60 — всего лишь очередная точка отсчета

Имя Владимира Байбакова хорошо знакомо в Серпухове и Серпуховском районе. Знакомо не одному поколению. Вся его судьба неразрывно связана с радиотехническим предприятием Серпухова, бывшим РТЗ, теперешним ОАО «РАТЕП». Сюда много лет назад он пришел работать инженером, сегодня он — генеральный директор одного из крупнейших оборонных заводов в Московской области. 10 июля Владимир Николаевич отметил свое 60-летие. О непрямых линиях судьбы, и о непростых буднях руководителя читайте в этом материале.

60 — всего лишь очередная точка отсчета

* * *

Серпухович. Родился в 1954-м, когда страна вставала на ноги после разрухи Великой Отечественной. Все детство прошло в многоквартирном доме, прозванном в народе «Первомай» (в те годы он, пожалуй, был центром мкр. Красный текстильщик). Той восьмилетки № 13 на «Красном», где учился Володя, уже нет и в помине, а именно там он еще мальчиком погрузился в таинственный мир уравнений, физики и техники. Все детство, вспоминает Владимир Николаевич, прошло между школой и станцией юных техников, той самой, которая располагалась на Театральной. Родители увлечение радиотехникой поддерживали и не препятствовали своему сыну. Да и как препятствовать, когда мама — учитель математики, а отец является главным инженером на фабрике «Красный текстильщик», так что ни говори, а тяга к точным наукам была в крови. Окончив восьмилетку, идет учиться в «свеженькую», как позже будет вспоминать Владимир Николаевич, школу №16 на Чернышевской. После чего с аттестатом зрелости пойдет поступать в МЭИ — Московский энергетический институт. Поступит на радиотехнический факультет, будет проходить практику в Риге на радиозаводе им. Попова, колесить со стройотрядами по всей Сибири, и уже в 1977-м фактически с отличием окончит ВУЗ (до красного не дотянул из-за оценки по «Истории КПСС»), получив диплом инженера. Ему предложат идти дальше — в аспирантуру, или же работать на одном известном московском предприятии. Но, даже не задумываясь, молодой инженер Байбаков возвращается в родной Серпухов и поступает на РТЗ регулировщиком РЭА сборочно-сдаточного цеха (№ 47) 5-го разряда. «Хотел вернуться в свой город, — рассказывает Владимир Николаевич, — да и Москва как-то меня не притягивала».

* * *

В первый рабочий день новый сотрудник Байбаков оформил командировку, на второй он уже уехал в Севастополь.

«И сразу же попал в руки Левина, Алаторцева. И руки, надо сказать, хорошие. Ответственные, организованные люди, лучшие на предприятии. Все это и определило ход моих дальнейших событий», — вспоминает спустя годы Владимир Николаевич. Да, Израиль Хаимович Левин станет живой легендой предприятия. Более того, в лихие девяностые именно эти люди будут стоять у руля завода, выводя его из безденежья и кризиса. А пока же весь свой накопленный опыт они передавали молодому инженеру. В это время вводили в эксплуатацию СУ «Ятаган» на корабле «Смелый» — первое изделие системы управления зенитно-ракетных комплексов, выпускаемое на РТЗ. Немного позже, уже в 80-е годы, Байбаков будет вводить в строй системы управления новых комплексов «Форт» и «Кинжал», которые разрабатывались МНИИРЭ «Альтаир». «Форты» тогда в массовом порядке ставили на тяжелый атомный крейсер типа «Киров» и на крейсер «Слава». Вот и жил Байбаков то на Балтийском заводе в Ленинграде, то на судостроительных предприятиях Николаева, Севастополя, и Феодосии. Потому своего первенца Дмитрия он увидел только через год после его рождения.

«Наша жизнь была привязана не к месту жительства, — смеясь рассказывает Владимир Байбаков, — а к месту нахождения техники. Надо было сдавать корабль на волнениях. Проходили полмира, искали шторм, и находили… около Гренландии. Помню, выворачивало наизнанку, но задание выполняли. Именно в те дни вся наша команда сплотилась, подружилась». Вся команда — это одни из лучших сотрудников РТЗ и МНИИРЭ «Альтаир», во главе с генеральным конструктором «Форта», лауреатом Ленинской премии Аркадием Петровичем Ежовым. Кстати, дружбу с ним Владимир Николаевич пронес через всю свою жизнь. А в перерывах между командировками Байбаков вместе со своими коллегами организовывал туристические походы, спортивные состязания, обыгрывая «заматеревших» в спорте РТЗ-шников то в волейболе, то в теннисе, турслетах.

* * *

Отработав в 47-м цехе два года, уже в 1979-м Байбаков вдруг неожиданно для себя решает открыть конструкторскую сферу. Прямиком к Калинину, и говорит, мол, хочу другой работы, хочу в ОКБ. «У Николая Алексеевича не было в практике переводить сотрудников из одного подразделения в другое, — улыбаясь, вспоминает Владимир Николаевич. — Но он посмотрел на меня и сказал: ну и черт с тобой, уходи». Это был новый рывок, новая школа. Тогда инженер-конструктор Владимир Байбаков в ОКБ работал вместе с А.С. Шмаковым, Ю.Г. Шмидтом, С.Л. Поляковым, В.А. Макашовым. Словом, это была эпохальная команда РТЗ. Но бумажки перекладывать не получилось, да и никто к этому не стремился: теперь уже в качестве сотрудника ОКБ выезжал сдавать корабль, бороздя моря и океаны.

На первую ступень по карьерной лестнице шагнул в 1985-м. Александр Пахомкин, будучи начальником ССЦ № 47, долго упрашивал Байбакова пойти в его замы. Сборочно-сдаточный цех был непростой, по сути он являлся основным по выпуску продукции. Да и время было сложное: интенсивно вводили в эксплуатацию новые изделия, потому всегда жили в повышенной боеготовности. Иногда приходилось одновременно сдавать и «Форт», и «Кинжал», и «Орех». «Работали день и ночь, — рассказывает уже сам Александр Иванович Пахомкин — Но, получали громадное моральное удовлетворение. Есть что вспомнить».

В 1987-м жизнь заставила создать на заводе новый объектовый цех, начальником которого становится Александр Пахомкин, а на его место назначают Владимира Байбакова. С новой руководящей должностью происходят и изменения в семье — рождается второй сын — Павел.

А страна, перестраиваясь и изменяясь, медленно и верно шла к своему распаду. Перешагнув рубеж девяностых и отказавшись от советского прошлого, экономика делала попытку перехода на «новые рельсы». Это были, пожалуй, самые тяжелые годы для России, когда ей не были нужны ни армия, ни флот. Все выживали как могли и чем могли, на заводе же начался нелегкий этап акционирования. К тому моменту, когда в 1993 году Владимира Николаевича назначили заместителем генерального директора по производству, о госзаказах даже не приходилось мечтать. Это уже после Владимир Байбаков и Вадим Макашов отправят первую продукцию на экспорт. Пока же в коллективе приходилось гасить забастовки, успокаивать народ, который месяцами не получал зарплаты, да и самому как-то кормить семью. Сейчас, наверное, молодому поколению сложно представить, как люди получали зарплату одеялами, рулонами текстиля, носками, заводчане только что образованного ОАО «РАТЕП» выходили на рынок с мясорубками. Страна, и в частности радиотехническое предприятие, требовали перемен.

* * *

25 мая 2001 года на общем собрании акционеров было принято единогласное решение назначить на должность генерального директора ОАО «РАТЕП» Владимира Байбакова. «В первый день работы схватился за голову: что делать, с чего начинать, — мысленно переносится в те далекие «мрачные нулевые» Владимир Николаевич. — В первый год с трудом набрали 400 млн, объема работы не хватало».

Стали думать над новым продуктом. Предприятие приступило к изготовлению радиолокационных систем управления (РЛСУ) стрельбой корабельной артиллерии нового поколения. Выходит серия семейства РЛСУ «Пума», а еще были и «Кортик», «Морской панцирь», «Палица», «Штиль», да и много еще чего. Одновременно с этим руководство ОАО «РАТЕП» стало развивать внешнеэкономические связи и предприятие участвует в поставке вооружения в Китай, Индию. Новые экономические условия требовали новых знаний, и Байбаков идет учиться в Академию народного хозяйства, чтобы наряду с техническим развитием, предприятие могло развиваться согласно условиям современного рынка. В итоге за последние 10 лет объемы работы увеличиваются более чем в 4 раза.

«Коллектив доверился Владимиру Николаевичу, — говорит Пахомкин, — пошел за ним. Вот теперь виден результат». И результат, действительно виден. Радиотехническое предприятие — постоянный участник международных специализированных выставок, лауреат и победитель различных конкурсов, но самое главное, пожалуй, не это. Завод снова живет, расширяя рабочие места. Сегодня радиотехнический гордится турельной установкой «Комар» для ПЗРК типа «Игла», изготовлением РЛСО «Небо-М». В чем формула успеха? Байбаков отвечает: просто стараемся не класть яйца в одну корзину. Потому РАТЕП осваивает рынки судостроения, сухопутия, дальней локации, ракетостроения, что позволяет устойчиво стоять на ногах, развиваться. К примеру, только в прошлом году на модернизацию рабочих мест было потрачено 150 миллионов рублей.

Спрашиваю Владимира Николаевича, если оглянуться на прожитые шестьдесят и вспомнить старый рассказ-притчу Гайдара о горячем камне, хотел бы он что-нибудь изменить в своей жизни, или оставил все как есть. «Все оставить как есть — так не бывает, — улыбается Байбаков. — По прошествии лет смотришь по-другому на свои ошибки, может сейчас бы поступил иначе. Всегда хочется что-то изменить, и это нормально. Но в целом своей линией жизни я доволен».

На праздновании по случаю юбилея было много гостей, прозвучало много теплых слов. Владимира Николаевича поздравляли представители оборонного комплекса России, с кем в тесном сотрудничестве он работает много лет. Со своим поздравлением приехал и директор Департамента корпоративного управления и федеральных целевых программ Министерства промышленности и торговли РФ В.Н. Русс, а также генеральный конструктор «ГСКБ «Алмаз-Антей» Н.Э. Ненартович. Здесь можно было увидеть представителей крупных судостроительных заводов, разработчиков военных кораблей и многих других предприятий оборонно-промышленного комплекса. Круглые даты, юбилеи — все это не только хороший повод собрать своих родных, друзей, коллег, но и прекрасная причина задуматься о проделанном жизненном пути. Что ты сделал, что еще не успел довести до логического конца, оценить свои победы и поражения. Но глядя на Владимира Байбакова, на его какую-то инженерную неуемность и широкий, перспективный взгляд руководителя, понимаешь, что шестьдесят — это не итог, а всего лишь очередная точка отсчета.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 18 июня 2014

Заголовок в газете: Генеральный директор ОАО «РАТЕП» В.Н. Байбаков отметил юбилей

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру