужчина и сказал, что его сожительница родила вблизи железной дороги ребенка. Там кроху и оставили.

— Подумали, что это неудачная шутка, но решили отработать. Взяла собаку, выехала на вокзал. В тот день была жуткая жара. Мы не знали даже, в какую сторону идти… Я набирала раз 400 этому мужчине, чтобы хотя бы сориентироваться… Но он был неадекватен и давал ложную информацию. В итоге мы не понимали, куда идти и что делать.

Тем временем Шира крутилась, ловила запах. А Ольга наблюдала за поведением животного. Любое изменение — это реакция, которую кинолог не должен упустить. На профессиональном языке называется «читаем собаку».

— Потом собака начала «поднимать» след, ее «закрутило», стала бегать в разные стороны, суетиться. И вдруг Шира заскочила на бугор, я за ней, вижу — поднимается и опускается маленькая ручка. Ребенок оказался жив! Лежал весь мокрый, завернутый в байковое одеяло. Одна сторона, которая была на солнце — бордовая: сильный ожог. Как потом выяснилось, девочке на тот момент было двое суток.

Ребенок пролежал почти два дня в траве около железнодорожных путей. Удивительно, но девочка была совершенно здорова, не считая солнечного ожога. Не было даже обезвоживания. Позже ночью задержали этого мужчину и горе -«мать». Они отмечали на даче какой-то праздник. Как потом выяснилось, у женщины уже был 14‑летний ребенок. Мужчина не являлся отцом брошенной девочки, но все произошло на его глазах. Наказание для них оставим без комментариев: шесть месяцев условно.

Девочку назвали Ольга Железнова. Несложно догадаться, что имя она получила в честь своей спасительницы, фамилия — созвучна месту рождения. А отчество образовали от имени дежурного врача. Возможно, сейчас у девочки другая судьба, иные имя и фамилия.

— На второй день мы привезли в больницу подгузники и серебряную иконку на шею из монастыря. Всегда хотелось узнать, как сложилась ее судьба.
«Ширины дети» — это бесконечные истории. В Глазово три женщины и ребенок пошли за грибами и заблудились. Сообщение от МЧС поступило в 23 часа. Выехали на место. Два кинолога отправились на поиски в разные стороны.

— Математическим путем просчитали место их нахождения, несмотря на то, что это женщины, — улыбается Ольга. — Если человек правша, затягивает, как правило, в одну сторону, левша — в другую. При составлении предполагаемого направления движения учитываем рост, вес, шаг.

Группу нашли к трем часам ночи. Шестилетний мальчик сильно переволновался, у него поднялась температура — около 41 градуса, буквально горел. Ольга в сопровождении Ширы вывела его из леса. На выходе уже ждал реанимобиль.

— Через много лет его мама позвонила и рассказала, что он закончил военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге. Спустя годы оказалось, что мы спасли врача.

Кэсси и Деми. Спаниели в деле

— Удовлетворение своей работой, когда миссия выполнена — лучшая награда для собак. Это видно даже по лицу. Да, у них не морда, а лицо, — подчеркивает Ольга Рябова.
Лучшее поощрение для собак — поиграть в мяч, получить «вкусняшку». Ольга показывает «дичь» — потрепанную пищащую утку. Это любимая игрушка ветерана-спаниеля, специализирующегося на поиске взрывчатых веществ.

В кинологической группе служат не только овчарки. Кэсси и Деми — две сестры — спаниели, которых привезли из Тулы. Деми работала по поиску трупов и человеческих останков. Кэсси — искала взрывные устройства и взрывчатые вещества.

— Киса (так ласково называет Кэсси Ольга — прим.авт.) в два года стала чемпионкой Московской области по поиску взрывных устройств и взрывчатых веществ. Сейчас этим девочкам по 13 лет. Контрольные пуски (тренировки) осуществляют, но видно, что боятся ошибиться из-за возраста.

Учат собак на имитаторах — специальных веществах с запахом наркотиков или взрывчатых веществ, которые сделаны специально для тренировки и дрессировки четвероногих. Кокаин, героин, каннабис, опий хранятся в баночках. Кинологи достают их на «уроках». С этих «учебных пособий» начинается путь дрессировки собак. Чтобы потом быть во всеоружии.

Мероприятие "8 марта в каждый дом". Фото из архива МУ МВД России «Серпуховское».

— Экзамены, выпускные, 1 сентября, День России, Троица — на всех праздниках наша работа начинается с трех-четырех утра. Обязательно обследуем объекты до захода туда людей.

Фея и Фея. Самый титулованный сотрудник и красотка

Дочка Кэсси, спаниель Фея, специализировалась на поиске наркотиков. Она самый титулованный сотрудник, неоднократный победитель специализированных соревнований по Московской области.

— Маленькая, удобная — подмышку засунул и поехал, неважно куда, — смеется Ольга Рябова.
На стене — десятки наград, медалей и кубков, честно заработанных Феей.

Была в подразделении и другая Фея — овчарка.

— Очень любила себя. Четко знала, что она красотка. Еще и умная. Она всегда была «звездой», когда ее выпускали с другими собаками. Бывают в школе красивые девочки, вокруг которых водят хороводы. Вот и здесь абсолютно такая же история.

У обеих Фей были положительные изъятия на посту 101 км. Сотрудники полиции останавливали машины, а собаки помогали находить большие партии наркотиков.

— Помню, в «Газели» ехал «товар» среди грецких орехов. Прятали, как только могли. Но собаки четко срабатывали, помогали во многих случаях. Мы не раскрываем преступления, а только даем направление движения преступников или «грузов». Соответственно, здесь так же: с помощью собак выявили наркотики и передали «эстафетную палочку» нашим коллегам.

Когда в машине перевозят большой объем наркотиков, собака может даже не зайти туда. Ее буквально «уносит» запах. Однако и это подтверждает сам факт наличия «запрещенки». Все видно по поведению. Кинолог — это человек, кто хорошо чувствует и читает свою собаку. В работе они единое целое.

Энцелад Торнадо. «Общественный деятель»

— В полицию пришел работать Павел. В кинологическую службу как раз требовался сотрудник. Я просматривала личные дела кандидатов, и выбор пал на него — предложила прийти на собеседование, так он влился в наши ряды, — рассказывает Ольга.

Павел Лишманов и Энцелад Торнадо. Фото из архива МУ МВД России «Серпуховское».

Напарник Павла — овчарка Энцелад Торнадо. Одно из первых заданий — в Пущино пропал мужчина. Ушел зимой из дома и не смог выбраться из оврага, где его и обнаружили. К сожалению, было уже поздно — мужчина замерз.

— Для нас это тоже боль. Но и результат, — отмечает Ольга.
На территории СНТ в Серпухове Торнадо не так давно помог найти мужчину, совершившего убийство.

Помимо каждодневных «полицейских» дел, Торнадо — лицо питомника, «общественный деятель». Приезжает на детские мероприятия. Особенно впечатляет зрителей команда суслик: когда овчарка «замирает» на задних лапах. Вот недавно показывал чудеса дрессировки ребятам в деревне Глазово на Дне защиты детей. Сотрудники Дома культуры после написали отзыв: «Скорее всего, даже у тех детей, у кого не было собаки, она появится». Произвел неизгладимое впечатление!

Неделимые

У Ольги живут 10 собак. «Пенсионеры» ждут дома — у них заслуженных отдых. Иногда их берут на тренировки, чтобы был стимул к жизни.

— Рабочая собака не может просто отдыхать, иначе «сгорит». Она должна быть всегда нужной и что-то делать. Устраиваем для них «квесты». Например, обыск местности, простое задание — найти ключи. Собаки понимают, что это не суперзадание, но, тем не менее, в их глазах читается: «Мы нашли. Мы нужны».
А те, кто в строю, каждый день приезжают вместе с Ольгой на работу.

— Мы покупаем собак сами. Я считаю, это лучший вариант. Все собаки — личные. Если животное «государственное», а человек не стал работать, перевелся в другое подразделение, то собака осталась бы тут. А четвероногие очень переживают, в отличие от хозяев. Раньше были такие случаи, не получалось переключать собак на других кинологов. За последние десять лет мы ушли от практики «государственных» собак. Сейчас все собаки личные, и отношение — как к своему ребенку.
Ольга работает в кинологической службе 20 лет, в Серпуховском УВД — 15. Первая собака появилась у ведущего кинолога в три года.

— Село Боровское, Алтайский край — моя родина. Однажды мы поехали в лес с родителями за грибами. Я отошла в сторонку и пришла уже с овчаркой. Нашла ее привязанной к дереву: пожилая, седая, вся больная. Назвали Альфа — моя первая собака, с которой началась любовь к немецким овчаркам. Всю жизнь я с ними и без них уже не смогу. У меня избалованные собаки. Им можно спать на кровати, залезать на стол, лазать во все пакеты. Но если я посмотрела и мне это не нравится… Они понимают тут же. Достаточно одного взгляда. А почему можно все — объясняется спецификой деятельности. Мы работаем с наркотиками, взрывчаткой — эти вещества могут быть спрятаны где угодно, поэтому собака имеет право доступа везде.

«Я боюсь собак»: что с этим делать

Не могла не поинтересоваться у ведущего кинолога, как адекватно формировать отношение у детей к животным. Боязнь собак называется кинофобия, знакома многим, а начинается все с детства.
— Все из семьи. Если родители говорят: «Не подходи, собака укусит», у ребенка в голове паника. Если мы будем так программировать, то все так и будет — испуг, истерика, выработка адреналина. Ребенку надо объяснить: «Это чужая собака. Погладить ее можно только спросив разрешения у хозяина».

Фото из архива МУ МВД России «Серпуховское».

Всегда было интересно, а можно ли погладить служебную собаку? Пусть они на службе, с серьезным видом, но все-таки перед обаянием четвероногих иногда сложно устоять.

— Детям я часто сама предлагаю погладить. Мамы, как правило, реагируют однозначно: «Нет!». А я говорю: «Можно».
 
* * *
В копилке у кинологов много разных историй. И нет ни одной похожей — так же, как нет и похожих собак.

— По щенку сразу можно все понять, с рождения. В первые сутки — каким он будет в экстерьере. А на третьи становится понятно, кто будет хорошо работать. С этого момента уже можно развивать данные щенков.

Каждый вызов для кинологов и собак — ответственная миссия. За удачный исход дела и выполнение задания «на отлично» переживают все: и люди, и животные.

— Для меня лучшая награда, когда кинологи звонят с места происшествия и говорят: «Мы нашли!». Значит, все тренинги дают результат. Значит, правильно выбрана методика и подобрана пара с кинологом. В кинологической службе все — единое целое. У нас нет «я, ты», в любом случае — только мы, — подводит итог Ольга Рябова.
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Все они – легенды

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру