«Родной» из Серпухова: история одного из самых молодых Героев России на СВО

Серпухович Андрей Родионов с позывным «Родной» управляет роем «птичек» на фронте и не любит телекамеры. В свои 23 года наш земляк — один из самых молодых Героев России, командир отряда БПЛА в легендарной бригаде «Ветераны», которую лично отмечал Верховный Главнокомандующий. О том, как геймерский опыт помогает на современной войне, как готовились уникальные операции и почему, несмотря на все тяготы службы, он вновь и вновь возвращается на фронт, Андрей Родионов рассказал в эксклюзивном интервью «МК в Серпухове».

«Родной» из Серпухова: история одного из самых молодых Героев России на СВО
Фото из личного архива А.Родионова

Герой с застенчивой улыбкой

В кабинете главы округа Алексея Шимко царила особая, торжественная и в то же время сдержанная атмосфера. Повод был более чем веский: встреча с человеком, о подвигах которого знает вся страна, но который сам упорно избегает внимания телекамер. Герой Российской Федерации Андрей Родионов, серпухович с позывным «Родной», удостоенный высшей награды за освобождение Суджи, ненадолго приехал домой в Серпухов. И после официальной встречи в администрации округа он нашел в своем напряженном графике буквально полчаса для беседы с «МК в Серпухове».

Фото из личного архива А.Родионова

Когда я увидела Андрея, было трудно поверить, что этот скромный парень с застенчивой улыбкой и добрыми голубыми глазами — один из самых молодых Героев России и участник сложнейших боевых операций в зоне СВО. Ему всего 23. Выпускник Оболенской школы и Губернского колледжа. В его годы сверстники только начинают самостоятельный путь, ищут свое место в жизни. А он — командует отрядом БПЛА в ставшей уже легендарной добровольческой бригаде «Ветераны». За плечами молодого Героя — три года войны, два ордена Мужества и теперь — «Золотая Звезда». Этот контраст между юностью и невероятной ответственностью и силой духа поражает с первой минуты.

Время у героя было на счету — уже совсем скоро ему нужно возвращаться в зону СВО. Он признался, что многим телеканалам, даже федеральным, отказывает в съемках: «Не люблю камеры. Интервью для газеты комфортнее, можно спокойно поговорить», — честно делится Андрей. Так что наша беседа — настоящая удача.

Андрей рассказывает, что решение отправиться на СВО принял сразу после срочной службы: «Окончил колледж, пошел в армию, отслужил и решил пойти на войну». Говорит просто, без пафоса, хотя за этими словами — три года на фронте. Его история — это пример того, как обычный парень из Серпухова стал настоящим Героем, не стремясь к славе, а просто выполняя свой долг.

— Сначала хотел подписать контракт с Минобороны, но узнал о существовании Добровольческого корпуса, — вспоминает Андрей, — посмотрел в интернете, нашел интервью комбрига с позывным «Морпех», заинтересовался…

Так будущий Герой оказался в знаменитой бригаде «Ветераны», которая за время СВО стала одним из самых эффективных подразделений наступления. Интересно, что изначально Андрея не приняли в другую, пожалуй, самую известную в стране ЧВК.

— В «Вагнер» меня не взяли, потому что я был слишком молодой на тот момент, — улыбается он. — Там было условие — с 21 года. А вот в «Ветераны» приняли.

Этот случайный на первый взгляд выбор определил его дальнейшую судьбу.

«Мужики там воюют как следует»

«Мужики там воюют как следует» — эта фраза Президента России Владимира Путина, прозвучавшая в начале прошлого года, стала высшей оценкой для добровольческой бригады «Ветераны», когда те прорвали оборону противника на подступах к Авдеевке.

Андрей с искренней гордостью рассказывает о «Ветеранах»:

— В нашей бригаде сейчас больше всего Героев России, практически все — орденоносцы.

Действительно, на момент нашего разговора в бригаде Андрея уже семь Героев России, кавалеров ордена Мужества — десятки…  И это неслучайно, ведь «Ветераны» всегда там, где сложнее всего. Авдеевка, Суджа, Торецк… Эта бригада специализируется на самых трудных задачах, на прорывах глубокоэшелонированной обороны. Ее костяк — ветераны конфликта в Донбассе 2014–2016. Комбриг «Морпех» и командиры «Грей», «Баллончик» стали авторами тактических шедевров, которые сегодня изучают во всем мире. И в этой связке профессионалов с огромным боевым опытом 23‑летний Андрей Родионов не просто свой — он один из ключевых командиров и тех, кто вершит современную историю.

Фото из личного архива А.Родионова

От штурмовика до командира «птичек»

Свой путь на фронте Андрей начинал с должности штурмовика. Это было в 2023‑м. Именно тогда он понял: без профессии на войне дело плохо. И, как человек из поколения, которое выросло с гаджетами в руках, нашел себя в беспилотниках. Перевелся в отряд БПЛА. Учился с нуля, в боевых условиях.

— Тогда, в начале СВО, «птичек» у нас почти не было. Техника в то время тоже намного уступала сегодняшней: мы дрон чуть поднимаем над собой, а он уже «теряется». А сейчас мы «улетаем» на 20 километров и больше, — вспоминает он.

— Интернет нам был в помощь. Вместе с товарищами садились и разбирались во всех нюансах управления, ремонта… Обращались к друзьям, знакомым… Тот знает, этот подскажет… — вспоминает Андрей. — Даже местное население приходило на помощь. Познакомились как-то со старым дедушкой, который занимался раньше радиостроением. Он нам подсказывал, учил. И вот мы уже режем антенны, ставим их на дроны, переделываем, раз — и полетели, — рассказывает Андрей.

Сейчас Андрей — командир отряда БПЛА. Под его руководством служат 75 человек. Причем почти все — его ровесники, многие даже моложе его. Андрей отмечает, что современная война предъявляет особые требования и к бойцам. Юношам, выросшим в цифровой среде, действительно легче дается профессия оператора БПЛА.

Фото из личного архива А.Родионова

— Молодым парням, которые уже с детства с телефоном, легко разбираются в компьютерах и новых технологиях, в нашем подразделении намного проще, чем старшему поколению — объясняет «Родной». — У них даже моторика рук уже намного лучше развита: они способны намного быстрее освоить управление дроном.

По словам Андрея, опыт компьютерных игр здесь не главное, но он действительно помогает — есть скорость реакции, умение быстро анализировать ситуацию на экране и принимать решения. Конечно, на экране оператора БПЛА далеко не игра, но схожий навык концентрации и работы с интерфейсом оказывается бесценным.

Сегодня именно глазами Андрея, вернее, глазами его подчиненных и их «птичек» командование видит поле боя и ведет штурмовые группы вперед. От работы его отряда напрямую зависят жизни десятков людей. Сейчас «Родной» больше не «летает» сам, его задача стратегическая: управлять этим высокотехнологичным «оркестром».

Операция «Поток‑3»

Высшую награду — «Золотую Звезду» Героя России Андрей Родионов получил за участие в уникальной операции по освобождению Суджи на Курском направлении, которую специалисты уже назвали тактическим шедевром. Ее суть заключалась в дерзком маневре, когда около 800 российских бойцов скрытно прошли по трубе старого газопровода Уренгой — Помары — Ужгород и нанесли удар по противнику с тыла. Андрей и его отряд, как и сотни других российских военных, несколько суток в сложных условиях пробирались по газопроводу диаметром около полутора метров.

— Наша бригада изначально создана для прорыва обороны противника. Поэтому мы часто долго стоим на месте, но потом за один короткий промежуток времени «толкаемся» очень далеко вперед на территорию противника, — говорит Андрей, используя свойственное военным сленговое слово.

Операция «Поток‑3» готовилась около семи месяцев. И отряд БПЛА под командованием «Родного» играл в ней ключевую роль. Разведка, координация действий штурмовых групп… Взятие Суджи, как и знаменитый прорыв через трубу в Авдеевке, где также отличилась бригада «Ветераны», показала, что современная война — это не только сила, но и интеллект, терпение и нестандартные решения.
О возможном награждении званием Героя России Андрей знал еще до начала штурма. Командир бригады «Морпех» сказал им с «Греем» и «Баллончиком»: «Идем «ва-банк». Но если операция пройдет успешно, представим вас к званиям Героя России». Так и случилось: три командира, включая «Родного», получили высшие награды. Но даже в день вручения «Золотой звезды», которое прошло в «полевых» условиях, не было времени на эмоции.

Фото из личного архива А.Родионова

— Не было никаких чувств. Не было времени. Мы работали не прекращая, — говорит Андрей.

Путь к «Золотой Звезде»

До звания Героя России Андрей успел получить два ордена Мужества. Первый — за Авдеевку. Это было практически в начале службы. Авдеевка, превращенная ВСУ в мощнейший укрепрайон, с 2014 года простреливала Донецк артиллерией. Взятие этой точки было одной из ключевых задач.

— Там тоже была операция в трубе, — вспоминает Андрей. — Наша бригада «Ветераны» первой зашла в частный сектор, закрепилась и выполняла свою работу.

В той операции Андрей, уже будучи оператором БПЛА, обеспечивал разведку и корректировку огня в условиях плотной городской застройки. Его «птички» становились глазами штурмовых групп, выискивая огневые точки противника и указывая цели для артиллерии. Работа молодого бойца позволила минимизировать потери и эффективно выкуривать врага из укрепленных позиций. Тогда он получил не только орден Мужества, но и медаль «За взятие Авдеевки».

Второй орден — за Торецк (Горловское направление). Еще один «крепкий орешек», город, который также стоял с 2014 года. И снова бригада «Ветераны» была на самом сложном направлении.

— Там снова была труба. И снова подкоп. Тогда мы вновь много копали, чтобы зайти в тыл противника, — коротко, но емко описывает Андрей те события. — Эта тактика в очередной раз показала себя эффективно.

В той операции, которая также обязательно войдет в учебники по тактике, отряд БПЛА под руководством Андрея работал еще более виртуозно. К тому времени он уже был не просто оператором, а командиром отряда. Его работа обеспечила успех подразделений, которые смогли застать противника врасплох и выбить его с позиций, считавшихся неприступными.

Фото из личного архива А.Родионова

«Вторая семья»

Несмотря на молодость, в рассуждениях Андрея нет ни капли юношеского максимализма. Война закалила его, изменила мировоззрение.

— Да, сейчас мое отношение к войне очень сильно поменялось. Например, раньше я, как большинство молодежи, относился к Великой Отечественной как к чему-то тяжелому, но все же непонятному и абстрактному, — говорит Андрей. — А сейчас я понимаю, насколько тяжелые испытания вынесли наши предки: и те, кто был на передовой, и те, кто в тылу.

Ценит он и поддержку с «большой земли». И гуманитарная помощь, и детские письма для него и всех его сослуживцев — не формальность, а важный знак того, что о них помнят и ждут.

— Там, на войне, нет ничего радостного и счастливого, но, когда берешь в руки письмо ребенка и читаешь — на душе становится тепло и приятно. Это правда очень нужно и важно для нас, — делится Герой.

Дома Андрея ждут родители и маленькая дочка. На вопрос, почему он не остается с ними, а снова и снова возвращается на фронт, он отвечает с простой и суровой прямотой:

— Там, «за ленточкой», тоже моя семья. И чтобы моя родная семья была дома в безопасности, сейчас я должен быть с той, «второй семьей».

Фото из личного архива А.Родионова

О продолжении военной карьеры Андрей пока не думает. После завершении СВО планирует вернуться к мирной жизни. Правда, чем именно будет заниматься, еще не решил. Потому что пока, как говорит он сам, его долг — быть там. И вернуться домой только с победой.

P. S. Всего через полтора дня после нашей встречи Андрей Родионов вернулся в зону СВО. К своим 75 бойцам. К своей «второй семье». Его история — это напоминание о том, что настоящие Герои часто бывают скромными и не любят говорить о своих подвигах. Они просто делают свое дело. Ради нас. Ради мирной жизни. Ради нашего будущего.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру