В музее Серпухова завершился образовательный проект для начинающих фотографов

Международный журналист, военный фотограф, сотрудничавший со многими крупными изданиями, в числе которых — «The Times», «The New York Times», «Огонек», «Коммерсант», — Ольга Ингуразова представила в Серпуховском историко-художественном музее авторскую программу «Искусство в действии». «Учу визуальной коммуникации через создание фотографий: чтобы можно было рассказать и прожить любую историю», — так сама Ольга говорит об образовательной программе по работе с молодежью, участником которой мог стать каждый.

В музее Серпухова завершился образовательный проект для начинающих фотографов
Фото из личного архива О.Ингуразовой

— Ольга, в проекте «Искусство в действии» уже приняли участие почти сто начинающих авторов и фотолюбителей со всей России. Теперь очередь дошла и до Серпухова?

— Наше мероприятие приурочено к выставке «Живопись света. Николай Андреев. Искусство фотографии», которая открылась в стенах музея в сентябре. Известный серпухович снимал в своей манере, приближенной к художественно-изобразительному искусству. Мы с ребятами тоже делали снимки не столько документальные, сколько дающие возможность зрителям почувствовать эмоции. Одним словом — учились.

Ольга Ингуразова. Фото из личного архива.

— Чему учат в творческой мастерской?

— Мастерская называется «Искусство в действии», потому что, по моему мнению, искусство должно действовать. Мы с ребятами через создание визуального контента, фотографий, практики профессиональной съемки учимся грамотно оценивать снимки, анализировать информацию, которая поступает из интернета, создавать снимки, грамотно презентовать себя через эти изображения.

— А как грамотно создать изображение? Маленький мастер-класс для тех, кто не успел…

— Легко! Сегодня техника дошла до своих высот. Камеры в телефоне более чем достаточно. Сейчас все — фотографы. Но есть то, что отличает профессионала от человека, который умеет просто делать фотки. Так вот это «что-то» называется авторство. То, на что мы обращаем внимание. Как мы встаем во время съемки — профессиональный ракурс, что покажем зрителю, чтобы он почувствовал именно то, что ему хотели передать. Если мы умеем выбирать ракурс, обращать внимание на цвета, людей, природу — то, что нам близко, то становимся авторами и можем подарить жизнь своим творениям.

— Как разбудить в себе этот авторский голос?

— Через практики. Фотографирование, постановочная съемка, работа с героем в кадре и за кадром, немного актерского мастерства, действия на скорость… Одна из практик на мастер-классе выглядит так: ребята должны разбиться на пары и по определенному заданию сделать фотографии. Но есть один нюанс — они не должны произнести ни слова — так учимся коммуницировать, не бояться смотреть в глаза, дотрагиваться друг до друга, принимать чью-то позицию, выражать свою. Входить в профессиональный процесс через легкие упражнения — в этом и заключается система «Искусства в действии».

— Мастер-класс длился четыре дня. Это много или мало, чтобы его участники смогли стать современными Андреевыми?

— В первую очередь я очень хочу, чтобы каждый из них стал самим собой. Мы берем лучшее от классиков, в том числе с уникальной выставки «Живопись света. Николай Андреев. Искусство фотографии». Но главная задача — найти себя. Да, четыре дня — это немного. А оценить итог нашей работы может каждый. В субботу состоялось открытие выставки участников мастер-класса. Это как результативный показатель, чтобы ученики видели, чего им удалось добиться и достигнуть. К слову, за 15 лет профессиональной практики я сама училась создавать фоторепортажи за весьма лимитированное время, поэтому знаю алгоритмы, которые помогли в этом и участникам мастер-класса. Рада, что работы именно серпуховских ребят станут частью выставки в стенах музея.

В процессе занятий участники творческой мастерской учились находить разницу между "смотреть" и "видеть". Фото из личного архива О.Ингузразвой

— Что удивило в ребятах, в подходе к обучению?

— Меня каждый раз удивляет, когда работаю с молодежью, что от них я сама учусь многому во время процесса. Сейчас интересное время: разница ощущается не в рамках поколений. Буквально несколько лет — и это уже другие люди. Мне нравится, что у нас разновозрастная группа — от 11 до 26 лет. Они друг от друга многому научились. Больше всего меня удивило, что они понимают юмор — это показатель интеллекта ребят. И еще они страстно подошли к обучению, мне даже не приходилось их стимулировать.

— Чему участники мастер-класса смогли научиться за это время?

— Я надеюсь, что они научились слышать себя. Поняли, что фотографии и визуальное искусство можно использовать в повседневной жизни. Например, с помощью снимков можно создать проект и рассказать своей маме о какой-то проблеме, о которой не можешь говорить словами. Надеюсь, ребята будут более внимательными к тому, сколько фотографий они делают на свой телефон. Верю, что они станут использовать современную технику, но при этом снимать как фотографы век назад: вдумчиво, когда каждый кадр имеет значение. И не множить визуальную информацию, в которой мы сейчас тонем.

— Каково это — смотреть на мир через объектив?

— Морщинки появляются в уголках глаз (улыбается — прим. «МК»). Любая техника — это лишь предлог, инструмент. Мы и так все смотрим на мир. Но есть разница между «смотреть» и «видеть». У фотографа появляется дополнительная причина быть в каком-то месте, занимать там хозяйскую позицию: «Я не просто тут стою! Я фотографирую: доношу эмоцию». Однозначно, что фотоаппарат многое открыл лично для меня, развил задатки, такие как умение общаться с людьми, не просто увидеть картинку или событие — а зафиксировать и потом пропустить через себя. Все эти навыки я старалась передать ребятам.

— Например, как? Вижу, что сейчас ученики складывают цепочку из разных фотографий…

— Это фотографические превью: когда каждый месяц снимала, дома была огромная магнитная стена, где я передвигала эти маленькие картинки, пока собирала репортаж. Когда начала преподавать, мини-фотографии очень пригодились. С их помощью ребята учатся смотреть, какие картинки могут находиться рядом и как в зависимости от этого меняется повествование. Например, даю задание: из десяти картинок собрать историю отшельника, который живет на горе. Они начинают искать визуальное отображение тех мыслей, которые приходят в голову. Через такую практику учатся рассказывать истории, понимают, что такое начало, кульминация и конец — «разговаривают» на визуальном языке.

Через работу с этими карточками можно даже индивидуально прорабатывать травмы и проблемы. На кадрах — разные локации со всего мира, из 20 стран, где я когда-либо фотографировала по заданию редакции: социальные темы с Кавказа, репортажи с праздников на Красной площади, истории о малых народностях Монголии, кадры с футбольных чемпионатов…

— В каждом задании есть изюминка?

— Даже с отшельником на горе. Ребята обязательно должны придумать и визуализировать, что заставляет его вновь спуститься на землю.

— Терапия творчеством в стенах музея — это нечто особенное?

— Занятия длились с 16 до 19 часов. В СИХМе специально не закрывали двери, хотя рабочий день уже заканчивался. Когда расходились, понимали, что могли бы продолжить. Но времени всегда не хватает…

Дарья Костикова, участница творческой мастерской:

- Я полюбила фотографию как искусство с детства. Мне нравится делать портретные снимки, пейзажи, макроснимки — это завораживает! Чтобы улучшить свои навыки, я участвовала в мастер-классе. Ольга Ингуразова — человек, который добился больших успехов, у нее интересно учиться, вдохновляться, черпать новое. Уже после первого дня я почувствовала прогресс и надеюсь, что мне удастся стать неплохим фотографом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 12 октября 2022

Заголовок в газете: «Каждый кадр имеет значение»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру