35 молодых специалистов приступили к работе в школах Серпухова

В этом году в образовательных учреждениях Большого Серпухова начнут свою профессиональную деятельность 35 молодых специалистов. Одним из новых учителей стал преподаватель истории и обществознания школы № 19 им. Романа Катасонова Павел Киселев.

35 молодых специалистов приступили к работе в школах Серпухова
фото из личного архива Павла Киселева

— Павел, кто привил Вам интерес к истории?

— Мой интерес к истории начался очень давно, еще с пятого класса, с изучения истории древнего мира. В седьмом-восьмом классах поменялся преподаватель в школе номер девять, им стала Кристина Николаевна Романова. Мне очень нравилось, как она проводила уроки, какие методики использовала. У нее получилось развить во мне настоящий интерес к этому предмету.
Потом у нас преподавала Галина Витальевна Гришаева, учитель обществознания, права и экономики. Она, в свою очередь, пробудила во мне интерес к изучению юридических наук: гражданского, уголовного и административного права. Вот так я выбрал профессию учителя.

Поступил в Тульский педагогический университет им. Л. Н. Толстого. По прошествии пяти лет получил диплом о высшем образовании по профилю «История и право».

— Почему в плане учебы привлекла именно Тула?

— Вообще я уроженец Тульской области, родился в городе Белеве. В две тысячи четвертом году переехал в Серпухов. У меня всегда была любовь к моей малой родине, к Тульской области, поэтому уже в девятом классе знал, что буду поступать именно в Тулу. Заключил договор на целевое обучение в одиннадцатом классе. После приехал работать в Серпухов. Мне здесь очень нравится, никуда не хочу уезжать. Буду тут работать, учить детей.

— В семье были педагоги?

— Моя мама окончила калужский педвуз, работала воспитателем в детском саду. Дедушка в Белеве был учителем и директором в сельской школе. Он с детства прививал мне любовь к истории и стихам. К слову, в селе Мишенском Тульской области родился великий поэт Василий Жуковский. Я знаю всю его биографию и многие произведения.

— Если не учитель, то кто? Какая профессия еще привлекала?

— В детстве было очень много представлений о моем будущем. Я хотел стать футболистом, врачом, экономистом, юристом… В итоге в девятом классе точно понял, что буду учителем истории и обществознания. Хотелось передавать современному поколению знания о героях, событиях, нашей стране. Важно, чтобы дети знали не только историю страны, но и своей малой родины — Серпухова.

фото из личного архива Павла Киселева

— У Вас уже был опыт работы с детьми?

— Да, я год работал с детьми в тульской школе. Мне очень запомнилось, как я уходил оттуда. Дети со слезами на глазах ко мне подбегали, просили остаться. Очень был трогательный момент, запомнившийся на всю жизнь.

— Есть какие-нибудь «фишки», как лучше преподносить материал детям?

— Могу сказать, например, относительно пятого класса: они больше увлекаются конспирологическими теориями. Также нравится, когда показывают иллюстрации, мультики, проводят урок в игровой форме. А десятым и одиннадцатым классам больше нравятся правовые задачи, например, в обществознании есть блок «Право». Однажды проводил урок в десятом классе в Туле.

Ученикам очень понравилось, как я разнообразил деятельность — из перечня задач выбрал самые интересные и смешные.

Был опыт игровых моментов в обучении. Писал диплом по теме «Юридическая ответственность работников». Это как раз входит в список изучаемых тем в старших классах. Во второй части диплома нужно было сделать практический урок. И я выбрал занятие в форме деловой игры в школе.

Детям очень понравилось. По моему опыту, секрет успешного урока состоит в том, чтобы дети не сидели в телефонах, а смотрели на меня, изучали презентацию и в конце занятий получали хорошие оценки.

— К слову, о телефонах. Поддерживаете ли Вы, как молодой учитель, запрет гаджетов в школе?

— Конечно, поддерживаю. Я даже заказал специальную коробочку для телефонов, чтобы дети их туда складывали. С одной стороны, на уроке телефоны лучше не использовать, потому что они мешают учебному процессу, отвлекают детей. А с другой стороны, на переменах, я считаю, телефон нужно отдавать — для спокойствия родителей.

— В последнее время очень часто стали говорить, что усложняется ЕГЭ по истории и обществознанию. Как думаете, с чем это связано?

— Мне кажется, экзамен по обществознанию облегчается. Например, когда я сдавал ЕГЭ, у нас было последнее задание: написать сочинение по высказыванию какого-то исторического деятеля, известного человека. Сейчас такого задания нет.

По истории аттестация действительно усложняется. В следующем году собираются в шестых, седьмых и восьмых классах отменить обществознание и добавить еще один час истории в неделю. То есть больше уклон пойдет на изучение этого предмета.

— А еще на патриотическое воспитание. Как думаете, насколько важно развивать в детях любовь к родному краю?

— Сейчас учебники по истории России у нас все патриотические. Я считаю, что это направление надо развивать. Во многих школах есть патриотические организации: «Движение Первых», «Орлята России» и «Юнармия». Однако иногда возникают такие прецеденты, когда переписывали историю. Вот этого не должно быть. Дети должны помнить героев, события, разбираться в процессе исторического развития.

— Что можете порекомендовать ребятам, которые готовятся к ЕГЭ? Может, есть список книг, сайтов?

— Во-первых, сайт ФИПИ, там каждый год выкладывают демоверсию ЕГЭ. Кодификаторы помогут понять, какие ошибки приведут к снижению баллов. Также есть конкретный учебник Котовой и Лисковой, где можно найти всю полезную информацию. Могу посоветовать справочник для подготовки «Модульный триактив-курс» — там за теоретическим материалом следует практический.

А вообще надо больше читать исторической литературы и дополнять свои знания сведениями из учебных пособий.

— Какой у Вас настрой на учебный год?

— Хотелось бы, чтобы дети приходили ко мне с горящими глазами, а уходя с урока, продолжали интересоваться материалом. Сейчас я заряжен, чтобы ребята в конце года получили хорошие результаты на ЕГЭ и ОГЭ. Хочется, чтобы дети запомнили меня с хорошей стороны. У меня есть такая мечта: взять пятый класс и довести ребят до выпускного.

— Уже знакомились с коллегами? Как они отреагировали на нового молодого специалиста?

— Позитивно. У нас был педсовет, когда меня представляли, все удивились и сказали: «По истории? А мы думали, по физкультуре». Мне понравился коллектив. В школе ко мне старшие коллеги хорошо относятся. Я тоже хорошо к ним отношусь, всем помогаю.

— Каждому ли дан дар преподавания?

— Мне кажется, что учителем рождаются, а не становятся. Должен быть характер у человека, потому что не так просто целый класс заинтересовать и уследить за каждым.

У меня был такой случай в пятом классе в тульской школе. Звонок прозвенел, я вышел из кабинета, зашел в учительскую, возвращаюсь — доска валяется, проектор сбоку… А всего на минуту отошел.

Полагаю, они висели на доске и задели проектор. Так что нужно иметь внутренний стержень, чтобы быть учителем. Ну и много знаний по своим предметам.

— Все дети разные. Как найти подход к каждому?

— В университете психология изучается два курса. Есть отдельно возрастная психология, особенности работы с детьми с ОВЗ, практическая психология. Она направлена на то, как реализовывать на практике в школе все знания, как найти подход к каждому ребенку.

— Тульский университет можете порекомендовать тем, кто хочет стать учителем?

— Я рекомендую свой Тульский университет, именно исторический факультет. Он находится в первом корпусе, является самым важным, первым открытым направлением. А еще там лучшие преподаватели.

— Какие, на Ваш взгляд, качества должен сочетать в себе идеальный преподаватель?

— Стойкость, выдержку, любовь к детям. Учитель должен идти до конца. Если он взял классное руководство, то обязан довести ребят до выпускного. А еще учитель должен жить в сегодняшней истории. Каждый день в мире что-то происходит, поэтому нужно быть в курсе событий. Это необходимое саморазвитие.

— Как выучить хронологию каких-либо событий, например, династию Рюриковичей? Здесь такой практический вопрос.

— Я использовал метод карточек. Например, проходили период правления Ярослава Мудрого, у меня были карточки. Я задавал вопрос «Когда Ярослав Мудрый пришел к власти?» и поднимал карточку, дети мне отвечали. Урок за уроком они заучивали все даты. К концу года у шестиклассников была Всероссийская проверочная работа, изучение истории России как раз начинается в этот период, и они все хорошо сдали. Для всех это было удивительно, даже завуч спросил: «Как вы это сделали?».

— Свежий взгляд всегда интересен. Какие практические советы можете дать преподавателям?

— Преподавателям советую использовать больше цифровых образовательных ресурсов в своей работе. Не просто читать учебник, а подкреплять изучаемые темы иллюстративным материалом и практическими заданиями.

— Учитывая Ваши знания, как смотрятся теперь исторические фильмы?

— Когда я смотрел исторические фильмы, например, в шестом классе, то не понимал, что там происходит. Когда уже погрузился в историю, начал понимать.

Я вообще любитель брать какое-то событие и углубляться в него, искать все фамилии, личности, процессы, произошедшие в то время. И фильмы, которые я смотрел в пятом-шестом классах, уже по-другому смотрятся. Даже обычные ленты, например, советские, которые я очень люблю, кажутся душевными, более открытыми. Они уже по-другому воспринимаются в более старшем возрасте.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 4 сентября 2024

Заголовок в газете: «Учитель должен жить в сегодняшней истории»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру