«МК в Серпухове» завершает проект «Город, в котором живу»

Серпухов — один на всех. Такой маленький и такой большой. Вмещающий тысячи жителей и миллионы историй. Как менялся с течением времени наш город? Какие важные события связаны с Серпуховом? Какие тайны хранят его улицы? Это заключительный материал, подготовленный к 685‑летию Серпухова совместно с краеведом Ли Офаном.

«МК в Серпухове» завершает проект «Город, в котором живу»
фото: Дмитрий Шапошников

Как приятно познакомиться с прошлым города, посмотреть фотографии начала ХХ века, окунуться в атмосферу размеренной жизни провинции. Но можно ли заглянуть еще дальше, в глубину веков? Увидеть наш город на страже рубежей Московского государства?

Немного сохранилось свидетельств о первых веках серпуховской истории. К счастью, летописи донесли до нас весть о строительстве дубового Кремля на холме в 1374 году удельным князем Владимиром, впоследствии за подвиг на Куликовом поле получившим прозвище Храбрый. Им же был построен первый Троицкий собор в новой крепости.

Дошли до нас летописные повествования о прибытии в наш город митрополита Алексия, который основал в глухом бору Владычный монастырь (1360 год). Немного позже, в 1374 году, преподобным Сергием Радонежским была заложена и другая обитель — знаменитый Высоцкий монастырь.

Постепенно дубовые стены сменил белый камень, и Серпуховский кремль стал неприступной крепостью на пути захватчиков. Сколько ни старались враги, но «каменный город» силой взять не удалось. Но не только кремлем и монастырями славился Серпухов. Жизнь кипела в посаде, который постепенно тоже укрепили деревянными стенами. Вот только от каменной крепости сохранилось несколько фрагментов и холм. В целом мы можем представить древний город. От посадских деревянных стен не осталось ничего. Или почти ничего?

Внимательный путешественник обратит внимание, что большинство серпуховских храмов расположено на небольшой территории, почти рядом друг с другом. Это и есть древний посад. А многие храмы расположились примерно там, где некогда находились башни деревянной крепости. В 1767 году деревянные стены посада были разобраны за ненадобностью.

Но стоит пройтись по современной Ситценабивной в сторону улицы Володарского, как откроется интересная картина. На противоположном высоком берегу маленькой Серпейки перед нами будет возвышаться красное полуразрушенное здание. На самом деле это некогда одна из самых красивых церквей города — Воскресенская. Примерно вдоль этой улицы шла одна из деревянных стен посада.

Там, где сейчас возвышается ныне законсервированное здание огромной Крестовоздвиженской церкви, некогда находилась Егорьевская башня. Она получила свое название от стоящей рядом церкви. Это была одна из первых каменных святынь города. Позднее на ее месте построена современная церковь. Егорьевская башня была глухой, но немного далее находилась проездная башня с одним из главных въездов в город. Она располагалась рядом с Троицкой церковью.

Далее стена шла до Серпейки, поворачивала вдоль речушки к каменному кремлю. Немного позднее территория, где сейчас располагается живописная лестница, ведущая к Калужской улице, была также присоединена к укрепленной крепости. Эта часть называлась острогом. Стены и башни поднимались по высокому склону. Огибали Воскресенскую церковь и спускались вниз, где прямо у Серпейки была построена большая проездная башня. Такая сложная конструкция имела практическое значение. В случае осады каменной крепости высокое место было единственным, откуда можно было вести обстрел из пушек.

Центром древнего посада были три церкви — один из самых узнаваемых символов современного Серпухова. Однако этот ансамбль сложился не сразу. Изначально все храмы были деревянными. Самой последней появилась Успенская церковь. Рядом располагалась площадь с торгом. От каменной крепости вдоль берега Нары также шли деревянные стены и башни. Они доходили примерно до территории старой Ситценабивной фабрики. И дальше возвращались к Егорьевской башне. Кажется, что Серпухов в XVI–XVII веке был очень маленьким. Но это не так. За стенами посада уже тогда размещались различные слободы.

Современная Казанская церковь находилась в Остром конце (тогда окраине города). В названии небольшой улицы сохранилась историческая память о занятии жителей этой части города — Верхние гончары. Примерно там, где сейчас стоят руины фабрики «Старая мыза», располагались слобода и постоялый двор. С другой стороны территория также была застроена. Слово «мыза» пришло к нам из Прибалтики и изначально употреблялось в Санкт-Петербургской и Псковской губерниях. Обозначало стоящую отдельно усадьбу. Позже это понятие стало распространяться и в центральной России, но в настоящее время почти вышло из употребления.

Слободы тянулись примерно до места, где сейчас стоит собор Николы Белого и Распятская церковь. Между городом и Высоцким монастырем располагалось село Сельце, которое постепенно слилось с городом.

На противоположном берегу Нары раскинулись слободы со своими храмами. Конечно же, они постепенно слились в один район, но обилие храмов Занарья как раз и показывает, что ранее каждая слобода имела свой храм. До наших дней сохранились четыре святыни.

И вот перед нами уже не только каменная крепость, но и посад с острогом. За стенами — множество домов в слободах на двух берегах Нары. Серпухов был крупным городом Московского государства.
Ли Офан считает, что и серпуховский посад, и острог являются загадками для историков. По словам краеведа, посад располагался там, где сейчас находятся три церкви. А острог — под Соборной горой (ныне — ипподром).

— Пока не проводилось ни одного археологического исследования этой территории. Будем надеяться, что со временем нам откроются неизведанные страницы истории нашего города, — отмечает краевед.
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 9 октября 2024

Заголовок в газете: Серпухов: город древний, город современный

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру