Ирина Михайловна пришла на работу в «Протон» в 2008 году. Она окончила МГИК с красным дипломом по специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Является режиссером первой категории.
Сегодня мы поговорим с ней о творческом пути студии «Галерка» и тонкостях развития театрального искусства.
Название навеял тульский общепит
— Добрый день, Ирина Михайловна! Давайте начнем с главного. При каких обстоятельствах возникла ваша театральная студия?
— Здравствуйте! Театр-студия «Галерка» появилась в 2010 году. Ее рождение связано с моим желанием передать полученные знания и опыт подрастающему поколению, воплотить в жизнь свое творчество и идеи с помощью юных артистов.
— А почему именно «Галерка»?
— В Туле я приметила атмосферное кафе с одноименным названием. На столе вместо скатерти лежали афиши с репертуаром, названия блюд были по известным пьесам, а официанты — в роли знакомых персонажей. Тогда я решила, что мой коллектив будет называться «Галеркой».
— Расскажите о жизни вашей труппы сегодня: сколько в ней участников, чем занимаетесь?
— На данный момент в студии занимается около тридцати участников младшей и старшей групп. Мы участвуем во всех городских мероприятиях. Ребята пробуют себя в роли ведущих, конферансье и, конечно же, артистов. В репертуаре труппы — пантомимы, дуэты, сольные номера, чтецкая программа и новогодние спектакли, которые уже полюбили зрители. С сольной программой мы путешествуем на конкурсы в разные города. Бывали в Казани, Ярославле, Москве, Санкт-Петербурге. Являемся обладателями званий лауреатов первой степени, получали гран-при.
— Много ли ребят, кто приходил к вам в раннем возрасте, решили связать жизнь с актерским ремеслом?
— Ребятам в старшей группе по пятнадцать-семнадцать лет. Они пришли ко мне совсем малышами, когда каждому было по пять–шесть лет. Сейчас мы готовимся к поступлению в театральные вузы. В апреле начинаются первые туры, всего их будет пять. Я уже помогала абитуриентам поступать на учебу по специальности «Артист драматического театра и кино» у меня уже есть опыт и поверьте, это очень непросто.
Быть в постоянном саморазвитии
— Что предпочитает играть молодежь?
— Мои ребята очень разносторонние. Они любят классику, особенно Чехова, мини-спектакли по творчеству Корнея Чуковского. Самое любимое — это разнообразные новогодние постановки.
— Существуют ли в вашем театре какие- либо творческие табу?
— Я никогда не буду ставить бездарные переделки из интернета. Например, известные сказки на современный лад, с непонятным сленгом. Предпочитаю брать классику, не изменяя текста. А вот режиссерское прочтение сделать в ногу со временем можем. И такой опыт у нас уже есть. Стихотворение Корнея Чуковского «Телефон» мы назвали «Утро делового человека». Данная постановка высмеивала телефонных мошенников, при этом текст автора остался неизменным. На мой взгляд, получилось довольно забавно.
— Как подбираете актеров на роли?
— Я делаю это, исходя из типажа и возможностей ребенка. Здесь вступают в силу сразу много факторов. Например, должно быть соответствие голоса, роста, характера. Конечно же, есть сильные актеры, которые смогут вытянуть главную роль. А есть те, кто к этому еще не готов. Тут достаточно жестко. Вообще, я подбираю спектакль, исходя из возможностей своих артистов, и всегда знаю, кто и кого будет играть.
— Представим ситуацию: кто-то из ребят изъявил желание играть конкретную роль. В таких случаях Вы всегда идете навстречу?
— Если актер подходит на роль по типажу, голосу и так далее, то он уже мною и выбран. В другом случае следует отказ, или я даю возможность на репетиции попробовать — и тут сразу видно, кто лучше. Если все получилось, и я ошиблась, то ребенок играет во втором составе.
— Актером может стать каждый?
— Нет, далеко не каждый. Вот скажите, все люди умеют петь, танцевать, обладают красивым поставленным голосом, не боятся публики, легко учат большие тексты и имеют природную харизму и приятную внешность? Быть актером — это тяжелейший труд. Сценой надо жить, постоянно работать над собой, много читать, заниматься спортом, вокалом и так далее. Одним словом, быть в постоянном саморазвитии.
«Новые технологии помогают режиссеру»
— Сейчас, когда звучит словосочетание «современное искусство», на ум приходят какие-то малопонятные вещи. Хотя сам термин такого не подразумевает. На Ваш взгляд, справедливо ли существование такого стереотипа и можно ли назвать ваш театр современным?
— Стереотипы не люблю. Наш театр, безусловно, современный. Но современное искусство может быть разным. Для меня это новые возможности и технологии. Использование световых пушек, видеоряда, мобильных декораций, ярких костюмов, качественный звук и глубокий свет, с помощью которого можно очутиться в другом измерении. И это все нужно. Для того чтобы быть востребованным, необходимо идти в ногу со временем. Тем более новые технологии только помогают режиссеру.
— У Станиславского была мысль о том, что каждые 5–7 лет любому театру свойственно вступать в кризис, чтобы, преодолев его, коренным образом измениться. Относится ли это к «Галерке», и в каком периоде она пребывает сейчас?
— Константин Сергеевич был прав. В нашем деле нельзя стоять на месте. Чтобы держаться на плаву, необходимо все время развиваться. Лично я для этого регулярно прохожу курсы повышения квалификации при ГИТИСе, КГИКе и Министерстве культуры, а также бываю на всевозможных мастер-классах. В своем театре я готовлю новые номера, путешествую с группой и устраиваю с ними творческие вечеринки.
— Какие премьеры увидят зрители в этом году?
— Этот год для нас очень важен. Тринадцатого апреля мы поедем со спектаклем в город Щелково, где постараемся завоевать расположение строгого жюри и получить звание «образцовый». 27 апреля отправляемся на конкурс в Санкт-Петербург, а летом начнем подготовку к новогоднему спектаклю.
— Что бы Вы посоветовали сегодняшним зрителям? Не через спектакль, а если бы представилась такая возможность, при личной встрече?
— Зрителям я бы посоветовала почаще посещать концерты и спектакли. Посещение театра дает невероятный заряд энергии, который дарят зрителям артисты, вкладывая в творчество все свои силы.