Анатолий Бородин рассказал об истории сохранения наследия Николая Андреева

На рубеже 80-90-х годов прошлого века несколько серпуховских фотографов узнали, что дом №39 по 1-ой Московской улице готовят к расселению. У них родилась мысль организовать в особняке музей Николая Андреева. В прошлом этот дом принадлежал выдающемуся фотохудожнику и его семье. 

Анатолий Бородин рассказал об истории сохранения наследия Николая Андреева
фото из личного архива героя публикации

Среди инициаторов создания музея был герой нашей сегодняшней публикации, член Союза фотохудожников России Анатолий Бородин. Он родился в городе Ливны Орловской области, учился в Туле, затем работал программистом в области атомной энергетики в Таллине. Именно там произошло его знакомство с фотоискусством.

— Я увидел журнал в витрине киоска. Как оказалось, это было чехословацкое издание «Ревю фотографии» № 1 1976 года с работой Йозефа Судека на обложке. Внутри журнала была статья о творчестве этого замечательного мастера. Я решил, что тоже хочу снимать. После этого начал посещать выставки фотографии. Как правило, они проводились в башне Кик-ин-де-Кек. Познакомился с творчеством Таллинского и Рижского фотоклубов, а также фотоклуба «Зеркало» из Ленинграда.

Позже Анатолий Бородин переехал в Протвино, был депутатом городского Совета. Оставил свой след и в истории Серпухова — как человек, участвовавший в спасении исторического особняка Андреева и вложивший большой вклад в развитие фотоискусства в городе.

В начале славных дел

— В 1985 году я познакомился с местными фотографами Олегом Булановым и Андреем Клюевым. Позднее мы создали группу по изучению и восстановлению творческого наследия Николая Андреева. В нее входили младший сын фотохудожника Сергей Андреев (он и был председателем группы), мастер современного пикториализма из Москвы Георгий Колосов, фотографы А. Кулаков, В. В. Тимошкин (Протвино), А. А. Бородин (Протвино).

фото из личного архива героя публикации

Проведя общее собрание в общежитии поселка Большевик, где располагалась фотолаборатория Андрея Клюева, инициативная группа подготовила письмо в Горисполком Серпухова, в котором подробно описывался проект Центра фотографической культуры им. Н. П. Андреева с Уставом организации. Было это 28 ноября 1990 года.

— В декабре того же года в Курске состоялся учредительный съезд Союза фотохудожников России. Наши делегаты сделали представление Центра и его программы. К этому времени уже был открыт благотворительный счет в банке.

Мы в тот момент еще не определились с организационно-правовой формой будущей организации и изучали законодательство. В конце декабря правительство СССР выпустило закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Ознакомившись с ним, мы решили выбрать организационно-правовую форму «смешанное товарищество», что позволяло быть учредителями и юридическим, и физическим лицам.

После регистрации Устава было подготовлено решение Исполкома о передаче дома на 1‑й Московской поэтапно в бессрочное и бесплатное пользование ЦФК имени Андреева.
22 марта 1991 года приказом № 4 Союз фотохудожников России учредил малое предприятие «Центр фотографической культуры им. Н. П. Андреева», а Анатолий Бородин был утвержден его директором.
Под эгидой Центра в 1992 и 1997 годах в Серпухове состоялись Всероссийские фестивали пикториальной фотографии.

«Основная трудность — финансирование»

— Расскажите подробнее о ЦФК им. Андреева и его деятельности. Какая была концепция и идея?

— Центр являлся научно-просветительским, творческо-производственным предприятием. Он создавался с целью развития традиций выдающегося русского фотохудожника, увековечения его памяти, выполнения эстетической программы и расширения сферы услуг населению.

Анатолий Бородин. фото из личного архива

— С какими сложностями Вам пришлось столкнуться?

— Основная трудность — финансирование. Были организованы фотоателье, магазин фототоваров, изготовление наружной рекламы, выездные фотоуслуги, лизинг проявочной и печатающей машин. Но заработать средства на развитие не удавалось. Что в конечном итоге привело к решению о ликвидации фонда ЦФК с последующей передачей дома Серпуховскому историко-художественному музею для создания филиала и продолжения программы. Однако содержание филиала — дело затратное. В итоге был создан отдел археологии и пикториальной фотографии на улице Калужской, пока дом Андреева находится в аварийном состоянии.

— ЦФК сейчас нет, но в пристройке дома Андреева базируется Серпуховский фотоклуб. Можно ли эту организацию назвать преемницей Ваших идей?

— Отчасти. Только потому, что там есть несколько человек, работающих в мягкорисующих техниках. Современный Серпуховский фотоклуб — это больше досуговая организация, нежели научная.
Искусство и коммерция

— Аналоговая фотография и пикториализм вновь набирают популярность. Почему, на Ваш взгляд, это происходит?

— Думаю, что цифровая фотография несколько жестковата и ряд световых нюансов не передает, а вот аналоговая с этим справляется. К тому же не следует забывать о магии превращения негатива в позитив, невидимого в видимое, причем, медленного превращения — это может завораживать.
Современное фотосообщество в Серпухове начинает раскалываться на два лагеря. Первые — это люди, которые в фотографии видят исключительно инструмент заработка (всевозможные свадебные и студийные фотографы, те, кто снимает утренники в детских садах). Вторая же часть стремится за творческой и художественной ценностью снимков.

— Почему, по-вашему, это происходит и стоит ли нам всем, ради общего развития, разбежаться по двум разным комнатам?

— Нет, разбегаться не нужно. Да и опыт самого Николая Платоновича, который снимал в ателье жителей Серпухова и в то же время ходил как художник-пейзажист по окрестностям, говорит о том, что одно не мешает другому. Всем нужно уметь слышать и ценить друг друга.

— Как бы Вы отнеслись к тому, если в Серпухове появилась бы своя школа художественной фотографии, которая опиралась на наследие наших выдающихся земляков Николая Андреева и Василия Улитина?

— Есть же детская художественная школа имени Бузовкина, а почему не быть школе фотографии имени Андреева или Улитина? Тем более, что такие школы появляются во многих городах России.
Более тридцати лет назад я предлагал организовать Детскую школу фотографии. Тогда это не срослось, может быть, у кого-то получится в будущем…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 13 декабря 2023

Заголовок в газете: Энтузиазм в эпоху перемен

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру