Лучший педагог дополнительного образования Серпухова рассказала, как увлечь детей наукой и помочь им найти себя
Поделиться
За плечами кандидата педагогических наук Дианы Ларионовой — годы творческой работы на телевидении, создание собственных образовательных программ и большой опыт работы с детьми и подростками. Сегодня Диана занимает должность заместителя директора по научно-методической работе ЦДО «Развитие» г. Пущино, руководит образцовым коллективом «Школа журналистики» и курирует уникальную образовательную площадку «БиоТех-Пущино». В рамках празднования Дня труда Московской области Диана Ларионова была признана «Лучшим работником сферы дополнительного образования Городского округа Серпухов» по итогам 2024 года. О том, насколько сложно работать с детьми, что главное в профессии педагога и как вдохновлять ребят заниматься наукой — об этом и не только Диана Ларионова рассказала в интервью «МК в Серпухове».
Фото: пресс-служба администрации Г.о.Серпухов
— Диана, расскажите немного о себе: где родились, учились? Где начиналась Ваша трудовая деятельность?
— Родилась я в Пущино. Училась в РГСУ на факультете госуправления и параллельно работала. По счастью, в меня поверила Наталья Викторовна Сумина, наш замечательный руководитель и основатель объединенной редакции газеты «Пущинская среда» и ТВС-Пущино и меня взяли на работу монтажером на наше городское телевидение. И буквально через два месяца — срочное происшествие, все корреспонденты на заданиях, и меня из моей уютной монтажки, как редиску с грядки, вытащили на съемку. Через некоторое время я уже руководила сначала отделом, а потом и всем телевидением нашего города и занимала должность заместителя директора в «Пущинском информагентстве». Множество интересных съемок, классных проектов, побед в конкурсах, событий-сокровищ, потрясающих людей — это целая жизнь!
— А как Вы попали в педагогику? С чего начался этот путь?
— Этот момент я помню очень отчетливо. Речь даже не о первом занятии, скорее, о первом обсуждении. Много лет назад я встретила в коридоре администрации начальника отдела образования Елену Васильевну Бирюкову. Она беседовала с коллегой, и мне достался «хвост» фразы: «Ну должен же кто-то заниматься с детьми, да, Диана?» Конечно, должен! Согласилась, еще не поняв, что имеют в виду меня. Это потом были первые пробы в дополнительном образовании в родной гимназии, затем переход в другое учреждение, первые конкурсы (журналистские — для детей и педагогические — для меня) и, конечно, обучение. Сначала я совмещала работу в СМИ с педагогической работой, а потом полностью перешла в эту сферу. Сейчас у меня два высших образования — к госуправлению прибавилась журналистика, две переподготовки, я окончила педагогическую аспирантуру. Да, в какой-то момент я поняла, что то, что я делаю вместе с детьми, нужно осмыслить. И осмыслить не просто с точки зрения самого педагога, но и с точки зрения уже изученного в этом сегменте. Так родилась диссертация, посвященная формированию социальной успешности в медиаобразовательной среде.
— Расскажите о «БиоТех-Пущино». Что это за уникальный проект? Есть ли у него аналоги? Как и кем он был создан?
— Опытно-образовательная площадка «БиоТех-Пущино» открыта в 2022 году благодаря конкурсу наукоградов — федеральной, областной и муниципальной поддержке. БиоТех уникален — детских исследовательских центров биотехнологического направления больше нигде нет. Собирала коллектив, организовывала, создавала, растила, сплачивала, прошла этапы ремонта, начала работы и становления Оксана Анатольевна Евдокимова, которая в то время являлась директором ЦДО «Развитие».
У нас восемь лабораторий с самым современным оборудованием. Биология, химия, физика, астрономия, робототехника, программирование, медиа и многое другое объединено под одной крышей. Это комфортная территория для больших и маленьких экспериментов. Уже сейчас ребята не только осваивают программы, но и готовят научные проекты, выступают на конференциях, публикуют статьи в официальных научных изданиях. Это поразительные результаты! К примеру, ребята научились технологии микроклонального размножения растений, о которой нам говорили: ее невозможно повторить в школьном учреждении! Благодаря этому они разводят редкие и сложноразмножаемые растения, даже хищные, оздоравливают картофель. В БиоТехе ученики не только получают предметные знания, но и проводят междисциплинарные исследования, потому что многие проекты начинаются в одной лаборатории, а продолжаются в другой. А еще очень ценно, что у нас работают действующие научные сотрудники из наших НИИ. Потрясающие специалисты! И как исследователи, и как педагоги. Это и большая ответственность, и большое удовольствие — работать в таком коллективе профессионалов — творческих, увлеченных, горящих новыми идеями и проектами людей.
Несмотря на то, что нам всего три года, у БиоТеха много серьезных достижений. Это победы в олимпиадах, в том числе Всероссийской олимпиаде школьников по биологии, международные, всероссийские конкурсы проектов и исследований. В этом году у нас уже есть четырнадцать значимых побед на международных и всероссийских конференциях и конкурсах.Фото: пресс-служба администрации Г.о.Серпухов
— Потрясающие результаты за такой небольшой срок! А какие инновационные технологии Вы используете в работе своей площадки? Возможно, в них и кроется залог такого успеха?
— Конечно, важен и практикоориентированный подход, и проектная деятельность, но все же главным я назову успешное взаимодействие с учреждениями и специалистами сферы науки. А еще важно найти баланс между традиционными принципами педагогики и поиском новых, нестандартных решений, которые могут приниматься вопреки этим традициям. И можно еще об одной не очень инновационной и не очень технологии, которую мы используем? Я не могу это не упомянуть. Основа нашей работы — это творчество как фундамент профессионального роста и поддержка в коллективе. Поддержка инициатив, проектов, идей, забрезживших задумок. Это очень важно.
— Есть ли у Вас любимые проекты или программы, которыми особенно гордитесь?
— Сложный вопрос. Каждый проект дорог по-своему. Но, наверное, выделю наши летние школы. Мы проводим короткие интенсивы и программы полного дня в каникулы, чтобы как можно больше и пущинских ребят, и гостей из других городов могли в самых комфортных условиях познакомиться с такой разной наукой.
— А достижения воспитанников? Какие из них — предмет особой гордости?
— Каждое. Я и каждым воспитанником горжусь, и каждым их достижением. Как выбрать? Команда медиалаборатории в июне стала призером всероссийского конкурса видеоэссе «Мечты о будущем», где участвовало без малого восемьсот сборных; Василиса Неклютина, Михаил Глухов и Федор Хохлов привезли победу из Санкт-Петербурга, с всероссийского «Технофеста». Ранее Ярослав Гусев стал победителем «Большой перемены» и национального чемпионата «Art-masters», Антонина Андреева — призером «Высшего пилотажа» от Высшей школы экономики. На областном конкурсе «Юн-медиа» в прошлом году мы собрали прекрасную коллекцию из девяти наград! Для меня особенно ценно, что мы с ребятами пробуем новые форматы, темы, реализуем идеи, за которые сначала непонятно, как браться. Не зря это именно медиалаборатория. И еще ценно, что ребята учатся настоящей медийной работе. Ведь это большой труд и огромный перечень самых разных умений: задавать правильные и точные вопросы, грамотно строить беседу, анализировать, писать, снимать и монтировать.Фото: пресс-служба администрации Г.о.Серпухов
— В этом году Вы получили звание «Лучшего работника дополнительного образования Г.о. Серпухов». Что для Вас значит эта награда?
— Это очень важная для меня оценка деятельности. Знак правильности пути, которым следую я и веду своих воспитанников. Но это оценка не только моя, но и тех, кто поддерживает работу медиалаборатории и всего нашего центра — учеников и коллег. Для меня нет побед в одиночку.
— Назовите самые важные навыки, которые помогают в работе педагога дополнительного образования?
— Иногда я шучу, что у меня черный пояс по пониманию. На самом деле все начинается с любви. К детям и совместной с ними работе, к открытию нового. Я стараюсь держать опору на позитиве — не на восхвалении любого действия ребенка, а на тщательном поиске его внутренних ресурсов и одобрении.
— А как можно привлечь (и увлечь!) современных детей в кружки и секции допобразования?
— Это сложный и простой вопрос одновременно. Вы на него ответили сами: надо увлечь. Ведь допобразование — это история по выбору, нужно не только привлечь, но и пробудить интерес, удержать его. А как сохранить познавательную активность? Как дать понять современным, достаточно прагматичным детям, что то, что их развивает, делает их сильнее и конкурентоспособнее? Помогают педагогические технологии и приемы — сотрудничество, интерактивные методы обучения, проектная деятельность, акцент на практику и другие. Но без доброжелательной, насыщенной событиями и смыслами среды, поддержки коллег все это может остаться только перечнем методик и приемов.
— Что Вас мотивирует в работе с детьми и подростками?
— Они и мотивируют. Я уверена, что каждый ребенок талантлив, нужно только помочь раскрыться таланту и дать возможность развиться мастерству. Они делают свои первые успехи в медиа, получают новые навыки, и вместе с их собственными способностями это дает поразительные идеи, проекты и результаты.
— А при такой насыщенной работе хватает ли времени на свои увлечения?
— Знаете стихотворение «Лирическое отступление о школьных оценках» Роберта Рождественского? Там рефреном повторяется главная фраза нашей сегодняшней жизни: «Не успеваю». Времени не хватает, конечно. Но есть то, что для меня больше, чем увлечение. Я занимаюсь восточным танцем, являюсь победителем первенства мира по шоу-беллиданс, многократным победителем чемпионатов области и Центрального Федерального округа, в этом году — призер первенства и Кубка России. Также я тренирую маленьких принцесс, помогаю им становиться грациознее и изящнее.
— Что бы Вы могли пожелать молодым педагогам, которые делают еще только первые шаги в профессии?
— Делать эти шаги. Пробовать, радоваться успехам, ошибаться, осмыслять заново, учиться, бояться делать новый шаг, но делать.