«Джигитовка — это не только спорт, но и искусство!», — считает многодетная мама из Серпухова

В очень специфичном, но привлекательном пространстве конного спорта семья серпуховичей Матвеевых известна достаточно хорошо. Папа Михаил, мама Евгения и дети — Кирилл, Константин и Варвара — тренируются в двух видах этого замечательного со всех сторон занятия — джигитовке и драйвинге. О том, что это такое и как это можно развить и применить в жизни, корреспонденту «МК в Серпухове» рассказала Евгения Матвеева.         

«Джигитовка — это не только спорт, но и искусство!», — считает многодетная мама из Серпухова
Семья Матвеевых

— Евгения, давайте начнём с самого начала: почему именно лошади? Ведь этими удивительными животными занимается не так уж много энтузиастов. Собаки, кошки — это привычно, а содержание лошадей считается чем-то дорогим и уж очень аристократичным.

— Не совсем так. Да, действительно, содержание лошадей — занятие не из дешёвых. Но не всё измеряется деньгами. Я люблю лошадей с детства. Причём у нас в семье никого, связанного с ними, не было. Просто однажды увидев лошадку, я навсегда влюбилась в этих животных, рисовала их много, в парк, где были катания на лошадях, ходила только потому, чтобы посмотреть на них. А мечта моя работать с ними воплотилась тогда, когда у нас с Мишей было двое детей. Что касается аристократизма, тут уж совсем неверно. В России с лошадьми связана традиционная казачья культура. А джигитовка — это своего рода искусство.

— Как случилось, что вы всей семьёй стали заниматься конным спортом?

— Я начала ходить на занятия в конный клуб «Четыре сезона» в Васильевском. Потом в это дело втянула и мужа. Сначала он совсем не хотел, говорил, что не интересно. Но посидев буквально пятнадцать минут на лошади, сразу заинтересовался: можно ли взять коня в аренду и начал активно заниматься джигитовкой, а потом и драйвингом (вождение конного экипажа, прим. ред.). Сейчас он — бронзовый призёр чемпионата России по драйвингу. А дети усердно налегают на джигитовку. Старший Кирилл в десять лет уже имеет второй взрослый разряд, победитель всевозможных соревнований. Вот недавно должен был выступать на фестивале «Спасская башня», но конные показы, к сожалению, отменились из-за пандемии коронавируса.

— А младшие дети подтягиваются за старшими?

— Конечно! Костя тоже уже первые места с соревнований в своей группе привозит. Ему 6 лет. Варя на год младше, но тоже уверенно сидит на нашем коне.

— Сколько у вас лошадей?

— Пока двое. Конь латвийской породы по кличке Отбой и шетлендский пони Ландыш. Но думаем расширять конюшню.

— Где содержатся лошади, ведь вы же горожане, коренные серпуховичи?

— Да, мы оба родом из Серпухова. Сначала мы содержали наших лошадей в Дракино. Но вот недавно мы, как многодетная семья, получили замечательный подарок от государства — земельный участок. Уже начали строить дом, там и конюшня. Так что теперь есть где разместить ещё животных. Тем более, что планов у нас на будущее много.

— Расскажите об этом подробнее…

— Три года назад, отучившись на специальных курсах, мы занялись иппотерапией. Направление это перспективное и пока в Московской области не очень развитое, как и в принципе конный спорт. Федерация находится в Лыткарино, там работа идёт поактивнее. В Серпухове есть замечательные конные клубы, с настоящими профессионалами, но увлекающихся этим видом спорта самих серпуховичей очень мало. Мы же хотим вместе с коллегами развивать здесь культуру обращения с лошадьми.

— Давайте остановимся на иппотерапии. Чем она полезна?

— Как я уже говорила, мы сами этому обучились и три года назад стали заниматься с детьми, у которых есть определённые пороки развития или ограничения по здоровью. Начали сотрудничество с семейным клубом «ПОДАрок». Сейчас к нам на занятия ходят семеро ребятишек. У двоих уже заметен большой прогресс. У них укрепились мышцы, они самостоятельно сидят на лошади. Если нам удастся воплотить все наши планы в жизнь, то мы наметили, что часть занятий будем проводить бесплатно для детей из малообеспеченных семей, из приютов, центров несовершеннолетних. Мы не ставим перед собой цель превратить наше дело в источник каких-то больших доходов. Нам важнее другое…

— По нынешним временам смелое заявление. Сейчас больше материальная сторона дела всех волнует.

— Мы с мужем — энтузиасты конного спорта. Мы хотим не просто привлечь к себе клиентов. Интересно же показать свои умения, чтобы все увидели, что и в Серпухове есть таланты в таком необычном виде спорта как джигитовка. Хотим выезжать большим составом и на праздники, и на соревнования, и на показательные выступления.

— Сейчас вы пока выезжаете только семьёй?

— Да. Вот недавно были в Спасском-Лутовинове в Орловской области. Демонстрировали там свою показательную программу. Поэтому и хочется, чтобы были ученики. Чтобы можно было шире представить серпуховскую школу джигитовки в других регионах.

— А с кем вы вообще в своём окружении дружите, от кого набираетесь опыта?

— Есть у нас хорошие связи с клубом имени генерала Бакланова из Волгограда. У них там очень мощная школа. Несколько десятков воспитанников. Здесь, в Серпухове, нам очень помогает Юлия Николаевна Фёдорова из клуба «Пегас» в Дракино. Примером для нас стал Валерий Олешко, чемпион России по джигитовке, который занимался в Васильевском.

— Давайте вернёмся к планам. Как вы собираетесь развиваться, чтобы воплотить в жизнь намеченное?

— Очень хочется наладить сотрудничество с муниципалитетом. Вот хотим составить бизнес-план и выйти с ним в администрацию. Для того, чтобы начать развивать полноценную школу и привлечь учеников, нужно больше лошадей. Мы в принципе наметили весной купить ещё одну и уже закладывать основы школы. Тем более, что муж, как победитель престижных соревнований и сложившийся специалист, может вести тренерскую работу. Но, возможно, нами заинтересуются в муниципалитете, помогут купить ещё лошадей. А мы, в свою очередь, можем делать немало и для округа в плане привлечения сюда туристов, хотим заниматься благотворительной деятельностью.

— Но ведь конная школа — это не только животные, но и оборудование, а оно дорогостоящее. Плюс обслуга, ведь должна быть полноценная уборка помещений, тщательный уход за лошадьми…

— Безусловно. Всё это у нас будет, будем изыскивать средства. Есть на зимний период и конюх. Но у нас такая установка: если к нам пришёл заниматься — должен сам уметь ухаживать за лошадью. Не надо брезговать убирать денник. Ведь мастерство в спорте начинается именно с денника, когда относишься к лошади не потребительски — пришёл, покатался и ушёл, а как к личности и другу. Кстати, я очень не люблю слово «кататься», как многие говорят. На лошади ездят. А ещё лучше говорить, что лошадь тренируется, а вместе с ней тренируется и спортсмен.

— А как определить: будет человек заниматься серьёзно или пришёл именно «покататься»?

— Опять с того же денника. Если зашёл и сказал: «Фу, как воняет!» — точно не наш человек. Лошади не воняют. От них исходит приятный тёплый запах.

— Ещё один аспект: считается, что конный спорт довольно опасный.

— Да, когда меня спрашивали: «Чем вы занимаетесь?», я отвечала, что джигитовкой, разъясняла что это такое. А в ответ слышала: «Ты не боишься? Это же так опасно!» Но ведь в любом спорте возможны травмы. Просто надо заниматься сосредоточенно, соблюдать все меры безопасности.

— Вы по профессии — учитель английского языка. А ведь в Англии очень любят конный спорт. Он у них национальный. Не было мысли как-то соединить эти два дела?

— Пока только сыну предложила: как следует выучить язык и потом, возможно, поехать в Англию, там показать своё мастерство. Тем более, что в Англии конный спорт классический, и они всегда с восторгом встречают наших спортсменов. Кстати, в Англии очень развиты соревнования на пони.

— Мне всегда казалось, что пони — это прогулочная лошадка.

— Это неправильно. Пони — это маленькая тяжеловозная лошадка. Они очень сильные. Ведь раньше они таскали в шахтах вагонетки с углём. Пони спокойно везут экипаж из четырёх человек, держат вес наездника пятьдесят-шестьдесят килограммов, умеют прыгать через препятствия. Так что пони — это полноценные лошади.

— Пополняя свою конюшню, вы планируете покупать породистых лошадей?

— Нет, мы и этих брали, не глядя на породу, возраст и состояние здоровья. Просто влюбились в них и купили. А для занятий хотим приобрести лошадей на бойне. В первую очередь потому, что мне их жалко. Да и попадают туда чаще не старые и больные животные, а беспородные лошади, которых специально выращивают на мясо. При этом они вполне крепкие, здоровые. Можно подобрать хорошую, спокойную лошадку, которая будет пригодна для занятий джигитовкой.

— И в завершение нашего разговора: как вам видятся перспективы вашего дела?

— Конечно, только позитивные и хорошие. Думаю, что у нас всё получится. Просто надо приложить старание.

Евгения Матвеева. Джигитовка.
Михаил Матвеев. Джигитовка.
Михаил Матвеев. Соревнования по драйвингу.
Константин Матвеев

Фото из семейного архива Матвеевых

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 16 сентября 2020

Заголовок в газете: Мастерство начинается с денника

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру