Захотел кардинально поменять жизнь
— Юрий, расскажите, почему Вы решили стать педагогом?
— Моя жизнь с раннего детства была связана со спортом. Я родился в Ашхабаде, в Республике Туркменистан. Там занимался спортивной гимнастикой. Когда же я был во втором классе, моя семья переехала в Россию, в подмосковный Чехов. Спорт я не бросил, но увлекся уже легкой атлетикой и состоялся как спортсмен именно в этом виде спорта — стал чемпионом области, выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Учась в школе, я видел для себя два варианта будущего призвания: карьера военного либо спортивная стезя. Ближе к выпускному определился с выбором и поступил в Академию физической культуры и спорта в Малаховке на отделение адаптивной физкультуры.
— Почему выбор пал именно на эту достаточно непростую специальность?
— Было желание помогать людям, которые нуждаются в особой помощи. К тому же я решил, что тренером в определенном виде спорта быть не хочу и выбрал более широкую специализацию. После выпуска я отслужил срочную службу и устроился работать абсолютно не по профессии — в сферу торговли. И хотя мне регулярно поступали предложения о работе педагогом, тогда я не был готов морально, переживал, что могу отсутствием опыта навредить детям. Потом понял, что настало время кардинально менять свою жизнь, и пришел на работу в школу «Абсолют». Сейчас я работаю здесь уже восьмой год и ни разу не пожалел об этом решении.
— «Абсолют» — школа инклюзивная. В ней учатся дети как с ограниченными возможностями здоровья, так и без них. Сложно ли найти особый подход к каждому ребенку?
— Когда я пришел работать в школу, то не понимал, чего ждать, у меня еще не было опыта работы с детьми. Сказать, что сразу было легко — неверно. Первое время было достаточно сложно. Ребята разные. С кем-то легко, с кем-то тяжелее. К каждому нужно найти подход, занятие, которое его увлечет. Но постепенно я адаптировался, и все наладилось. Я очень люблю свою работу.
Самое главное в работе с детьми с ОВЗ, на мой взгляд, давая ребенку то или иное задание, не ждать от него какого-то конкретного результата. Ведь ты его вряд ли получишь. И если он вообще выполняет задание, оно его заинтересовало, и при этом ребенок еще и старается — это уже победа! И ты обязательно должен это отметить, похвалить.
Я развивался вместе с воспитанниками
— Расскажите, как возникла идея создать футбольную секцию в школе?
— Я начинал свой путь в школе как инструктор ЛФК. В определенный момент мне это наскучило — занятия чаще всего индивидуальные или в малых группах. Я решил попробовать себя в качестве учителя. Мою инициативу поддержал директор школы и мне дали четыре класса. Постепенно я полностью перешел на ставку учителя физкультуры. Одновременно с этим в моей жизни возник и футбол. В свободное время после уроков детей нужно было чем-то занимать. И мы с руководством решили, что для этого отлично подойдет футбол — популярный вид спорта, многих ребят он увлечет. Мы открыли футбольную секцию, и именно тогда началось мое становление как футбольного тренера.
— А до этого Вы увлекались футболом?
— Как я уже говорил, мой основной вид спорта — легкая атлетика. Это сложный, индивидуальный вид спорта. В моей жизни был период, когда я брал паузу и пробовал себя в командных видах, в том числе и в футболе. Поэтому опыт был, но не столь большой.
Когда мы открыли секцию, я начал подробно изучать теорию и методологию футбола, построение тренировочного процесса, пересмотрел множество обучающих видео. Можно сказать, что я развивался вместе со своими воспитанниками. Они — как игроки, а я — как тренер. Сейчас у нас уже открыто три группы для разных возрастов.
Это не столько про спорт
— Ваши старшие воспитанники в этом году выиграли все крупные всероссийские турниры для ребят с ОВЗ. Расскажите об их успехах.
— Первый раз на больших турнирах мы попробовали свои силы четыре года назад. В 2020 году мы командой школы «Абсолют» впервые приняли участие в первенстве Московской области среди интернатов и коррекционных школ. Тогда мы заняли третье место, а потом три года подряд становились чемпионами области. И с тех пор на наших ребят обратили внимание и почти весь основной костяк команды пригласили в сборную Московской области. Меня тоже позвали как тренера областной сборной.
2024 год мы начали с победы в первенстве России, прошедшем весной в Саранске. Этот успех стал первым в истории подмосковного региона. Затем в качестве лучшей юношеской команды страны, мы стали победителями четырех всероссийских турниров «Стальная воля», проводимых под эгидой Российского футбольного союза. Как итог — все пять турниров всероссийского уровня в 2024 году покорились нашей областной команде, основу которой составляют ребята школы «Абсолют». До нас этого не делал никто.
— За счет чего строится успех вашей команды на футбольном поле?
— Я считаю, что наши футбольные успехи и вообще спортивные — это не столько про построение тренировочного процесса, сколько про моральные моменты. Мы не делаем ничего особенного. Наши тренировки не отличаются от тренировок каких-то других команд. Но я думаю, что в первую очередь за счет того правильного, доброго подхода к воспитанию ребят, сплочению всей команды в единое целое, мы смогли достигнуть того результата, который имеем.
Иногда меня спрашивают: какая философия у вашей команды? У меня ответ прост: я хочу доказать, что хорошую, крепкую команду можно построить в стенах любой школы, в том числе и инклюзивной, как наша. И эта команда может быть конкурентоспособной, зачастую соперничая на турнирах с командами футбольных школ. И мы это доказываем собственным примером.
— Тогда раскройте секрет, как создать по-настоящему дружную команду?
— Секрета нет. Мы много времени проводим вместе и вне футбольного поля. Например, у нас есть своя особая традиция — пятничные посиделки после футбола. В этот день на тренировку приходят ребята всех возрастов, из разных групп. Мы делимся на смешанные команды и играем друг с другом. Бывает, кто-то из родителей присоединяется, я тоже выхожу на поле в качестве игрока. И потом завершаем тренировку совместным чаепитием, где обсуждаем различные вопросы. Это наша еженедельная традиция, которую все любят и ждут.
Наши совместные выезды на турниры тоже очень сближают. Мы ездим на игры все вместе, на школьном автобусе, слушаем музыку, разговариваем, что-то обсуждаем, настраиваемся на игру. Это объединяет.
— О чем Вы мечтаете в профессиональном плане?
— Сложно сказать… Я стараюсь просто радоваться успехам ребят. Большую мотивацию мне дают моменты, когда я вижу, что у них получается то, что до этого казалось невыполнимым. И еще, когда приходят в секцию ребята, которые до этого не общались и даже не здоровались друг с другом, а потом начинают общаться, дружить и становиться единым коллективом.
Конечно, глядя на нынешние успехи старших ребят, я хочу, чтобы кто-то из них шагнул в профессиональный спорт, в большой футбол. Это было бы большое достижение и лучшая награда.
— Руководство школы поддерживает ваши спортивные инициативы?
— Да, конечно. В целом, нас никто не принуждает выступать на турнирах и не поднимает вопросов об обязательном завоевании трофеев. У нас же не спортшкола, а школьная секция. Но абсолютно все наши начинания поддерживаются. Я выражаю огромную благодарность руководству школы «Абсолют», что дают возможность нам участвовать везде, где мы хотим. Поддерживают, помогают, поощряют ребят. Дают уникальные возможности: мы с нашими юными футболистами были и на чемпионате мира, и на чемпионате Европы, которые проходили в России. Недавно ездили на эксклюзивную экскурсию в «Лужники». Такие мероприятия — огромная мотивация для ребят.
Меня очень мотивирует то, чем занимается Александр Александрович Светаков — учредитель благотворительного фонда «Абсолют-помощь». Я восхищаюсь им. Конечно, он делает абсолютно глобальные вещи в плане благотворительности — например, строительство и содержания такой уникальной школы как наша. Но и я, вдохновляясь его личным примером, тоже стараюсь нести свою частичку добра в этот мир своим трудом. И рад быть частью нашей большой и дружной команды под названием школа «Абсолют».