Учитель информатики из Протвино вошла в ТОП-100 педагогов Московской области

Мира Викторовна Савченкова — учитель информатики и ИКТ МБОУ «Лицей» г. Протвино. Её педагогический стаж составляет 29 лет, которые она полностью посвятила лицею.

Учитель информатики из Протвино вошла в ТОП-100 педагогов Московской области
Мира Викторовна Савченкова — учитель информатики и ИКТ МБОУ «Лицей» г. Протвино. Её педагогический стаж составляет 29 лет, которые она полностью посвятила лицею.

 За последние два года учитель подготовила 27 призеров муниципального этапа и 8 участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Сама является многократным лауреатом и победителем конкурсов разных уровней. В этом году Мира Викторовна вошла в ТОП‑100 педагогов Московской области.

— Что Вас вдохновило стать учителем информатики? Расскажите о своем профессиональном пути.

— Наверное, не «что», а скорее «кто». Когда-то в начале двухтысячных завуч лицея Павел Викторович Иванов предложил мне заняться именно образовательной информатикой, как новой и перспективной на тот момент областью преподавания. В Протвино в начале двухтысячных было уже достаточно много интересных специалистов по математике и физике. А информатика переживала только начальный этап развития.

— Помните, когда впервые сели за компьютер? Какие были ощущения?

— Впервые за компьютер я села на первом курсе Факультета управления и прикладной математики Московского физико-технического института. Это была легендарная БЭСМ‑6, разработанная Лебедевым. Их производство шло вплоть до 1987 года, и за это время было выпущено триста пятьдесят пять машин. Первую программу я писала на перфокартах. Правда, на этом работа с ними и закончилась — стали обходиться без них. А за персональный компьютер удалось пересесть уже к окончанию шестого курса. Появились первые IBM. Было захватывающе и интересно.

фото из архива Миры Савченковой

— Какие основные методы и подходы используете в педагогической деятельности, чтобы заинтересовать и замотивировать учеников?

— В основном я использую проектный метод обучения. Это совокупность различных исследований и концепция обучения на практике. Это помогает сделать учащихся инициативными, креативными и самостоятельными.

— Расскажите про олимпиадников. Какие качества и навыки помогли ребятам достичь таких результатов?

— Воля к победе и большое трудолюбие, желание вникнуть и изучить что-то новое, сделать что-то такое, что ребенок до этого еще не делал.

— Много ли Ваших учеников стремятся связать свою жизнь с компьютерными технологиями?

— Конечно. Если есть способности и трудолюбие, усидчивость и желание изучать новое, то почему бы и нет? Компьютерные науки на данном этапе по-прежнему переживают бурное развитие, и чтобы оставаться востребованным в этой области, нужно быть готовым к обучению на протяжении всего времени работы.

— Как меняются поколения детей? Лучше ли они понимают компьютерные программы?

— Дети всегда мыслят интересно и перспективно. На первом году преподавания компьютерной науки, скажем так, еще на Ямаха КУВТ — комплект учебной вычислительной техники на основе бытовых компьютеров стандарта MSX компании Yamaha в компьютерном клубе ШУП у меня был ученик Евгений, который написал свою первую программу, и компьютер поздоровался с ним: «Здравствуйте, гений!» К концу года он уже написал свою первую компьютерную игру «Поле чудес». А в одиннадцатом классе вошел в десятку лучших в области.

Современные ученики тоже хотят много нового. Так, выпускники 2024 года изобретали собственные транзисторы изгиба, писали специализированную программу по мониторингу и модерации компьютерных систем, делали телеграм-ботов. С большим удовольствием мы с ребятами работаем над созданием сетевых проектов и квестов для учащихся. Хорошо, когда находится еще и учитель-предметник, которому это тоже интересно. Тогда проекты получаются многогранными и интересными за счет межпредметности.

фото из архива Миры Савченковой

— Каковы, на Ваш взгляд, ключевые компетенции, которыми должен обладать современный учитель информатики?

— Наверное, учителю должно быть интересно то, что увлекает современных детей, надо услышать, что они хотят. Попытаться это построить, возможно, направить, на изучение необходимой теории и практики, чтобы ребенок смог построить свою мечту. Для этого нужно системное мышление, умение выстроить межотраслевые коммуникации с людьми, которые разбираются одновременно в нескольких областях знаний.

Именно тогда могут создаваться неожиданные, уникальные, прорывные решения поставленных задач. Учителю должно быть интересно управлять проектной работой детей.

— Каково это — войти в ТОП‑100 педагогов со всей Московской области?

— Преодолеть все трудности на пути и войти в ТОП‑100 всегда интересно. Конечно, учителю необходимо развиваться самому, тратить время и силы на познание до сих пор непознанного и никогда в этом не останавливаться. Результативность познания достигается активной ролью учителя в этом процессе, а это влияет на результаты учащихся. Спасибо руководству, что поддержало в конкурсе. Директору МБОУ «Лицей» Татьяне Матвеевне Кащеевой, завучам, городскому методическому объединению учителей информатики.

— Расскажите о Вашем опыте руководства региональным центром всероссийского конкурса «ИКаР». Какие задачи решаете в этом направлении?

— «ИКаР» — Инженерные кадры России. Всероссийский профориентационный конкурс нацелен на повышение интереса детей и молодежи к инженерным специальностям, к предприятиям своего региона. Отличное соревнование для детей, требует много труда, ответственности. Зато ребята получают мощные эмоциональный заряд — работа над проектами «ИКаР» дает толчок к развитию инженерных умений, способствует развитию коммуникации между органами власти, бизнесом и образовательными организациями субъектов РФ для профессиональной ориентации обучающихся на профессии и специальности, востребованные в регионе, стимулирование детей и молодежи проходить обучение, а в последующем жить и работать в родном регионе.

Организатором соревнований является Ассоциация работников и организаций, использующих конструкторы образовательной робототехники в учебно-воспитательном процессе (РАОР).
В соревнованиях «ИКаР» школьники знакомятся с производством, получают задание на модернизацию, автоматизацию производственного участка, разрабатывают и моделируют модернизированную линию, описывают проект и работу над ним в инженерной книге.

У нас ежегодно проходят соревнования для детских садов, начальной, средней и старшей школы. Зовем всех, приходите в региональный центр в Протвино с командами, побеждайте и выходите на федеральный уровень.

— Что бы Вы посоветовали учителям информатики, которые только начинают свой профессиональный путь?

— На этот вопрос я бы хотела ответить высказываниями знаменитых личностей: «Знание всегда стремится приумножиться, это как огонь, который сначала нужно разжечь от какого-то внешнего источника, а потом он будет распространяться сам по себе» (Сэмюэл Джонсон), «Только наука изменит мир. Наука в широком смысле: и как расщеплять атом, и как воспитывать людей» (Николай Амосов), «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание и образование — это наша счастливая старость, плохое воспитание и образование — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» (Антон Макаренко).
 
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 4 сентября 2024

Заголовок в газете: Мира Савченкова преподает в школе 29 лет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру