В соответствии с законом Моск. обл. № 55/2014-ОЗ глава Оболенска безальтернативно избирается Советом депутатов из своего состава и исполняет полномочия председателя Совета депутатов. Руководит администрацией в этом случае, так называемый сити-менеджер, избираемый депутатами из числа кандидатов по результатам конкурса.
Конституционный суд в Постановлении от 01.12.2015 года №30-П указал, что законы субъектов РФ не могут ограничить возможность предусмотреть в уставах городских и сельских поселений избрание главы на муниципальных выборах, а также самостоятельно определить место главы в структуре органов местного самоуправления.
Во исполнение данного постановления, губернатор внес законопроект № 1159па, согласно которому в городских и сельских поселениях устанавливается альтернативная модель избрания главы: либо на муниципальных выборах, либо депутатами из своего состава. Таким образом, каждое поселение будет само определять, какой из этих двух вариантов им применять в соответствии со своим уставом. Оболенск свой выбор уже давно сделал: согласно действующему уставу, глава избирается на муниципальных выборах и руководит администрацией.
В соответствии со статьей 79 №1 ФКЗ «О Конституционном суде» позиция Конституционного суда подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного суда РФ. Таким образом, приводить устав в соответствие с законом № 55/2014-ОЗ не требуется, тем более, с учетом того, что этот закон будет отменен уже в самое ближайшее время.
Избранная из числа депутатов глава Оболенска Татьяна Ефремова будет продолжать работать до истечения срока своих полномочий в 2017 году и вступления в должность вновь избранного на муниципальных выборах главы. Это при условии, что депутаты не примут поправки в устав, отменяющие прямые выборы. Заседание Совета депутатов, где планируется рассматривать этот вопрос, состоится 24 марта.
Возможны и корректировки нового законопроекта, в которых предусмотрят другие варианты избрания главы, но в любом случае, какие бы варианты не вводили, прямые выборы должны быть обязательно, учитывая позицию Конституционного суда.
Также возможны корректировки в отношении тех городских поселений, «которые по степени концентрации возложенных на них публичных функций и задач, по своему характеру имеющих государственное значение, сопоставимы с городскими округами» (цитата из Постановления Конституционного суда, резолютивная часть, абзац 2). К примеру, в поселении есть речной порт или транспортный узел и т. д. В таких поселениях возможно применение безальтернативного варианта избрания главы. В этом случае, должен быть принят отдельный закон, в котором будут закреплены критерии, определяющие городские поселения, в которых возможно применение безальтернативной схемы. Вряд ли Оболенск можно будет отнести к таким поселениям.