Истории детей и участников Великой Отечественной из Дракино

В 1941 году велись ожесточенные бои за Серпухов. Позиции к западу от города занимала 49‑я армия, под командованием генерала-лейтенанта Ивана Григорьевича Захаркина. Наиболее ожесточенные бои велись на линии населенных пунктов Дракино — Кременки — Павловка.

Истории детей и участников Великой Отечественной из Дракино
фото: из личных архивов жителей деревни Дракино

Немецко-фашистские захватчики пытались прорваться в Серпухов — долгое время не смолкали артиллерийские обстрелы. Кроме того, враг производил налеты на находившийся рядом с Дракино аэродром. Досталось и самой деревне. Сегодня мы расскажем несколько историй о ее жителях, судьбы которых оказались опаленными войной.

«Немцы били по Серпухову с той стороны Протвы»

«Мне тогда было всего десять лет. Я засветло проснулся и пошел пешком из Дракино в Серпухов, где работал мой отец. Я нес ему еду. Транспорта тогда было мало, и мы, деревенские, добирались до города пешком, через поля.

В Серпухове я услышал объявление о начале войны. Стало очень страшно. Обратно в деревню я бежал сломя голову. В моем детском сознании мне представлялось, что война — это вот прям здесь и сейчас бомбежки, взрывы. Все оказалось немного не так…»

Именно так говорил о 22 июня 1941 года уроженец деревни Дракино Виктор Калинин. До начала Великой Отечественной войны в его семье было четверо детей, после войны остался только он. Выжила и мать, Анастасия Петровна.

Самому младшему ребенку в семье Калининых — Ниночке — было всего два года. Во время обстрелов жители Дракино прятались в глубоких земляных погребах, устроенных во дворах каждого дома.

Из воспоминаний Виктора Калинина:
«Немцы били по Серпухову с той стороны Протвы. Снаряды летели над деревней, периодически падая на нас. Во время очередного обстрела мы с соседской детворой побежали в погреб. Набились туда битком. Слышим — где-то поблизости рвануло. Дальше тишина, а после нее крик моей мамы. Она тоже бежала к нам в погреб с Ниночкой на руках. В тот момент немецкий снаряд прилетел в соседский участок. Взрывная волна сбила маму с ног, а Нину убила. Она лежала на земле совсем не тронутая взрывом. Можно было подумать, что просто уснула».

С другим братом Виктора Калинина, Анатолием, в годы войны произошел несчастный случай — мальчик утонул в Оке. Старший брат Иван уйдет на фронт. В феврале 1944 года его не станет — Иван Пантелеевич скончается от ран в полевом госпитале, под Псковом. Тогда же без вести пропадет и Пантелей Иванович, отец Виктора.

Уже после войны семью Калининых навестит фронтовой товарищ Пантелея и расскажет подробности последнего дня, когда видел его живым. Они выходили из окружения. Отступать приходилось через лес по сугробам и бурелому. В какой-то момент Пантелей стал задыхаться и упал, держась за грудь. Товарищ попытался вытащить его, но тот отказался. «Сейчас попустит — и догоню вас», — таковы были его последние слова. Что с ним случилось дальше — неизвестно.

Похоронка Ивана Калинина. фото: из личных архивов жителей деревни Дракино

Оставшийся единственным мужчиной в семье, Виктор Калинин устроился работать помощником бакенщика при рыболовецкой артели в Дракино. После армии он перебрался в Серпухов и стал кочегаром на Занарской фабрике, затем устроился на автомобильный завод. От предприятия он получил жилье, забрал из деревенского дома мать. Познакомился с девушкой по имени Надя и обзавелся семьей.

Его не стало в 1998 году. Война, пройдя огненным вихрем через его детство, навсегда была в его памяти. «Когда он слышал раскаты грома, становился молчаливым и задумчивым», — вспоминали его родные.

«Уходил, но снова возвращался»

В послевоенное время семей с похожими историями в Дракино было много.

Елизавета Дурынина проводила мужа на фронт в июне 1941 года. Осталась в деревне одна с тремя детьми: трехлетней Галиной, четырехлетней Зинаидой и новорожденным сыном Виктором. Работала в колхозе и управлялась с хозяйством в одни руки. При этом успевала по вечерам вязать шерстяные носки и варежки для фронтовиков.

Елизавета Ивановна за время войны потеряла мать, сына, свекра, мужа и двух родных братьев. Все они погибли на фронте. Замуж после войны не вышла. Прожила долгую жизнь — 83 года.

Ее дочь Галина, несмотря на юный возраст, на всю жизнь запомнила момент расставания с отцом:

«Поднял меня на руки высоко-высоко и поцеловал. Уходил, но долго не мог уйти, снова возвращался. Пел песню «Тучи над городом встали… мы простимся с тобой у порога, и быть может, навсегда».

Боевой путь ее отца был недолгим. В декабре 1941 года он пропал без вести под Витебском. До войны Никита Михайлович был любимцем всей деревни — мастерил детские игрушки. Ему было всего 32 года.

Морозовы, Калинины…

Участников войны в Дракино было немало. Некоторых мобилизовали вдали от родных мест, как Морозова Аркадия Ивановича. В марте 1945 года его призвали на фронт в Химках.

Его однофамилец, Морозов Алексей Иванович, родился в 1894 году. Первый раз попал на фронт в 1914‑м. В ходе Первой мировой сражался в составе 51‑го пехотного полка 13‑й дивизии. В 1915 попал в плен к немцам. Целых три года провел в лагере для военнопленных Райжиберг.

В 1941 году находился в Серпухове и помогал мирным жителям готовить бомбоубежище, а уже в 1942 году был призван на фронт.

Воевал на Волховском фронте в составе полевой транспортной роты. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда. В бою на станции Мга получил контузию и был направлен на лечение.

Вернулся в строй и с боями дошел до Кенигсберга. В 1945 году был ранен в ногу и День победы встретил в госпитале.

Получил медаль «За победу над Германией» и другими награды.

В декабре 1941 г. в ходе успешного контрнаступления Красной армии враг был отброшен от столицы более чем на 100 км к западу. Полк со своим штабом перебазировался на аэродром близ Дракино.

Отсюда наши летчики вели героическую борьбу с противником. Дракинский аэродром дважды подвергался авиаударам неприятеля.
 
                                                                       * * *
Память о тех, кто защищал деревню Дракино, чтят по сей день. Часть имен погибших увековечена на мемориальной стене в здании администрации АО «Дашковка» (бывший совхоз «Большевик»). В самой деревне в 1967 году установили памятник воинам первого скоростного бомбардировочнго полка 1‑й воздушной армии.

После кровопролитных сражений в деревне жили и трудились 17 участников войны. Не так давно старожил деревни Клавдия Васильевна Малахина выступила с инициативой увековечить память земляков. В Дракинском сельском клубе она встретилась с заместителем главы администрации г. о. Серпухов Татьяной Орловой.

фото: пресс-служба администрации г.о. Серпухов

— Увековечение памяти — дело благое. Для начала необходимо провести серьезную архивную работу, восстановить полный список имен. После этого можно будет обсудить проект внешнего вида памятника, — отметила Татьяна Анатольевна.
Помощь в составлении памятного списка готовы оказать волонтеры, изучающие историю села.
 

КСТАТИ: Фамилии Морозовы и Калинины — самые распространенные в деревне Дракино. Старожилы рассказывают, что в молодости они давали друг другу клички, чтобы проще было различать однофамильцев. Например: Глиняный, Цыган, Купец, Бададушкин…
 
Благодарим за помощь в подготовке материала  краеведа Евгению Голубкову. Фото из личных архивов родственников героев публикации и открытых источников.
 
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 10 мая 2023

Заголовок в газете: Судьбы, опаленные войной

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру