«Привет, можешь дать в долг 8 тысяч? к вечеру верну» — такое смс я получила в канун Нового года от своей подруги Кати. Пунктуацию и орфографию намеренно сохранила — именно они меня и насторожили. Сразу понимаю: стилистика чужая, пишет кто-то другой. Наверное, взломали. Звоню — долгие гудки и сброс. И так непрерывно в течение минут двадцати.
Решаю ответить на смс и понять, телефон взломали или он вовсе в руках злоумышленников. Пишу: «Привет! Да, без проблем. Деньги перекинуть как обычно?». В ответ моментально приходит чужой номер счета и нелепые объяснения, что с основной картой проблемы и нужно сделать перевод именно на эту. И если до этого какой-то червячок сомнения во мне еще сидел — «А вдруг и правда, какая-то беда и срочно нужны деньги, а тут я со своими ошибками придираюсь?», то тут он полностью исчез.
Как сообщить подруге? Решаю набрать ее мужу, вдруг уже вернулся с работы. Ура, она рядом с ним и уже в курсе, что мессенджер в телефоне взломали и рассылают всем знакомым просьбы дать в долг. Телефон у нее в руках, но при этом им управляют злоумышленники, которые получили к нему удаленный доступ. Так работают кибермошенники — для того, чтобы украсть ваши деньги, им не нужно засовывать руку в ваш карман, достаточно получить сетевой доступ к вашему телефону.
Часто переходите по незнакомым ссылкам и любите качать приложения из рекламных объявлений? Поздравляю, вы в зоне риска. Часто откликаетесь на заманчивые предложения о суперсидках в новом онлайн-магазине? Ваш телефон снова под угрозой.
Как говорит подруга, сама она никогда не переходила по незнакомым ссылкам, зато часто давала свой телефон младшему сыну — он смотрел видео и играл в игры, и почти всегда — бесконтрольно. Скорее всего, в такой момент мошенники и получили доступ к телефону.
Зайти в мессенджер Екатерина не могла. При этом с ее аккаунта велась активная рассылка и даже шла переписка с ее знакомыми якобы от ее лица. Мошенники читали предыдущие сообщения, вникали в подробности жизни подруги и даже пытались использовать найденные факты и подробности в новых переписках, создавая иллюзию, что это пишет действительно Катя. Вы представляете, какая беспринципность и наглость?
Служба поддержки мессенджера отреагировала достаточно быстро — аккаунт временно заморозили, а после — поменяли пароль и установили двухфакторную идентификацию. К счастью, все удалось решить быстро, и никто из знакомых не успел перевести деньги — но многие уже были готовы помочь. Все-таки народ у нас добрый и неравнодушный к чужим проблемам. На этом и играют злоумышленники.
Увы, кибермошенничество сейчас сверхпопулярно. Если, конечно, слово «популярность» уместно применять к преступникам. Они взламывают соцсети, онлайн-банки, аккаунты госуслуг… А еще звонят под видом представителей ЖКХ, соцслужб, государственных органов и силовых структур…
С каждым днем методы обмана граждан становятся хитрее и изощреннее. Пожалуй, о таких способах «отъема денег у населения» не мог мечтать даже Остап Бендер. Люди не просто отдают собственные средства мошенникам, но даже берут кредиты в их пользу.
О том, как защитить себя от телефонных мошенников и какие новые способы обмана они придумывают, нашему изданию рассказали представители серпуховской полиции. Материал об этом вы найдете на страницах свежего выпуска печатного издания "МК".
Помните, что в случае с телефонными мошенниками наша безопасность зависит в первую очередь только от нас — не разговаривайте с незнакомцами и не переходите по неизвестным ссылкам. Лучше лишний раз перестраховаться, чем после жалеть о потерянных средствах — своих или ваших близких.