История первого микропедиатра Серпухова

Серпухов, 1917 год. Только что страна сотряслась от событий Февральской революции, впереди грядет Октябрьская социалистическая революция. Российская империя бьется в агонии и доживает последние месяцы. В родной Серпухов, охваченный бурей исторических перемен, из Москвы вместе с мужем возвращается молодая девушка — Мария Яблокова.

История первого микропедиатра Серпухова
Медицинский факультет при МГУ. Мария Яблокова в верхнем ряду третья справа. Фото из личного архива Людмилы Матвеевой.

 Она только что окончила Московский женский медицинский институт при Императорском Московском государственном университете (ныне МГУ им. М.В. Ломоносова) по специальности микропедиатра — так называли врачей-неонатологов.

Дочь известных купцов, производителей прохладительных напитков и владельцев бакалейной лавки Земляновых, Мария Петровна еще не знает, какую роль ей предстоит сыграть в истории небольшого города на юге Московской губернии…

Дочь купцов, жена дворянина

Сегодня на площади Ленина есть место, которое знакомо каждому жителю Серпухова — кафе-магазин «Лакомка». Во времена Российской Империи в этом помещении располагалась бакалейная лавка купцов Земляновых. Сюда со всего города собирался народ, чтобы отведать всевозможных прохладительных напитков. Особенно популярными были «Баварский квас» и «Напиток клюквенный».

В семье Земляновых было пять детей: две дочери и три сына. Сестры Маша и Таня — одногодки, потому пошли учиться в серпуховскую Александровскую гимназию.

Именно здесь Мария познакомится со своим будущим мужем, сыном уважаемого земского врача, дворянином Алексеем Алексеевичем Яблоковым. Их дружба переросла в нечто большее. Даже разлука во время обучения в Москве не разрушила отношения. Они поженились, когда Мария училась на третьем курсе.

В университет Мария поступила в 1911 году. Ее потомки смогли сохранить уникальный фотоархив.

Снимки, сделанные самой Марией Петровной, рассказывают о быте московских студентов-медиков тех лет.

Когда грянула Первая Мировая война, Мария Землянова-Яблокова (так она подписывалась после обручения) начинает применять свои врачебные знания на практике, работая сестрой милосердия при военных госпиталях в Москве. Некоторые из солдат, кого вытащила с того света молодая девушка, дарили ей фотографии.

С февраля 1917 года Москву начинает охватывать революционный хаос, который распространился на всю страну. В боевых столкновениях в Москве получали ранения и погибали люди разных политических взглядов. Врачи приходили на помощь всем. Мария Петровна вспоминала: «Вот лежат они рядом, на соседних койках, оба тяжело ранены. Придя в сознание, о чем-то начинают болтать ослабшими голосами. А буквально на днях были по разные стороны баррикад и стреляли друг в друга. Для нас, врачей, они все были людьми, которым нужна наша помощь».

Вернувшись в Серпухов, Мария Яблокова устраивается на работу и взваливает на свои хрупкие плечи все тяготы местной  медицины тех лет. До прихода советской власти специализированных педиатрических отделений не существовало. Медицинские услуги простым людям всех возрастов предоставляли земские врачи, которых не хватало. Высокая детская смертность в те годы была печальной обыденностью.

Первых детей из семей фабричных женщин (так тогда называли работниц предприятий) Мария Петровна начинает принимать в доме своего свекра Алексея Викентьевича Яблокова.

«Плоды революции»

Фактически перед молодой девушкой встала задача — построить в городе систему детского здравоохранения с нуля. Яблоковы всей семьей трудились с утра до ночи. Муж Марии Петровны, будучи по образованию инженером-электриком, участвовал в электрификации Серпухова, воплощая в жизнь план ГОЭЛРО.

Ясли "Плоды революции". Манеж. Фото из личного архива Людмилы Матвеевой.

Живя в двухэтажном каменном доме у Соборной горы, Мария Петровна вместе с семьей пожертвовали личным комфортом ради общего дела. Весь первый этаж здания переделали под женскую и детскую консультацию. Здесь же впоследствии она организует первые ясли в городе, которые назывались «Плоды Революции».

Чуть позднее под руководством Марии Петровны будут работать уже несколько яслей.

О всей своей деятельности Мария Яблокова регулярно отчитывалась перед Городским исполнительным комитетом. До наших дней дошла большая часть ее уникального фотоархива.

Из него мы узнаем, что при руководстве Марии Петровы в городе была организована первая молочная кухня. Ясли имели собственное подсобное хозяйство.

«Чтобы вырастить здоровую смену — нужен здоровый быт» — так гласит надпись на отчетном альбоме с фотографиями за 1934–1938 гг.

Проба приготовленной пищи. Фото из личного архива Людмилы Матвеевой.

За свои старания Мария Яблокова неоднократно удостаивалась всевозможных грамот и наград. Созданию централизованной детской медицины и женских консультаций она посвятила всю свою жизнь.

«Разрывал донос и выкидывал в урну»

Несмотря на многочисленные заслуги и авторитет, имя Марии Петровны периодически попадало на стол начальника местного НКВД. Виной всему — ее происхождение. Всего на Марию Петровну было написано шесть доносов.

Автор одного из них известен. Им являлся уважаемый человек, активный участник революционного движения и борьбы за установление Советской власти Сергей Аристов. Он не мог смириться с тем, что дочь его классовых врагов занимала высокую должность и пользовалась уважением.

Неизвестно, как бы сложилась жизнь Марии Петровны, если бы не ее навыки и умения. Однажды ей удалось совершить настоящее чудо — она вылечила от гнойного менингита без применения антибиотиков шестилетнего мальчика — сына начальника местных силовиков.

— Бабушка никогда не называла имени этого человека. Знаю только, что его потом перевели на повышение в Москву. Он всегда вызывал бабушку, когда получал очередной донос на нее.

Мария Петровна Яблокова. 50-е годы. Фото из личного архива Людмилы Матвеевой.

Протягивал ей эту кляузу и говорил: «Марья Петровна, ознакомься — ты чуждый элемент, дочь купца, не являешься рабочим классом». После этого разрывал при ней донос и выкидывал в урну, — вспоминает внучка Марии Яблоковой Людмила Матвеева.

Время прошло, и классовая непримиримость постепенно утихла. Сергей Аристов стал директором Серпуховского историко-художественного музея, написал краеведческую книгу об истории Серпухова и какое-то время был соседом Яблоковых. Мария Петровна вспоминала, что он всегда приветливо здоровался, как будто бы ничего и не было.

Именем Сергея Аристова названа одна из улиц нашего города. А имя Марии Петровны Яблоковой навсегда вписано в историю серпуховского здравоохранения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 28 июня 2023

Заголовок в газете: Во имя жизни

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру