«Ночные Волки» из Серпухова: "Дорог много, а путь один"

Ассоциации с мотоциклами — это скорость, драйв и шум. Многие удивляются, когда узнают, что серпуховские байкеры участвуют в социальных акциях, навещают ветеранов и рассказывают детям не о скорости, а о здравом смысле. Кто они — сегодняшние «Ночные Волки», и почему дорог много, а путь один? Об этом мы поговорили с президентом серпуховского отделения «Ночных Волков» Андреем Кураковым и секретарем Сергеем Волковым.

«Ночные Волки» из Серпухова: "Дорог много, а путь один"
Фото из архива мотоклуба «Ночные Волки»

«В нас кидались и цветами, и горшками»

— Байкеры или мотоциклисты?

— Давайте называть нас мотоциклисты, — говорит президент серпуховского отделения Андрей Кураков. — Люди, насмотревшись фильмов, воспринимают байкеров как бородатых страшных дядек с оружием. У нас по-другому. Да, как дань истории — длинные волосы, борода, кожаная одежда. Но все-таки мы мотоциклисты.

Участники легендарного клуба «Ночные Волки» — любители мототехники: обычные люди разного возраста, социального положения и профессий. Директора заводов, священнослужители, разнорабочие — катаются, дружат, общаются. Объединяет интерес, а общие идеи и цели приводят в мотоклуб.

…В 2000‑х годах место встреч мотоциклистов в Серпухове называлось «Смотровая». Территория у дома № 132 по ул. Ворошилова. Сначала там собирались несколько человек, потом к ним подтягивались еще мотоциклисты.

— Бедные жители этого дома! Мы сидели там до утра. В то время вели себя как байкеры, пили пиво всю ночь… В нас кидались и цветами, и горшками. Со временем мы поумнели, а молодежь перестала там собираться, — вспоминает Андрей Кураков. — В ближайшем будущем, надеюсь, при содействии администрации муниципалитета найдем центральное место сбора — все будут знать, что можно туда приехать и увидеть единомышленников. Знакомство, общение — да и вообще, вместе веселее.

Дорог много, путь один

Вместе веселее не только кататься и обсуждать вопросы ремонта мотоциклов, события и ситуации. В последнее время в мототусовке набирает обороты социальная тенденция — участие в различных акциях и мероприятиях.

— Почему мотоциклисты участвуют в социальных акциях?

Андрей Кураков: — Тридцать лет назад я бы не поверил, что буду этим заниматься. А сейчас это интересно и нужно. Детей надо воспитывать правильно: наши мероприятия этому способствуют.

Сергей Волков: — Спустя какое-то время по-другому начинаешь смотреть на мир. Наша деятельность — это попытка что-то изменить, например, наши «громкие» будни. Понимаем, что назад вернуться мы уже не можем, но изменить наше будущее — вполне.

Три десятка лет назад мотоциклисты просто копировали то, что показывали в иностранных фильмах, газетах и журналах.

— А привнесли нам не весь объем информации, а только определенный кусок, и не самый лучший, — вспоминает Сергей Волков. — Было просто копирование западных идеалов. Со временем пришло понимание — мы не хотим быть такими. Из всех мотообъединений участники клуба «Ночные Волки» первыми поняли, что это путь в никуда, и стали искать свою дорогу. «Дорог много, путь один» — наш девиз. А наш путь — это служение русскому миру и Родине.

Мотоциклисты признаются: сначала клуб, потом — все остальное. Во время интервью Андрею Куракову звонят из Тарусы с вопросом: «Можете приехать к детям в лагерь? Сто человек ждут. В пятницу, в 10.30».

— Это рабочий день, но мы не можем отказать. Поэтому все дела, которые направлены на развитие клуба, — первичны, и по-другому быть не может. Этим надо жить, — не раздумывая, объясняет свое согласие Андрей.

ПДД созданы не для ограничений

В памяти еще свежи времена, когда мотоциклисты гоняли без прав, без документов, видели гаишников, разворачивались и давали газу в другую сторону. Сейчас они наравне с представителями ГИБДД проводят акции, рассказывают о безопасности на дорогах и в жизни.

Сергей Волков: — Каждый год мы хороним братьев. В 2020 году мы похоронили шесть человек. В какой-то степени быстрая езда — это кураж, адреналин, но со временем приходит понимание: это неправильно. Правила дорожного движения созданы не для ограничения, а чтобы тебе и другим было проще и безопаснее.

— Получается, энергию можно перенаправлять в другое русло? Творить добрые дела рука об руку с властью?

Сергей Волков: — Раньше и мы были в оппозиции, и власть была другая. Сейчас мы видим, что наши мысли, а значит и дела, во многом сходятся. Значит, можно делать это вместе и помогать друг другу.

«Мои ребята приехали. Мои мотоциклисты!»

— Погрузите в атмосферу: кто больше всех ждет «Ночных Волков»?
Андрей Кураков: — Сразу вспоминаю серпуховича Владимира Ивановича Сафарова. В 1943 году был призван в 1-й Гвардейский мотоциклетный Краснознаменный полк. Вместе с сослуживцами проникал в тыл врага, и ночами они уничтожали целые деревни спящих немцев. Владимир Иванович все пережил. К сожалению, в прошлом году не удалось его поздравить — он ушел из жизни, не дожив до 96 лет.

С Владимиром Ивановичем Сафаровым. Фото из архива мотоклуба «Ночные Волки»

Сергей Волков: — Он ждал нашего визита, и когда слышал звук мотоциклов, то выходил на балкон (хотя и это уже было для него нелегко) и говорил: «Мои ребята приехали. Мои мотоциклисты!». В такие моменты особенно понимаешь, зачем делаешь все это.

Мероприятия «Ночных Волков» далеки от «показухи». Такие акции подталкивают многих к хорошим делам, показывая: так можно и так нужно. Например, знаменитый «Непокоренный рубеж» — мероприятие, посвященное годовщине контрнаступления советских войск под Москвой. Проводят его в начале декабря, проезжают мотопробегом по нашему рубежу обороны.

Сергей Волков: — Эту акцию впервые провели в 2015, в ней участвовали семь человек. Цепляло всех, что зима, а мы едем на мотоциклах. Однажды нам написала семья, спросили — а можно приехать на машине? Учитывая местность, это нереально. Тогда пришла идея создать параллельный маршрут, который проходит по обычным дорогам. С тех пор эта семья — постоянные участники нашего пробега, подтянули и своих друзей.

Сергей Волков: — Смысл этого мероприятия — напомнить людям, что была война. А где она была? Вот здесь — где сейчас мы с вами живем мирной жизнью… Вспомните школьные годы: на уроках истории дети зачастую скучают. Совсем другое дело, когда ребята сами побывали здесь, на местах боевых действий. Они начинают воспринимать события по-другому. Ощущают тот же холод, который чувствовали их прадеды много десятков лет назад.

Сейчас пробег перерос в общественное движение «Вахта памяти. Непокоренный рубеж». Эта тема объединяет неравнодушных людей с целью восстановления утраченных страниц истории и сохранения памяти о малоизвестных героях, защищавших Отечество. «Ночные Волки» создают сайт, на котором можно будет отметить точки, где проходили военные события. Таким образом, все малоизвестные места останутся в памяти навсегда.

Автомобиль с головой волка

— После взятия вершин международного уровня можете вспомнить, с чего все начиналось?
Андрей Кураков: — Все началось с детских новогодних елок, которые проводит московское центральное отделение мотоклуба «Ночные Волки» каждый год. Передать словами масштаб события трудно. Это мероприятие со сказочными декорациями, созданными руками «Ночных Волков», проходит на улице. Представьте: драконы на базе мотоциклов, автомобиль — голова волка, механическая избушка на курьих ножках… Эти елки входят в топ‑5 самых интересных новогодних представлений России. Идея Хирурга (основатель и лидер мотоклуба «Ночные Волки» — прим. авт.), он участвует в создании сценария, руководит репетициями.

Новогоднее мероприятие со сказочными декорациями, созданными руками «Ночных Волков». Фото из архива мотоклуба «Ночные Волки»

— Серпуховские дети тоже оказываются в числе счастливчиков — зрителей елок?

Андрей Кураков: — В Серпухове есть многодетная семья — семеро детей живут с мамой. Однажды мы организовали трансфер, приобрели билеты и подарили ребятам незабываемые впечатления. На следующее утро их мама позвонила и рассказала, что в ближайших планах у старших дочек — получить права и купить мотоциклы, а пятилетний сын бегал по квартире с криками «Я волк». По сути, они увидели, что «Ночные Волки» — это добрые ребята, которые всегда помогут. И, наверное, захотели стать такими же.

— И не только дети, — добавляет Сергей Волков. — Иногда видишь знакомых, удивляешься: «Ты тоже с нами?». И в ответ слышишь: «Ну да, вот «покусали».
Огромная книга с множеством глав

— Помогать, учить, напутствовать — почему выбрали именно такой маршрут?

Сергей Волков: — Возможно, при проведении акций мы помогаем ломать стереотипы. Речь сотрудников ГИБДД дети воспринимают как назидание. А наше присутствие сближает, помогает донести информацию. Доверяют и с точки зрения опыта — нам есть, чем поделиться. Дети к нам тянутся, их привлекает драйв.

— Серпуховское отделение «Ночных Волков» насчитывает всего 10 человек. Удивительно немногочисленно…

Андрей Кураков: — В этом году серпуховскому отделению 13 лет. Путь становления «ночным волком» непростой. У меня он занял как раз-таки 13 лет. Эта не та история, где можно написать заявление и стать участником. Человек должен проникнуться идеями и жизнью клуба. Клуб — это прежде всего братство, большая семья. Мы вместе и в горе, и в радости. Помощь в разных ситуациях, участие в общих праздниках и организация акций — то, что нас объединяет.
Сергей Волков: — Иногда не замечаешь весь тот объем, который делаешь каждый день. Когда оборачиваешься назад, понимаешь, что если начать рассказывать, это будет огромная книга с множеством глав и страниц.

Болезнь, которой приятно болеть

— Есть ли неписаные правила, которых придерживаетесь на дорогах?
Андрей Кураков: — Есть основное правило: на каком бы транспорте я ни ехал, где бы я ни находился, если стоит сломанная машина или мотоцикл, я обязательно остановлюсь и помогу. Понимаю, что потрачу свое время, иногда даже деньги, но мимо проехать не могу.

Сергей Волков: — Если стоит сломанный мотоцикл, мимо проезжающий мотоциклист остановится в 90% случаев. Взаимовыручка — неотъемлемая часть нашего движения. Если сломались на машине, вероятность в разы меньше. И еще, когда ты едешь на мотоцикле, то должен чувствовать себя как летчик-истребитель и понимать: все вокруг хотят тебя сбить (смеется). Это неписаное правило призывает максимально предугадывать события. Все мотоциклисты делятся на два вида: те, кто уже падал, и те, кому это предстоит.

— А в гаражах байкеров есть автомобили?

Сергей Волков: — Очень легко отличить на дороге байкера, у которого нет машины. Холодно, дождь, даже снег, а мотоциклист едет… Все думают — какой парень, как любит мотоциклы! Нет. У него просто нет автомобиля, а ему срочно на работу (смеется). Конечно, автомобили есть, но максимально возможное количество времени стараемся проводить на мотоциклах. Если куда-то надо ехать и есть вариант поехать на мотоцикле, по-любому поедем на нем. Погода никогда не останавливает. И стаж более 30 лет, безусловно, помогает.

— За что еще, кроме скорости, любите мотоциклы?

Сергей Волков: — Тут больше не про любовь. Без мотоцикла лично мне жить в принципе невозможно. Если он сломан, даже жена замечает — говорит, становлюсь нервным, раздражительным. Происходит своего рода ломка. Достаточно сесть и прокатиться — возвращаюсь в хорошем настроении. Как в одной из пословиц мотоциклистов: «Все проблемы улетают после 150». Подтверждаю: их уносит вместе с ветром…

Андрей Кураков: — У всех, кто подходит поинтересоваться мотоциклом, первый вопрос: «А сколько он едет?». Отвечаю: «200 пойдет, но это не значит, что я поеду с такой скоростью». Удовольствие — когда едешь по трассе, когда 70, 80, 150 — максимум, больше не надо. Я смотрю по сторонам, проезжаю разные города, вижу, как меняется дорога. Ты мобильный — машины стоят в пробке, а на мотоцикле не можешь только вверх и вниз (смеется). И пока есть бензин, проедешь везде. Шум ветра, ты открыт — это так здорово. Само ощущение, когда едешь на скорости, не передать. Болезнь, которой приятно болеть.

Перед тем, как летать, надо научиться падать

— Согласны с тем, что самые свободные люди — на мотоциклах?

Сергей Волков: — Нельзя купить мотоцикл и стать мотоциклистом. К этому состоянию нужно прийти. Многие жены или подруги байкеров совершают ошибку, ставя перед выбором: «Или я, или мотоцикл». При такой постановке вопроса ответ очевиден.

Андрей Кураков: — Моя первая семья распалась как раз по этому поводу. Мне пришлось забрать мотоцикл и уйти. В моей нынешней семье жена — тоже любитель мотоциклов, все понимает. Дочка с рождения с нами на всех мероприятиях. Живем одной жизнью.

— Что посоветуете тем, кто хочет пойти учиться на категорию «А»?
Андрей Кураков: — Начнем с того, что можно отучиться на категорию «В», с горем пополам сдать экзамены, но у тебя — четыре колеса, и жизнь, конечно, научит. На мотоцикле так не получится — надо полностью научиться ездить сразу. Мотоцикл не прощает ошибок. Заниматься с инструктором по экстремальному вождению — обязательно.

Сергей Волков: — Большинство моментов, которым может научиться мотоциклист, связаны с падениями. Например, на машине может просто занести — и это будет урок. А падение на мотоцикле — это всегда травма, маленькая или большая. Этот опыт надо получить с инструктором. Будучи уже опытным мотоциклистом, я общался с инструктором и понял, что многого не знал. Три занятия выращивают мотоциклистов другой категории. После них можно смело отправляться в дальние поездки. И как ни печально, 70% мотоциклистов, которые думают, что после первого сезона круто ездят — не умеют ездить вообще. Тем, кто только начал свой путь, можно посоветовать: когда на второй-третий год вождения мотоцикла думаете, что вы профи — нет. Это самый опасный период. Как только подумали, что можете круто водить мотоцикл, знайте: вы не умеете водить совсем. Как раз в этот момент надо ехать к инструктору.
 
Когда готовился этот материал, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности подтвердил, что российский мотоклуб «Ночные Волки» попадает в черный список Евросоюза в рамках седьмого пакета санкций. 
Глава г.о. Серпухов Сергей Никитенко прокомментировал политическое решение: «Очевидно, что данные действия — не что иное, как очередная попытка сломить дух и веру в справедливое, мирное будущее истинных патриотов России, которыми и являются «Ночные Волки». К счастью, сделать это невозможно. Недавно члены Серпуховского отделения всероссийского мотоклуба «Ночные Волки» в очередной раз это доказали. Ранним утром из Серпухова от подножия Соборной горы к Молодинскому полю г.о. Чехов стартовала колонна автомобилей и мотоциклов. Там «Ночные Волки» возложили цветы к мемориалу, провели торжественный митинг. Также возле мемориала активисты высадили саженец дуба, привезенный с Куликова поля. Мероприятие приурочено к 450‑летию Молодинской битвы. Уверен, что так вы не только сохраняете историческое наследие Родины, но и передаете его будущим поколениям, не давая забыть героические страницы нашей истории».

кстати

В 2021 году «Ночные Волки» с проектом «Непокоренный рубеж» стали победителями международной премии «Мы вместе» в номинации «Культурное наследие».
«Работа над проектом заставила еще глубже окунуться в историю Великой Отечественной войны, по-новому взглянуть на жизнь, на подвиг советских людей. Понять, что многое сильно недооценено и для нашего понимания еще не открыто. Благодаря премии #МЫВМЕСТЕ мы более детально проработали проект, расширили и развили. Благодаря победе, проект стал успешнее: получил широкую известность и вышел на новый уровень. И я чувствую себя успешнее, потому что мой успех — активное участие в жизни своей Отчизны, которое обеспечивает проект», — поделился эмоциями после победы на сайте «Мы вместе» автор проекта Андрей Кураков.

В 2021 году «Ночные Волки» с проектом «Непокоренный рубеж» стали победителями международной премии «Мы вместе» в номинации «Культурное наследие». Фото из архива мотоклуба «Ночные Волки»

ЦИФРА Более 1200 человек из многих уголков России участвовали в акции «Непокоренный рубеж» 
в 2021 году.
 
кстати
У серпуховских «Ночных Волков» есть мотоцикл, который находится в общем (клубном) пользовании — «Урал» с коляской. Его используют, в основном, на зимних пробегах. Например, в Торжке было зимнее мероприятие, где собралась колонна более чем из ста «Уралов», и мотоцикл серпуховского отделения — в том числе.
 

Порядка 350 единиц техники — мотоциклы, квадроциклы, автомобили — приехало в 2022 году на открытие мотосезона в Серпухов.  Из года в год число участников увеличивается.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 17 августа 2022

Заголовок в газете: Выйти на новый уровень

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру