Сибирская язва все еще опасна

 Несколько лет назад ученые из ГНЦ прикладной микробиологии и биотехнологии в Оболенске составили карту старых скотомогильников в Серпуховском районе. Она требовалась для «Кадастра стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов Российской Федерации». Хоть и десятки лет в земле, но останки домашней скотины все еще опасны. Строят в районе много, неровен час раскопают по незнанию какой-нибудь скотомогильник и выпустят на волю смертельный микроб — возбудитель сибирской язвы. Существует ли такая опасность сейчас в нашем районе? За ответом корреспондент «МК в Серпухове» отправилась в Оболенск к ведущему в стране специалисту Леониду Маринину. Как это часто бывает, разговор вышел далеко за рамки узкой темы.

 

Сибирская язва все еще опасна
Леонид Маринин в лаборатории в Оболенске. Фото: из архива Л.И. Маринина

Леонид Иванович Маринин — заведующий лабораторией микробиологии сибирской язвы ГНЦ прикладной микробиологии и биотехнологии (Оболенск), кандидат медицинских наук. Автор более 250 научных работ, четырех книг, посвященных изучению свойств возбудителя сибирской язвы.

 Сколько скотомогильников в Серпуховском районе?

Сейчас нам известно местоположение 12 старых скотомогильников на территории Серпуховского района. Проблема в том, что не все их удалось найти. Они расположены рядом с деревнями, обычно от этих скотомогильников и происходят вспышки сибирской язвы. Так вот, три населенных пункта, где в прошлом возникало заболевание, мы не нашли. Мы предлагали руководству района свои услуги по обеззараживанию скотомогильников от сибирской язвы, но дело не пошло. Вспышки заболевания здесь в последний раз отмечались в 1970-е годы, значит и интереса особого тратить на это деньги нет. А потом в районе очень хорошо поставлены службы санэпиднадзора. Дважды в год — весной и осенью — они обследуют опасные места, смотрят, не нарушено ли захоронение, не размыто ли в половодье.

Чем опасны скотомогильники

Сибирской язвой люди заболевали главным образом от животных. Вспышки носили массовый характер. Постепенно с эпидемиями научились бороться, но полностью заболевание не уничтожили. Время от времени оно встречается и в наши дни. Оказалось, что основным источником заразы служат скотомогильники.

Микробиологи отбирают пробы почвы на скотомогильнике. Фото: из архива Л.И. Маринина

Раньше заболевшую скотину забивали и закапывали на окраине деревни. Место огораживали жердями. Люди знали, что там опасно. Но со временем все забывается, старожилы умирают, деревни исчезают, а захоронения-то никуда не деваются и по-прежнему опасны. На скотомогильники обратил внимание Главный санитарный врач Геннадий Онищенко, он и попросил нас ими заняться.

По правилам, вокруг скотомогильника должны быть канава, забор, обязательно знак и табличка: «Опасно! Сибирская язва». И дата должна стоять. Но часто эти требования не соблюдаются.

Меры предосторожности

1. Не заходить на территорию скотомогильника.

2. Не собирать цветы, ягоды и прочее вблизи скотомогильника.

3. Не брать грунт на скотомогильнике и вблизи него.

4. Не проводить земляных работ на скотомогильнике и вблизи него.

5. Не покупать мясо без ветзаключения в неустановленных местах.

 

6. При малейшем подозрении на возможность инфицирования не заниматься самолечением, а обратиться к врачу. Зарегистрирован случай, когда больная смазывала язву раствором йода.

Сколько живет сибирская язва

Зараженная спорами почва может оставаться источником инфекции многие годы, даже десятилетия. Известен случай, когда человек заразился сибирской язвой на месте, где трупы скотины захоронили более 80 лет назад. Два жизнеспособных штамма выделили из костей животных, найденных археологами в Национальном Крюгер-парке в Южной Африке. Радиоуглеродный анализ показал, что животные погибли примерно двести лет назад. Некоторые ученые предполагают, что возбудитель сибирской язвы может быть активным, пролежав в почве 1300 лет.

Дело в том, что сибиреязвенный микроб, попадая в почву, превращается в спору — это особое состояние одноклеточного организма, при котором жизнь в нем замирает. Микроб будто спит, но попав с травой и сеном в организм животного, чаще всего овец, лошадей, коров, он оживает, размножается с большой скоростью, выделяет токсин, от которого организм и погибает. Люди от почвы редко заражаются, чаще от скотины. В сентябре прошлого года в Башкирии теленок забрел на скотомогильник, созданный в 1940-х годах, наелся травы и заболел. Тот, кто его забил, тоже заболел.

Подхватить сибирскую язву можно у торговцев мясом. Так, в 2006 году 12 говяжьих туш привезли на Кунцевский рынок Москвы из Пензенской области. Анализы показали наличие в мясе спор возбудителя сибирской язвы. Животные заразились от сена, заготовленного на не задокументированном скотомогильнике. В 2010 году возбудителя сибирской язвы нашли в пельменях «Особенные» производства ООО «Дарина» (Омск).

Откуда этот микроб вообще взялся

Считают, что сибиреязвенный микроб всегда обитал в природе, а когда появились млекопитающие — примерно двести миллионов лет назад — он постепенно приспособился жить в их организме и приобрел новые свойства. Попав внутрь тела, микроб образует капсулы, поэтому защитные силы организма на него не действуют. Микробы в капсульной форме необычайно агрессивны, именно ими заражаются люди от больных и трупов животных. На начальной стадии сибирскую язву еще можно вылечить антибиотиками, а потом, когда микроб размножится и начинает выделять токсин, вылечить уже сложнее.

Мы знаем два близкородственных микроба — Bacillus anthracis и Bacillus cereus. Кто от кого произошел, пока неясно, но второй микроб не такой опасный, как первый — собственно сибиреязвенный. Хотя есть данные, что и цереус вызывает заболевания. Наверное, мутирует постепенно, и со временем сможет превратиться в опасный для людей микроорганизм.

Американский ученый из университета Северной Аризоны Пол Кейм систематизировал гены 99 штаммов возбудителя сибирской язвы со всего мира (кроме России) и выделил несколько групп. По его мнению, впервые сибирская язва появилась в Африке, оттуда попала в Среднюю Азию, затем на территорию древней Руси, оттуда в Сибирь, далее на Аляску и в Америку.

Как обеззараживают скотомогильники

Споры сибирской язвы в почве очень живучи, поэтому приходится применять сильнодействующие химикаты. В Шотландии на острове Грюинард, где военные испытывали штаммы сибирской язвы, почву по нескольку раз пришлось обработать глутаральдегидом. Потом на остров выпустили овец, и они не заболели. В Канаде выжигают зараженную почву напалмом. Очень эффективно, убивает вообще все микробы.

В Советском Союзе использовали газ ОКМБ. Им обрабатывали почву над скотомогильником, накрывали пленкой и выдерживали несколько дней. Газ хорош тем, что он проникает глубоко в почву, ведь скотомогильники уходят на глубину до двух метров. Теперь газ ОКМБ не выпускают. Вместо него используют хлорную известь и другие препараты, но они глубоко в почву не проникают. В Тверской области в Конаково нам пришлось второй раз возвращаться и проводить обеззараживание.

В институте мы работаем над новыми дезинфектантами сложного состава. Чтобы их испытывать, мы сделали макет скотомогильника. Это высокий двухметровый стакан из стекла и стали, куда засыпают разные почвы, смешанные со спорами, и обрабатывают разными химикатами, чтобы выбрать препарат, уничтожающий сибиреязвенные споры. Эта установка запатентована.

Вакцины и лекарства от сибирской язвы

В книге Патрика Зюскинда «Парфюмер» описано, как главный герой Гренуй работал в кожевенной мастерской и переболел сибирской язвой. Такие работники ценились, потому что они не могли заболеть повторно, у них вырабатывался иммунитет на долгие годы. У нас в стране для профилактики сибирской язвы используют живую вакцину, содержащую живые споры вакцинного штамма сибиреязвенного микроба. За рубежом создали химические вакцины, где используется протективный антиген, один из компонентов сибиреязвенного токсина, вырабатываемого микробом. Раньше вакцинировали всех, кто проживает на потенциально опасной территории, сейчас в этом нет смысла, потому что случаев заражения мало.

От сибирской язвы — очень большая смертность, поэтому это заболевание и считается опасным. Врачи ее не умеют распознавать, потому что не сталкивались с ней никогда. Я помню, когда врачи по незнанию больному сибирской язвой ставили диагнозы «рожа», «ячмень». Язвы лечили как фурункул, делали операцию, что только усугубляло болезнь. Главное — диагностировать ее как можно раньше, тогда легко вылечить антибиотиками. Когда болезнь зашла далеко, то поднимается температура, развивается сепсис, и антибиотики становятся бесполезны, нужно применять сыворотки, моноклональные антитела.

Кто виноват во вспышке сибирской язвы в США в 2001 году?

В октябре 2001 году я вместе с коллегами находился в США, на 44-й конференции Американской ассоциации биологической защиты (ABSA) по проблемам биобезопасности. На встрече в Центре по борьбе с инфекциями (CDC-center for disease control) директор центра Дж. Ричмонд сообщил о вспышке заболевания сибирской язвой. Нескольким политикам и журналистам по почте пришли письма. Когда стали вскрывать конверты, то высыпался белый порошок. Сначала не поняли, что это, и только, когда люди заболели, появился смертельный случай, стали эти порошки исследовать. Выявили в них споры возбудителя сибирской язвы. Очень умно было придумано, потому что порошок не давал спорам слипаться. А заражение происходило, когда порошок высыпался из конверта, человек вдыхал его вместе со спорами, и развивалась легочная форма заболевания, очень опасная. Ей заразилось 11 человек, пятеро погибли. Еще 11 заболели кожной формой сибирской язвы.

Директор Ричмонд спросил нашего совета. Мы подсказали, что конверты хорошо обрабатывать в СВЧ-печи, ее излучение убивает споры. Проблема возникла, как лечить заболевших. Сначала им вводили антибиотик ципрофлоксацин, но он начал давать побочные реакции. Мы предложили лечить доксициклином, потому что он действует при внутренних формах сибирской язвы, когда другие антибиотики бессильны. Американцы воспользовались нашим советом. Еще мы предлагали для лечения наш российский сибиреязвенный гамма-глобулин, но они отказались, потому что он вырабатывается из сыворотки лошадей, и американцы побоялись использовать его на людях.

Я жил в гостинице в Вашингтоне и собирал все газеты про эту историю с сибирской язвой. Как-то раз прихожу в номер, а уборщица все выкинула. Обидно было, но потом, уже дома, нашел информацию по этой теме, много публикаций было. Но до сих пор не все ясно с этим терактом. Неизвестен состав белого порошка, во всяком случае, не опубликован. А главное — неизвестно, кто изготовил и разослал конверты со спорами. Тогда в США обратили внимание на ученого Брюса Ивинса, который разрабатывал химическую сибиреязвенную вакцину и определял ее эффективность при заражении разными вирулентными штаммами. Считали, что он совершил теракт, чтобы доказать эффективность своей вакцины. В 2008 году ему предъявили обвинение, а он принял смертельную дозу снотворного и умер.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 10 февраля 2015

Заголовок в газете: Живучий микроб

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру