Серпуховичка в рамках конференции также была награждена благодарственным письмом Министерства образования Московской области и грамотой Московского патриархата Русской православной церкви «За усердные труды во славу Святой Церкви». Награждение победителей конкурса состоялось в Доме правительства Московской области в рамках областной научно-практической конференции для педагогических работников образовательных учреждений, преподающих предметы духовно-нравственной направленности.
Важно помнить, где наши корни
— Елена Анатольевна, поздравляю Вас с заслуженной наградой! Расскажите подробнее о Ваших ощущениях после получения Гран-при всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».
— Я испытала огромную радость и гордость за то, что многолетняя работа, которой занимается коллектив нашей школы, получила настолько высокую оценку. Очень важно получать одобрение и поддержку от коллег, педагогического сообщества, патриархии.
— Ваш проект «Тропа к духовным родникам» получил высокую оценку. В чем, по Вашему мнению, секрет его успеха?
— Секрет успеха проекта заключается в самых простых истинах. Человек должен помнить о том, где его Родина, его корни, откуда он черпает свою силу. В современных реалиях это особенно важно. Мы учим наших детей тому, что настоящий гражданин должен любить и помнить историю родного города, края, своей страны.
Идем этой тропой вместе
— Как Вам удалось обеспечить непрерывность образовательной культурологической практики от дошкольного до старшего школьного возраста в рамках проекта?
— В наш образовательный комплекс входят дошкольные образовательные учреждения и школа. Поэтому при разработке программы мы учитывали возрастные особенности, интересы и возможности детей. Программа включает разнообразные виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка, которые позволяют ему освоить культурные умения, сохранить их в памяти и обобщить. Это творческие мастерские, мастер-классы, литературные и музыкальные гостиные, различные проекты, групповая исследовательская работа, экскурсии и походы, коллективно-творческие дела, встречи со священниками. Учителя, родители и учащиеся вместе идут по этой тропе, начиная с малого, расширяя свои знания о культуре своей страны.
— Какие методы и инструменты используются в программе «Тропа к духовным родникам» для формирования традиционных российских ценностей у детей?
— Мы используем такие методы и инструменты, которые позволяют сделать работу по формированию традиционных российских ценностей у детей более эффективными. Это единые часы духовно-нравственного воспитания в школе, когда все ученики с первого по одиннадцатый класс одновременно изучают общую тему, но материал для занятия при этом подбирается с учетом возраста. Это экскурсии, походы и поездки по местам боевой славы, к православным святыням.
аши учащиеся общаются с настоятелями храмов, которые рассказывают об истории храма, отвечают на все вопросы, возникающие у ребят. В нашей школе проводятся тематические родительские собрания, работает «Совет отцов», родительский клуб «Дорогою добра». Мы проводим региональные семинары, на которых представляем свою работу по духовно-нравственному воспитанию. В нашей школе проходят традиционные выставки творческих работ «Рождество Христово», «Светлая Пасха», на которых представляются творческие работы, выполненные учащимися вместе с их родителями. Мы являемся региональной инновационной площадкой «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в школе-комплексе».
Школа — как родной дом
— Расскажите, пожалуйста, про «Совет отцов» и родительский клуб «Дорогою добра». Что это за объединения?
— «Совет отцов» — это объединение, включающее в себя неравнодушных отцов наших учеников. Они относятся к школе как к родному дому. Если где-то требуется что-то подремонтировать, то они всегда помогут. Папы помогают ребятам готовиться к конкурсам, дают советы, поддерживают словом и делом. Они — наши верные помощники. Мы ежегодно проводим праздник, посвященный Дню отца, на который они с огромным удовольствием приходят.
Родительский клуб «Дорогою добра» — это проект дошкольных учреждений. Папы и мамы встречаются на открытых родительских собраниях. Дети с педагогами готовятся и выступают перед родителями. Приходит священник. Происходит диалог. И в игровой форме все знакомятся с традициями нашей православной культуры.
Мы гордимся нашими учениками
— Какие сложности Вы встретили при разработке и апробации программы «Тропа к духовным родникам», и как Вы их преодолевали?
— Мы занимаемся духовно-нравственным воспитанием обучающихся более двадцати лет, поэтому имеем богатейший опыт работы в этой области. Нас поддерживают родители наших учащихся и воспитанников, Благочиние, православный центр имени Кирилла и Мефодия. Мы сотрудничаем с коллегами из Беларуси и Донецка, нас хорошо знают в Московской области и России.
— Сколько еще существует инновационных площадок «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в школе-комплексе»?
— В нашем городе мы единственные занимаемся этим вопросом на уровне региональной инновационной площадки.
— Какие результаты уже достигнуты благодаря реализации программы «Тропа к духовным родникам»?
— Наша программа получила высочайшую оценку на одном из самых важных педагогических конкурсов «За нравственный подвиг учителя». Значимым результатом работы по программе «Тропа к духовным родникам» мы считаем отсутствие в школе учеников, которые стоят на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних. Мы гордимся, что наш выпускник Алексей Спигин является настоятелем Сретенского храма города Серпухова. Наши дети становятся образованнее, они понимают, в чем заключается истинное величие нашей страны. Учащиеся осознают, что необходимо сохранять память об историческом прошлом государства и не забывать дорогу к духовным истокам русского человека.
Пример для меня — мои родители
— Насколько я знаю, Ваш педагогический стаж составляет более сорока лет. Почему Вы решили связать свою жизнь с преподаванием?
— С детства я даже не представляла другой профессии, с которой хотелось бы связать свою жизнь. Примером для меня были мои родители, посвятившие жизнь педагогике. Я видела, как они готовятся к урокам, как искренне радуются успехам своих учеников, и мне хотелось продолжить педагогическую династию. Я счастливый человек, потому что моя мечта осуществилась.
— Работая с детьми не один десяток лет, Вы наверняка отметили какие-нибудь отличительные черты разных поколений?
— Я могу сказать, что за все годы моей педагогической деятельности я всегда видела у моих учеников любовь к своей Родине. Сейчас мы работаем по нашей программе и приобщаем наших учеников к духовным истокам русской православной культуры, воспитываем их настоящими патриотами Родины.