Много талантливых архитекторов трудилось в нашей стране, создавая уникальные постройки, которыми восхищались потомки. Узнаваем неповторимый почерк неоготических построек Федора Казакова или византийско-неорусское величие творений Константина Тона.
Но есть мастера, которые оставили сотни прекрасных творений, но не оставили индивидуального архитектурного почерка. Одним из таких стал Роман Иванович (Роберт Юлиус) Клейн. Родился он в московской многодетной купеческой (позже перешедшей в сословие потомственных почетных граждан) семье немецкого происхождения.
В молодости Роман Клейн проявлял интерес к рисованию и архитектуре. Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, после которого повысил свою квалификацию в Петербургской Академии художеств. Впоследствии, став уже профессиональным архитектором, не стремился создать уникального архитектурного стиля, своей школы или направления, а пошел другим путем. Роман Клейн стал «подражателем». Его руке принадлежат творения в абсолютно разных стилях: классицизм, византийский, неорусский и даже неоготика. Он стал виртуозом эклектики, гармонично сочетая разные архитектурные течения и направления. Роман Клейн работал в основном в Москве. Однако несколько работ архитектора сохранились в Серпухове. Каждая из них интересна и уникальна.
Серпуховский и Пушкинский музеи
Серпуховский историко-художественный музей известен далеко за пределами городского округа. Его художественное собрание богато, в нем есть и мировые художественные шедевры. А к постройке здания, где сейчас располагается музей, приложил руку Роман Клейн. Изначально здание являлось городским особняком семейства Мараевых. В 1895–1896 годах по проекту Романа Клейна здание дома было значительно расширено.
К слову, Роман Клейн являлся архитектором одного из самых знаменитых московских музеев — «Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете», известном сейчас как ГМИИ имени А. С. Пушкина. Построено здание в 1912 году.
Церковь, которую мы не увидели
Богатое архитектурное наследие Романа Клейна не ограничивается одним особняком. На улице 2‑й Московской есть большой пустырь и заросший парк. Еще до Великой Отечественной войны на этом месте стояла большая церковь Жен-Мироносиц из красного кирпича. Церковь достраивалась Романом Клейном.
Видимо, за прототип этого архитектурного сооружения была взята барочная церковь Климента Папы Римского в Москве. К сожалению, этот храм был поврежден при бомбежке города немецкой авиацией. Полуразрушенное здание разобрали уже после окончания войны. Но некоторые сооружения все же дошли до нашего времени.
Спасский храм
На окраине Серпухова в начале ХХ века на Занарском кладбище был построен прекрасный храм в неорусском стиле. Проект был разработан Романом Клейном. И здесь архитектор показал себя как знаток архитектуры русского зодчества с элементами византийского стиля. Клейн гармонично связал форму греческого средневекового храма и московских церквей узорочья времен Московии. А завершался храм прекрасным шатром, отдаленно напоминающим шатер храма Василя Блаженного в Москве.
Сейчас храм на Занарском кладбище утратил многие элементы, но постепенно возрождается. Будем надеяться, что вскоре он приобретет былое великолепие.
Шедевр Клейна в Высоцком монастыре
Самым удивительным памятником Клейна, который уникален не только для архитектуры Серпухова, является маленький храм Всех Святых в Высоцком монастыре. Святыня построена как семейная усыпальница Коншиных. Роман Клейн спроектировал незаурядное сооружение. Он взял за основу греческие храмы византийского периода и добавил собственную «изюминку». Там, где должен быть классический купол, архитектор спроектировал высокий каменный шатер с каменным распятием.
Недавно храм был восстановлен. Его внешний вид привлекает внимание посетителей обители и туристов. Клейн в данном случае нестандартно скомбинировал детали стиля и получился маленький шедевр. Когда будете в монастыре, посмотрите на него и попробуйте вспомнить что-то похожее. Вряд ли у вас это получится: храм уникален.
Почему так много работ Клейна в Серпухове?
Почему же так получилось, что в небольшом Серпухове так много работ прославленного московского архитектора? Все дело в том, что в начале ХХ века Серпухов был одним из промышленных центров Московской губернии.
По населению город уступал только Москве. Выходцы из серпуховских промышленников становятся миллионерами и перебираются в первопрестольную, где ведут светский образ жизни. Стремление к прекрасному ярко проявляется в состоятельных семьях. Они строят дома-дворцы в Москве, но не забывают и о своем родном городе. Вероятно, после знакомства с Варгиными, с которыми Клейн работал в Москве, он попал в Серпухов, где быстро нашел новых заказчиков.