В серпуховском небе российские авиаторы продемонстрировали своё мастерство высшего пилотажа

На аэродроме Дракино в Серпухове в два этапа прошёл 29 чемпионат России по высшему пилотажу на машинах так называемой малой (лёгкой) авиации. Организатор соревнований — Федерация самолетного спорта России. Проводил мероприятие Серпуховский авиационно-спортивный клуб РОСТО (ДОСААФ). Спортсмены демонстрировали своё мастерство в высшем пилотаже на поршневых самолетах.              

В серпуховском небе российские авиаторы продемонстрировали своё мастерство высшего пилотажа
Фото предоставлено Федерацией самолётного спорта России

Под понятие «малая авиация» подпадают самолёты с максимальной взлетной массой не более 8600 кг и числом пассажиров не более 19. Конечно, их не сравнить с огромными лайнерами, бизнес-джетами. Тем не менее, небольшие крылатые машины трудятся во многих отраслях экономики: от прогулочного туризма до спасательных работ. И квалификация пилота здесь так же важна.

И как в любой сфере человеческой деятельности, опыт и профессионализм можно подтвердить на состязаниях. К тому же, соревнования — отличный способ повысить интерес к замечательному виду самолётного спорта — высшему пилотажу. Прошедший в Дракино чемпионат в очередной раз доказал правильность этих установок. В программу соревнований были включены несколько упражнений, каждое из которых представляло собой задание выполнить полёт в виде комплекса фигур пилотажа. Каждое упражнение оценивалось отдельно, и в каждом из них определяется победитель. Кроме того, по результатам всех упражнений определялся чемпион соревнований в личном и командном зачетах.

Первый этап чемпионата состоялся на второй неделе сентября. В нём принял участие 21 спортсмен из Москвы, Санкт-Петербурга, Пермского края, Калужской и Воронежской областей. Состязания проходили в двух классах соревнований: «Неограниченный» (Unlimited) и Як-52. Не очень повезло с погодой: за всю неделю соревнований благоприятными для полетов были только три завершающих дня.

Чемпионат проходил в условиях нестабильной, осенней, погоды, — рассказывает Сергей Викторович Зайцев, директор чемпионата России по самолётному спорту-2020. — До четверга стояла нелётная погода. И только в пятницу отработали первое упражнение в обоих классах. В субботу, соответственно, второе. В воскресенье же третье упражнение спортсмены выполнили только в классе Як-52, после чего ветер существенно усилился. Для класса «Неограниченный» пришлось третье упражнение отменить. Тем не менее, в соответствии с правилами, соревнования в обоих классах были признаны состоявшимися.

Сергей Зайцев

Второй этап стартовал 21 сентября. В начале недели на аэродром вернулось лето, как будто погода дала шансы отыграться. В результате «боевой» недели все четыре запланированных упражнения были отыграны в полном объеме и с запасом по срокам. В пятницу уже были подведены итоги и награждены победители чемпионата. На данном этапе соревновались 17 спортсменов класса «С ограничениями» (Advanced), из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Пермского края. Результаты соревнований, по словам организаторов, руководства и судей, очень хорошие. По общим итогам впереди оказались команды Пермского края и Москвы. В личном зачете наибольшего успеха достигли: Василий Плотников(Пермский край), Дмитрий Самохвалов (Москва) и Сергей Гончаров (Санкт-Петербург).

В этом году у нас прошло омоложение состава участников класса «Неограниченный», пришли семь спортсменов, — поясняет Сергей Зайцев. — Они решили перейти на класс выше (ранее выступали в классе «С ограничениями»). При планировании соревнований в сезоне Федерацией самолетного спорта России в этом году было принято решение о разделении чемпионата России на два этапа. Благодаря такой системе, участники смогли состязаться в разных классах без напряжения, спокойно готовиться. Для них это даёт больше шансов стать кандидатами в сборную России для поездок на международные соревнования. В других классах чемпионата также наблюдается пополнение, что говорит о росте интереса к соревнованиям национального уровня. А по сути, все это позволит усилить наши сборные команды в следующем году. Ну и, конечно, свою роль сыграла эпидемия коронавируса. Мы в этом году из-за неё даже остались без зрителей. Их внимание пришлось привлекать и удерживать электронными средствами массовой информации — социальные сети Фейсбуки Телеграм, веб-сайт и Гугл-фотоальбомы Федерации.

Национальные сборные по каждому классу формируются по результатам чемпионата России. Лучшие из лучших приобретают кандидатский статус на будущий год. Далее, за месяц-два перед поездкой на международное первенство, проводятся отборочные соревнования. Из лучших спортсменов этого чемпионата сформируются сборные, которые представят Российскую Федерацию за рубежом уже в текущем году.    

Участие и победы в чемпионатах Европы и мира по самолётному спорту — это не просто престижно. Это не менее важно для России, чем, например, футбол или хоккей. Высший пилотаж чрезвычайно популярен на Западе. По уровню спортсменов судят о состоянии дел в авиации страны в целом. У Советского Союза в этом плане было абсолютное первенство в мире. Этому способствовала развитая учебная сеть при системе ДОСААФ, а также достаточное количество авиационной техники. Многие мальчишки и девчонки имели возможность к 20-25 годам получить звания мастеров спорта и в будущем стать летчиками большой авиации, как военной так и гражданской, уже имея лётный и пилотажный опыт, который дорогого стоит. Часто это цена выполненной боевой задачи или спасения человеческих жизней. Сейчас ситуация изменилась и, к сожалению, не в лучшую сторону.

На сегодняшний день самолётный спорт — самоокупаемый, — говорит Сергей Викторович. — Поэтому возраст спортсменов, которых мы называем молодыми, — это за тридцать. Техника стоит недёшево, а спортсмены арендуют или покупают её либо за свой счёт, либо на помощь спонсоров. Мало осталось и аэродромов, где можно осуществлять подготовку спортсменов и проводить чемпионаты. В этом смысле аэродром Дракино — уникальная площадка. Здесь ещё есть все условия. И напомню, что этот аэродром в тяжелые годы исчезновения Советского Союза оставался кузницей кадров высшего пилотажа. Здесь базируется сборная страны.

Действительно, по оценкам экспертов, лёгкая авиация в целом и самолетный спорт в частности в России находится в кризисе. Есть проблемы не только с высокой стоимостью авиатехники и отсутствием аэродромов, но и с обучением (по ряду сведений, только за последние 15 лет закрыто более двухсот учебных центров из-за проблем с сертификацией). Федерация самолётного спорта оказывает помощь, но её возможности весьма ограничены.

По словам Сергея Викторовича Зайцева, большие надежды есть на частный капитал и поддержку спонсоров.

Высший пилотаж не такой массовый и, может, не такой яркий, как футбол, но высокотехнологичный, сложный и в то же время очень изящный. По сути, это фигурное катание в небе, которое «творят сердца двух», самолет и человек, как одно целое, с одной целью. Мы стараемся активно освещать нашу деятельность, чтобы как можно больше людей в России узнали об этом виде спорта, — акцентирует Зайцев. — У нас есть сильные спортсмены, которые защищают честь страны на международном уровне. У нас была и есть лучшая в мире школа по пилотажу. Но подкрепление молодыми кадрами и передача знаний с опытом крайне важны. Россия должна восстановить свой статус первой в мире державы по пилотажному спорту. Государственная поддержка есть, но, к сожалению, для развития и привлечения молодежи её недостаточно. Поэтому большие надежды возлагаем на поддержку частного капитала и спонсоров в лице тех, кому небезразлична история и спортивное наследие нации.

Вот на этой оптимистичной ноте пока можно было бы и завершить наш рассказ. Но в дополнение нужно сказать вот о чём: высший пилотаж — спорт людей отважных и очень ответственных. Это и высокотехнологичные крылатые машины, и нестандартный полёт по маршруту: резкое изменение режима и высоты (нижний предел для «Неограниченного» класса — 100 метров, почти у самой земли) — это большая опасность. Поэтому малая (лёгкая) авиация, по сути, совсем не малая, учитывая её важность и нужность там, где не могут действовать большие самолёты. И отнюдь не лёгкая…

И ещё, чтобы прийти в высший пилотаж и самолётный спорт, надо много учиться. И не просто «кататься», как это часто называют, а чувствовать машину, слушать и слышать тренера и быть влюблённым в небо.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 30 сентября 2020

Заголовок в газете: Совсем не малая и далеко не лёгкая