Главный звездочет Серпухова — о неизведанных пространствах и открытых наблюдениях

В графе «Место работы» на странице в соцсетях у Дмитрия Плясова написано: «Астрономия в Серпухове», должность — главный звездочет. Он смотрит в телескоп более десяти лет, успел изучить мириады звезд, поверить, в то, что Вселенная бесконечна и показать свет далеких планет тысячам серпуховичей.

Главный звездочет Серпухова — о неизведанных пространствах и открытых наблюдениях
фото предоставлено Дмитрием Плясовым

— Моя главная страсть — философия, психология и религиоведение. В этих делах я настолько преуспел, что потребовался отдых. Пространством для которого стала астрономия. Хотя не сразу понял, куда влип, — улыбается Дмитрий Плясов.

Дмитрий Плясов. Фото из личного архива

Звездный путь нашего героя начался в 20 лет — с бинокля, который однажды Дмитрий взял у дедушки, чтобы посмотреть на Луну: «Увидел кратеры, впечатлился — это тоже стало катализатором для занятия астрономией».

По образованию Дмитрий юрист, но в этой сфере не сложилось — работает кладовщиком.
В 2011 году у него появился первый телескоп. Узнал, что в Пущино проводили встречи для любителей посмотреть на звезды — «тротуарная астрономия». Решил создать такие мероприятия и в Серпухове.

Первая открытая встреча в Серпухове прошла в мае 2017 года.

— Была ясная погода, я понял, что пора начинать. Разместил объявления в соцсетях, пришло много народу. Был приятно удивлен, что получился такой отклик. И, как оказалось, в Серпухове много астрономов-любителей. Уже в первую «тротуарку» нас было трое.

Тротуарная астрономия — вид любительской астрономии, основанный Джоном Добсоном в 1960‑х годах. Астрономы-любители выносят свои телескопы на городские улицы (отсюда и название) и приглашают прохожих бесплатно смотреть на небесные объекты, рассказывая об увиденном.

Сейчас посмотреть на звезды приходят более ста человек за сеанс. Мероприятие длится около трех часов. В телескоп можно увидеть, выражаясь научным языком, «объекты ближнего и дальнего космоса». Солнце, Луну, звезды, планеты — Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн.

фото предоставлено Дмитрием Плясовым

— Редко показываем Уран, Нептун и Меркурий — из-за специфики наблюдений. Меркурий находится очень близко к солнцу, его орбита маленькая. Соответственно, чтобы его увидеть, он должен быть на максимальном удалении с востока или запада от Солнца. Этот период называется элонгация, длится недолго, и между элонгациями проходит большой промежуток времени, поэтому наблюдения надо планировать.

Дневные наблюдения проходят около «Дисконта». Ночные — на «Старте». Администрация стадиона поддерживает любителей неба, во время мероприятий выключают свет. О встречах всегда сообщают в соцсетях.

— Астрономия — не только романтика. Для астрономов это — работа, которая учит видеть то, что есть, а не то, что хочется, — рассказывает Дмитрий. — Например, красоту Луны надо наблюдать систематически. Так же, как и противостояние планет. Это требует труда и знаний. Те, кто впервые смотрит в телескоп, обычно говорят: «Вау!» Особенно если видят Луну, кратеры… Вращение Марса и Юпитера вполне можно заметить в течение одного наблюдения — за три-четыре часа. Движение спутников — Юпитера, Сатурна — тоже видно.

— Наблюдения проводите безвозмездно. Что оправдывает потраченное время?

— Радость людей и дружный коллектив. «Астрономия в Серпухове» принимает добровольные пожертвования от гостей, что позволяет улучшать оборудование.

— Как проходят наблюдения?

— Обычно я говорю приветственное слово, и мы начинаем смотреть на небо. Наблюдения проходят в теплое время года — с апреля по сентябрь. Используем в основном зеркальные телескопы. Это специальное оборудование для астрономов-любителей.

— У Вас есть любимые объекты для наблюдений?

— В лидерах — два объекта. Первый — Луна. А еще туманности — это различные скопления газа и пыли в межзвездной среде. Некоторые, например, Крабовидная, имеют ярко выраженную катаклизмическую природу, то есть остались после взрыва звезды. Другие же утратили эти признаки и перешли к звездообразованию. Такой «кузницей звезд», служит, например, Большая Туманность Ориона. В зависимости от спокойствия атмосферы и темноты неба в туманностях можно увидеть цвета, изменение увеличения позволяет рассмотреть некоторые детали.

— Зачем смотреть на звезды?

— Чтобы понять красоту космоса. Узнать новое. И это не что-то абстрактное, а то, что можно увидеть своими глазами. Например, многие слышали о кольцах Сатурна. И своими глазами можно увидеть — они имеются! Это и есть радость научного открытия в миниатюре.

— Можно увидеть в телескоп, как падает звезда?

— Вполне, но этот момент всегда происходит случайно. Бывает, смотришь на объект, и пролетает метеор. Доля секунды. Обычно звездопады наблюдают глазами. Есть специальная методика: каждому человеку «выдается» сектор неба, они садятся в круг и делают отметки, во сколько и как пролетают звезды.

— А какой самый лучший телескоп?

— Есть астрономическая мудрость: «Самый лучший телескоп — тот, в который ты чаще всего наблюдаешь».

— Приходилось наблюдать за небом за пределами Серпухова?

— Периодически мы устраиваем выезды в Екатериновку, Лопатино, под Тарусу… Участвовали в фестивале «Орловское полесье» под черным небом, где Млечный Путь выглядит как россыпь звезд.

А галактика Андромеды видна невооруженным глазом. Это небо без светового загрязнения, которое видели наши предки.

— Что такое «световое загрязнение»?

— Это засвечивание ночного неба искусственными источниками света. Есть шкала светового загрязнения, где черным цветом обозначено абсолютно чистое небо.  Потом идет градация — серое, синее… В Серпухове — оранжевое: сильное световое загрязнение.

— Зная столько о звездах, верите в астрологию?

— Из-за моей любви к религиоведению у меня сложные отношения с астрологией. Во-первых, понимание астрологии сильно отличается в разных эзотерических направлениях.

Например, классическая астрология представляет жизнь человека вписанной в жизнь космоса и в ней есть прямая связь между положением небесных светил и положением дел на земле. Но есть и школы, полностью «отвязавшие» астрологию от этого, в которых она выступает своего рода медиатором при подключении к некоему «вселенскому интернету», где хранятся знания, и для такой астрологии положение светил совсем не важно.

Во-вторых, астрология в разное время отличалась. Сейчас в ее основе лежат традиции, и совершенно не важно, что эти традиции больше не соответствуют никакой объективной реальности. Например, шумеры неблагоприятными считали весенние месяцы, поскольку на это время приходился разгар болезней. В-третьих, стоит обратить внимание и на то, что хоть основы астрологии не научны, у нее есть реальный плод в виде алгоритмов к действию.

— Считаете, что советоваться со звездами не стоит?

— Я не встречал ни одного человека, который в случае опасности или при принятии критически важного решения полагался на астрологию. Все, кто выступает в защиту астрологии, готовы за ней следовать до тех пор, пока не начнется совершенно ясное расхождения со здравым смыслом. Лично у меня нет единого отношения, применимого ко всем сторонникам астрологии.

— Укладывается ли в голове, что Вселенная бесконечна?

— Конечно. Давайте представим, что Вселенная окружена стеной, за которой ничего нет. Но мы видим это «ничего». А значит, оно уже «что-то». Таким образом, эта стена лишь условное представление, у которого нет аналога в жизни. Это как счет. Нет такого числа, к которому мы не могли бы прибавить единицу. Так и с Вселенной — нет такого предела, за которой не могло бы существовать пространства.

— Если была бы возможность телепортироваться на одну точку, что бы выбрали?

— А возможность вернуться обратно будет? (улыбается — «МК). Я бы телепортировался к Великому аттрактору — посмотрел, что там. Великим аттрактором называется гравитационная аномалия, которая располагается на расстоянии около 250 млн световых лет от Земли. Это в сто раз дальше, чем ближайшая к нам галактика — галактика Андромеды.

Там не наблюдается какого-то гигантского скопления вещества, но силу притяжения он имеет такую, какую могла бы иметь тысяча галактик Млечный Путь. Его гравитационное поле распространяется на 520 млн световых лет, то есть еще столько же, сколько нам до него. К этому центру притяжения летят 100 000 галактик, и никто точно не знает, что находится на месте Великого Аттрактора.

— О чем мечтают астрономы?

— В своих мечтах я погружаюсь в то время, до которого вряд ли доживу — в эру космических первопроходцев. Там я — капитан звездного корабля. С верной командой лечу в неизведанные дали для того, чтобы узнать, что там есть, и привезти карты этих секторов и информацию о них на землю.
 
 

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 17 мая 2023

Заголовок в газете: Ответственный за романтику

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру