Среди инициаторов создания музея был герой нашей сегодняшней публикации, член Союза фотохудожников России Анатолий Бородин. Он родился в городе Ливны Орловской области, учился в Туле, затем работал программистом в области атомной энергетики в Таллине. Именно там произошло его знакомство с фотоискусством.
— Я увидел журнал в витрине киоска. Как оказалось, это было чехословацкое издание «Ревю фотографии» № 1 1976 года с работой Йозефа Судека на обложке. Внутри журнала была статья о творчестве этого замечательного мастера. Я решил, что тоже хочу снимать. После этого начал посещать выставки фотографии. Как правило, они проводились в башне Кик-ин-де-Кек. Познакомился с творчеством Таллинского и Рижского фотоклубов, а также фотоклуба «Зеркало» из Ленинграда.
Позже Анатолий Бородин переехал в Протвино, был депутатом городского Совета. Оставил свой след и в истории Серпухова — как человек, участвовавший в спасении исторического особняка Андреева и вложивший большой вклад в развитие фотоискусства в городе.
В начале славных дел
— В 1985 году я познакомился с местными фотографами Олегом Булановым и Андреем Клюевым. Позднее мы создали группу по изучению и восстановлению творческого наследия Николая Андреева. В нее входили младший сын фотохудожника Сергей Андреев (он и был председателем группы), мастер современного пикториализма из Москвы Георгий Колосов, фотографы А. Кулаков, В. В. Тимошкин (Протвино), А. А. Бородин (Протвино).
Проведя общее собрание в общежитии поселка Большевик, где располагалась фотолаборатория Андрея Клюева, инициативная группа подготовила письмо в Горисполком Серпухова, в котором подробно описывался проект Центра фотографической культуры им. Н. П. Андреева с Уставом организации. Было это 28 ноября 1990 года.
— В декабре того же года в Курске состоялся учредительный съезд Союза фотохудожников России. Наши делегаты сделали представление Центра и его программы. К этому времени уже был открыт благотворительный счет в банке.
Мы в тот момент еще не определились с организационно-правовой формой будущей организации и изучали законодательство. В конце декабря правительство СССР выпустило закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Ознакомившись с ним, мы решили выбрать организационно-правовую форму «смешанное товарищество», что позволяло быть учредителями и юридическим, и физическим лицам.
После регистрации Устава было подготовлено решение Исполкома о передаче дома на 1‑й Московской поэтапно в бессрочное и бесплатное пользование ЦФК имени Андреева.
22 марта 1991 года приказом № 4 Союз фотохудожников России учредил малое предприятие «Центр фотографической культуры им. Н. П. Андреева», а Анатолий Бородин был утвержден его директором.
Под эгидой Центра в 1992 и 1997 годах в Серпухове состоялись Всероссийские фестивали пикториальной фотографии.
«Основная трудность — финансирование»
— Расскажите подробнее о ЦФК им. Андреева и его деятельности. Какая была концепция и идея?
— Центр являлся научно-просветительским, творческо-производственным предприятием. Он создавался с целью развития традиций выдающегося русского фотохудожника, увековечения его памяти, выполнения эстетической программы и расширения сферы услуг населению.
— С какими сложностями Вам пришлось столкнуться?
— Основная трудность — финансирование. Были организованы фотоателье, магазин фототоваров, изготовление наружной рекламы, выездные фотоуслуги, лизинг проявочной и печатающей машин. Но заработать средства на развитие не удавалось. Что в конечном итоге привело к решению о ликвидации фонда ЦФК с последующей передачей дома Серпуховскому историко-художественному музею для создания филиала и продолжения программы. Однако содержание филиала — дело затратное. В итоге был создан отдел археологии и пикториальной фотографии на улице Калужской, пока дом Андреева находится в аварийном состоянии.
— ЦФК сейчас нет, но в пристройке дома Андреева базируется Серпуховский фотоклуб. Можно ли эту организацию назвать преемницей Ваших идей?
— Отчасти. Только потому, что там есть несколько человек, работающих в мягкорисующих техниках. Современный Серпуховский фотоклуб — это больше досуговая организация, нежели научная.
Искусство и коммерция
— Аналоговая фотография и пикториализм вновь набирают популярность. Почему, на Ваш взгляд, это происходит?
— Думаю, что цифровая фотография несколько жестковата и ряд световых нюансов не передает, а вот аналоговая с этим справляется. К тому же не следует забывать о магии превращения негатива в позитив, невидимого в видимое, причем, медленного превращения — это может завораживать.
Современное фотосообщество в Серпухове начинает раскалываться на два лагеря. Первые — это люди, которые в фотографии видят исключительно инструмент заработка (всевозможные свадебные и студийные фотографы, те, кто снимает утренники в детских садах). Вторая же часть стремится за творческой и художественной ценностью снимков.
— Почему, по-вашему, это происходит и стоит ли нам всем, ради общего развития, разбежаться по двум разным комнатам?
— Нет, разбегаться не нужно. Да и опыт самого Николая Платоновича, который снимал в ателье жителей Серпухова и в то же время ходил как художник-пейзажист по окрестностям, говорит о том, что одно не мешает другому. Всем нужно уметь слышать и ценить друг друга.
— Как бы Вы отнеслись к тому, если в Серпухове появилась бы своя школа художественной фотографии, которая опиралась на наследие наших выдающихся земляков Николая Андреева и Василия Улитина?
— Есть же детская художественная школа имени Бузовкина, а почему не быть школе фотографии имени Андреева или Улитина? Тем более, что такие школы появляются во многих городах России.
Более тридцати лет назад я предлагал организовать Детскую школу фотографии. Тогда это не срослось, может быть, у кого-то получится в будущем…