Из школы — на радио
Светлана Владимировна — коренная серпуховичка. Училась в школе № 9 и до сих пор с благодарностью вспоминает многих преподавателей. С особым трепетом — учителя русского языка и литературы Виктора Васильевича Лотца, ветерана Великой Отечественной войны. Именно благодаря его урокам Светлана Владимировна стала образцовым носителем родного языка.
— Мы с огромным удовольствием ходили к нему на занятие в кружок, расстраивались, когда их отменяли. На лето Виктор Васильевич составлял нам свой список литературы, куда включал только те произведения, которые будут интересны нам, детям и подросткам. И действительно, эти книги читались с упоением, взахлеб, — вспоминает Светлана Блинова.

После десятого класса она поступила в педагогическое училище, планировала стать учителем начальных классов.
— Там мне тоже повезло с педагогами, настоящими профессионалами своего дела. Когда позже я поступила в Московский государственный заочный педагогический институт, ныне Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова, я поняла, какую замечательную базу знаний дали нам в школе и педучилище.
В журналистику Светлана Блинова пришла случайно. Поворотным в ее карьере стало внезапное предложение, которое вскоре полностью изменило жизнь.
— Я тогда работала учителем начальных классов в Дашковской школе. Но однажды встретила на улице друга детства Александра Костылева, который на тот момент трудился в серпуховском филиале Радио Подмосковья. И он пригласил меня посмотреть, на «радийную кухню»: как выглядит студия звукозаписи, как пишется радиопрограмма. Через некоторое время я воспользовалась приглашением и заглянула в редакцию, которая базировалась тогда в Доме быта. Радио меня с раннего детства почему-то привлекало. Иногда я даже, м представляя себя диктором, старалась без ошибок и выразительно читать длинные тексты вслух.
— И Вас там заметили?
— Да. Главный редактор Геннадий Николаевич Быковский сразу же предложил мне попробовать прочесть новостную ленту, чем меня слегка ошарашил, а потом пригласил поучаствовать в работе. Я с большим удовольствием помогала в записи новостей и программ для проводного радио, продолжая работать в школе. А когда появилась вакансия, ушла работать на радио.

— Светлана Владимировна, думали ли Вы тогда, что этот выбор станет для Вас судьбоносным?
— Тогда я не задумывалась об этом. Просто оказалась в очень интересной и незнакомой атмосфере. Постоянно все в движении, новая информация, многочисленные встречи с людьми. А еще через некоторое время на нашей базе открылась местная телевизионная студия, и меня перевели туда работать.
Журналистика Серпухова: тогда и сейчас
— Журналистика тогда и сейчас — в чем разница?
— Мое мнение, естественно, будет субъективным. И я не затрагиваю серпуховских «газетчиков». К тому моменту, когда сформировалась наша телерадиоредакция — ТВИРС, у наших пишущих коллег за плечами уже была журналистская школа, складывавшаяся десятилетиями.
У нас же практически не было предшественников. Начинали с нуля, но было очень много энтузиазма. Сегодняшние серпуховские теле- и радиожурналисты, естественно, более профессиональны.
— А как Вы работали тогда?
— Мы коллективно генерировали идеи, создавали интересные проекты, на которые, возможно, у нас бы не хватило смелости, если бы мы были поопытней. Например, делали в эфире многочасовые радиомарафоны, снимали документальные фильмы и даже записали свой серпуховский новогодний «Голубой огонек». Ну и одновременно с этим учились у более опытных и старших.
— А кто Вам помогал познавать азы профессии?
— Немало полезных советов нам дала жительница Пущино-на-Оке. Она бывший диктор радио, ученица прославленного Юрия Борисовича Левитана. Ее первый выход в эфир состоялся девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года.
— Вот это действительно наставник!
— И не только она. Еще в нашей телевизионной редакции работал опытный оператор Константин Николаевич Лашкевич, он окончил операторский факультет ВГИКа. За его плечами была многолетняя работа на телевизионной студии Ростова-на-Дону, съемки документального кино. Он многому нас научил: как следует готовиться к съемке, какие вопросы задавать респонденту, как выстраивать сюжет. От него мы узнали, что такое раскадровка фильма. После его «школы» я уже гораздо уверенней чувствовала себя на курсах в Школе «Останкино».
«Удовлетворить любопытство за казенный счет»
— За что Вы больше всего любите свою профессию?
— Есть такая старая шутка: журналистика — это возможность удовлетворить свое любопытство за казенный счет. Доля истины в этом есть. Благодаря профессии я посетила целый ряд серпуховских научных центров, предприятий и учреждений, куда бы меня при иных обстоятельствах вряд ли пригласили, побывала за кулисами некоторых московских театров, пообщалась с известными людьми.

— У каких знаменитостей брали интервью?
— Например, у народной артистки СССР Веры Васильевой, композитора Владимира Шаинского, чьи песни распевала вся советская детвора, знаменитых мультипликаторов Юрия Норштейна, автора «Ежика в тумане», и Вячеслава Котеночкина, создавшего знаменитый сериал «Ну, погоди!».
А еще, благодаря журналистике, стала больше знать об истории родного края и вместе с нашими сотрудниками Серпуховского историко-художественного музея, краеведами с удовольствием делилась со зрителями интересными фактами о Серпухове и его окрестностях.
— Случались ли творческие кризисы, когда не знали, о чем писать и как подавать материал?
— Ну а как без этого! Конечно, случались — и нередко. Мы все — живые люди. Нерабочие проблемы оказывают сильное влияние на творческий процесс. Сложно заставить себя перестать думать «о своем». В отличие от писателя, который может себе позволить отложить на время работу и ждать вдохновения, приходилось силой брать себя в руки, делать неоднократные попытки написать первую фразу. А когда нужная мысль приходила, дальше уже становилось легко и понятно.
— Была ли в профессии мечта, которую хотели воплотить в жизнь?
— Скорее, это проект, которому, к сожалению, не суждено было воплотиться. Идею предложил пущинский краевед Юрий Васильевич Беспалов — снять фильм про усадьбу Пущино-на-Оке. Он много знал об этом чудесном месте, провел для меня увлекательную экскурсию, рассказал, как Никита Михалков снимал там фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино». К сожалению, очень скоро Юрия Васильевича не стало, и планы остались лишь планами.
— Какими качествами должен обладать журналист?
— Лично мое мнение — в первую очередь у журналиста должен быть ко всему изначально искренний интерес. Если тема не интересна лично тебе — тогда ты ее не сможешь раскрыть так, чтобы она стала интересна читателю, слушателю, зрителю. Кстати, с опытом это качество развивается, если оно изначально присутствовало. Мне всегда интересно узнать, с какого мероприятия вернулись коллеги, что там происходило. До сих пор возникает масса вопросов.
— Ваш главный совет молодому поколению журналистов.
— Скорее, пожелание: не терять живой интерес к профессии, искать новые темы, новые формы и получать от работы радость.
Вячеслав Фролов, телеоператор, коллега Светланы Блиновой:
— Со Светланой Владимировной я познакомился в июле две тысячи четвертого года, когда сам пришел устраиваться на работу. Она занимала должность шеф-редактора на ТВиРСе (Телевидение и радио Серпухова). Светлана Владимировна всем сердцем любит свою работу. Она очень упорная, при этом доброжелательная и открытая в общении. Одним словом, позитивный и хороший человек. Я рад, что работаю с ней на протяжении многих лет.