«Кроток нравом и смирен духом»
Будущий святитель Николай появился на свет в III веке от Рождества Христова в римской провинции Ликия, что на территории современной Турции (Анталия), в семье христиан. С самого раннего детства мальчик проявлял необыкновенное усердие к исполнению Божиих заповедей.
Согласно жизнеописанию святого, дважды в неделю он вкушал молоко матери только один раз день, вечером, соблюдая, таким образом, пост. Во время своего крещения он, будучи еще младенцем, без всякой поддержки три часа простоял на ногах, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Вся юность будущего святителя была посвящена Богу: проводя в храме дни и ночи, он молился и читал Священное Писание.
После смерти родителей Николай отдал все свое имущество нуждающимся.
Одним из самых известных добрых дел святого является спасение трех бедных девушек. Отец от безысходности решил отдать своих дочерей в публичный дом. Николай, бывший тогда еще юношей, решил им помочь.
Будучи скромным (или желая избавить их от унижения принятия помощи от постороннего), он тайно по ночам подкидывал в дом нищего мешочки с золотом как приданое для каждой дочери. Бедняк, желая знать имя своего благодетеля, подкараулил Николая, когда тот подбрасывал в дом третий мешочек. Узнав молодого человека, растроганный отец бросился к ногам юноши, благодаря за спасение их от гибели. Святой Николай, не желая, чтобы его благодеяние стало известно, взял с отца девиц обещание, что он никому об этом не расскажет.
Став епископом, святитель Николай активно боролся с язычеством и ересями, главной из которых была ересь Ария, отвергавшего Божество Христа, которая была осуждена на Никейском Соборе. По преданию, обычно кроткий епископ Николай неожиданно для всех ударил Ария по щеке в порыве праведного гнева в ответ на богохульные речи еретика. За это святитель подвергся тюремному заключению, но был освобожден после явления Христа и Божией Матери. Это событие отображено на многих иконах святителя Николая.
Житие так описывает святителя: «Он был нравом кроток и незлобив, смирен духом и избегал всякого тщеславия. Одежды его были просты, пища — постническая, которую он всегда вкушал только один раз в день, и то вечером. Весь день он проводил в приличных его сану трудах, выслушивая просьбы и нужды к нему приходящих. Двери его дома были открыты для всех. Он был добрым и доступным для всех, сиротам он был отец, нищим — милостивый податель, плачущим — утешитель, обиженным — помощник и всем — великий благодетель».
Согласно жизнеописанию святого, чудеса он начал творить еще при своей жизни. Однажды святитель спас свой город от голода, явившись во сне итальянскому купцу, который по повелению святителя отправил свой груженный хлебом корабль в Миры. В другой раз он спас моряков, призвавших великого архиерея Николая во время бури, явившись им и управляя кораблем до самой пристани. Уже в городе святитель объяснил разыскавшим его спасенным морякам причину их несчастья, уберегая их души от повторения греха. Во время путешествия самого святителя в Палестину на корабле сорвался с мачты молодой матрос. По молитве святителя Николая мертвый юноша воскрес и встал, как бы пробудившись от глубокого сна, на глазах удивленных спутников.
Неисчислимое множество чудес совершил и совершает святитель Николай.
Всенародно любимый святой
Множество храмов на Руси с давних времен посвящены именно ему.
В Серпухове несколько таких святынь. Одна из них — храм святителя Николая на погосте Бере́зна. Судьба этого места удивительна.
Деревянная церковь на погосте была построена еще в семнадцатом столетии, первое упоминание относится к 1617 году. 22 мая 1694 года священник погоста пишет челобитную боярину Петру Шереметеву о тяжелом положении храма: «Та церковь Божия стоит на пустом месте, у той церкви нет ни единого двора, и построиться ему негде и кормиться нечем». Боярин удовлетворяет челобитную и отмежевывает землю во владение церкви. После этого в жизни Никольского храма начинаются большие преобразования — вместо деревянной церкви в 1698 г. ставится одноэтажная каменная с колокольней.
В девятнадцатом веке к храму были пристроены два придела, а церковная земля была обнесена каменной оградой с четырьмя башнями, две из которых сохранились до наших дней. В начале двадцатого века храму принадлежали две часовни: одна в Дашковке, а другая — через дорогу от храма, на целебном источнике, известном на всю округу. Сейчас начаты работы по благоустройству этого места.
В 1932 году храм был закрыт. В разное время там размещались правление совхоза «Большевик», сельсовет, сберкасса. На территории храма находился строительный участок и школа, готовившая специалистов для огромного совхоза.
С 2006 года идет активное восстановление храма, настоятелем которого является протоиерей Владимир Зотов. Мы попросили его рассказать о личности святого Николая Угодника, его роли в жизни Русской православной церкви и моральных аспектах празднования рождества святого.
Его жизнь — учебник человечности и морали
— Отец Владимир, почему именно святитель Николай, епископ Мир Ликийских, стал для православных одним из самых главных святых?
— Ответ кроется в жизнеописании Николая Чудотворца. Скромность характера, пытливость ума, самоотверженность, небезразличие, богобоязненность и ревностное отношение к учению Христа вкупе с чудесами и деяниями, которые сотворил святой при жизни и после кончины, не могли оставить равнодушными наших людей. Святителя Николая начали почитать на Руси еще задолго до Крещения. Существует предание, что князь Аскольд после неудачного похода на Царьград принял крещение с именем Николай. В наше время среди языческих народов Сибири святитель Николай также почитаем.
— Почитание святителя Николая связано не только с чудесами, но и с его личностными качествами?
— Тут вопрос несколько сложнее. Скоро мы будем праздновать Рождество Николая Чудотворца. А что это такое? Рождество — это день рождения. С этим праздником мы поздравляем тех, кто нам близок. А что может сближать современного человека с тем, кто жил более тысячи лет назад? Именно те самые нравственные качества, которые ценились в людях во все времена: мужество, честность, доброта, бескорыстие. Очень показательный в этом плане эпизод жизни святителя — его помощь трем бедным девушкам.
— Не кажется ли вам, что упоминаемый случай открытого конфликта с Арием на Никейском соборе идет немного вразрез с образом скромного и доброго служителя веры?
— Хороший вопрос. Но на самом деле нет. Помимо скромности и доброты святитель обладал пытливым умом, всегда отстаивал правду и был ревностным христианином, не терпевшим ересей. Его оппонент Арий был превосходным демагогом и ритором. Никто из отцов церкви тех лет не мог превзойти его в ораторском искусстве, так что это была вынужденная мера в ответ на его ложь.
— Вы сказали, что в день рождения мы поздравляем тех, кто нам близок. Однако в жизни бывает и иначе…
— Вы правы. Бывает, что и начальников поздравляют не из уважения, а чтобы выслужиться или ради какой-то личной выгоды. К сожалению, среди прихожан такое тоже встречается — потребительский подход к вере и святым. Наиболее ярко это выражено в католической традиции с подарками от святого Николая (Санта-Клауса) на Рождество. Но такой подход не приносит желаемых плодов в духовном росте человека.
— На те качества, которыми обладал святитель Николай, стоит обратить внимание и людям невоцерковленным?
— Совершенно верно. Вообще, житие святого Николая можно воспринимать как учебник человечности и морали. Это то, что необходимо знать всем. И, выбрав путь духовного роста, не стоит забывать об аспектах морали и нравственности, они — фундамент, без которого духовный рост невозможен. Этому и учит нас житие святителя — быть искренними и пытливыми.