В небольшом городке Моравска-Тршебова собрались сильнейшие пилотажники континента высочайшего класса — беспредельщики, как их в шутку иногда называют, переводя с английского Unlimited. Свыше 40 летчиков из Франции и Испании, России и Швейцарии, Германии и Португалии, Бельгии и Люксембурга, Венгрии и Румынии, Чехии, Польши и даже вне официального зачета из Гонконга приняли участие в традиционном чемпионате Европы. Казалось бы, немного — всего 41 участник соревнований такого уровня, но как бы не так. Это не просто участники — это элита высшего пилотажа, для которых нет ничего невозможного, и их не может быть много. Более того, почти четверть из них представляли Россию: Михаил Мамистов, Олег Шполянский, Александр Кротов, Антон Беркутов, Владимир Гавриленко, Андрей Поликарпов, Светлана Капанина, Елена Климович и Екатерина Антонова.
Судейская коллегия, в которую вошли представители Франции, Финляндии, Швейцарии, России, Великобритании, ЮАР, Литвы, Чехии, Словакии, Германии и Швеции, внимательно следили за полетами и снижали очки за малейшие промахи. Ничего не поделаешь — чтобы победить, надо летать на голову выше остальных, и Михаил это прекрасно знает:
— Все комплексы я отлетал в напряжении, потому что понимал — ошибок мне не простят. Нельзя давать ни малейшего повода судье снизить оценку — ведь если будут снижать, то по полной. Поэтому надо было постараться отлетать все комплексы так хорошо, насколько это возможно. Первый комплекс — так называемый обязательно-произвольный, я отлетал неплохо, но занял 3 место. Следующее упражнение — первый «темный», отлетал хорошо, заняв 1 место, второй «темный» оказался чуть попроще по фигурам, но ведь чем проще комплекс, тем больше шансов у других летчиков, поэтому тут пришлось тоже выложиться, выполняя фигуры с максимальным качеством. В итоге — 1 место. Крайний полет — третий, и тоже «темный» — вот тут уже ситуация сложилась такая: я на первом месте, за мной — чех, потом — французы. Мне нельзя было проиграть чеху, потому что он наступал на пятки: 120 очков — не такая большая разница, одна незначительная ошибка в фигуре — и разрыва уже нет. Нельзя было совершить ни одной ошибки, надо было все сделать идеально. Это мне удалось, я неплохо отлетал и занял 4 место, а чех — опять за мной, то есть отрыв от него еще больше увеличился. Разница между 1 и 2 местами составила 156 очков, в итоге у меня по сумме получилось 1 место. Отлетал хорошо, без грубых ошибок, хотя и не обошлось без небольших помарок.
Во всяком случае то, что я видел и чувствовал по полету, то, что говорили мне мои товарищи, судьи и даже соперники — полеты были хорошие и я победил заслуженно.
Это далеко не первый случай, когда соперники искренне признают превосходство Михаила в небе. Давайте вернемся на 15-20 лет назад, чтобы вспомнить, как все начиналось…
…Это не был театральный жест — французский летчик на выжженном аэродроме Бургоса преклонил колено перед русским. Это был знак восхищения и признания мастерства, таланта, профессионализма легенды мировой авиации Михаила Мамистова — абсолютного чемпиона мира и II Всемирных авиационных игр — 2001 в Испании.
Он ворвался в этот мир сразу — с первого же своего чемпионата по высшему пилотажу на планерах в 1995 году во Франции — пришел, увидел, победил. Знаменитый Иржи Макула, равных которому не было целое десятилетие, оказался в аутсайдерах — на горизонте взошла новая звезда из России.
Когда глубокую синь неба Франции пронзил изысканный и четкий пилотаж русских — казалось, мир перевернулся. Так не должно быть — но так было. Ребята не видели ни одной видеозаписи пилотажа других команд, поэтому все фигуры выполняли так, как будто управляли Яком или Су. Самолетный пилотаж — инкриминировали им соперники, обращаясь к судейской коллегии. Да, самолетный — чистый и красивый...
Да, русские действительно способны на невозможное... Да, именно они в мгновение ока смели привычное представление о пилотаже на планерах, заняв почти все призовые места. Почти — потому что Иржи Макула стал вторым. Третье место занял Сергей Рахманин.
А первым, абсолютным чемпионом мира, безоговорочно был признан никому тогда неизвестный Михаил Мамистов. 1996 год — чемпионат Европы в Венгрии. Первый — Михаил Мамистов; 1997 год — I Всемирные авиационные игры в Турции. Михаил Мамистов — вновь абсолютный чемпион. Его называют талантливым летчиком и тренеры, и друзья, и зрители. Его почерк узнаваем, его фигуры в небе точны, а скорее — отточены и совершенны. 2001 год, Испания — II Всемирные авиационные игры. Пятьдесят девять участников из России, США, Франции, Испании, Швейцарии, Германии, Литвы, Украины, Италии, Великобритании, Польши, Бразилии, Норвегии в течение десяти дней ранним утром уходили в выцветшее от яркого солнца небо, чтобы в невесомом километровом кубе обжигающего пространства показать свое мастерство. Здесь собрались сильнейшие летчики планеты, и каждый из них рассчитывал на победу.
И вот тут-то выяснилось, кто есть кто в высшем пилотаже: русский летчик Михаил Мамистов безоговорочно был признан лучшим не только судейской коллегией, но и соперниками. Второй «темный» — и опять Михаил не дает никому шанса на победу. Он вновь стал обладателем Кубка Эрика Мюллера, не говоря уже о самых серьезных и главных наградах. Сильнейшие летчики планеты, собравшиеся в Испании, рукоплескали ему — лучшему среди лучших, абсолютному чемпиону, которому нет равных.
Октябрь 2001 года — Кубок мира в Японии. В числе 9 лучших летчиков планеты — Михаил Мамистов. Он летает free style, уже завоевав самые высокие титулы в классическом пилотаже. Организатор Кубка мира Жан Луи Моне приглашает лучших летчиков мира приехать в Китай, чтобы солнечным осенним утром поднять в небо самолеты и, пройдя точно выверенным строем несколько километров, в центре небольшого города Джилин снизиться между домами и четко войти в девять арок невысокого моста, не нарушив плавного течения реки. И среди них — Михаил Мамистов, член сборной России по высшему пилотажу, база которой располагается на аэродроме Дракино в Серпуховском районе. Этот пролет под мостом был занесен в Книгу рекордов Гиннесса — он уникален тем, что девять лучших летчиков мира выполнили его синхронно, изысканно и четко.
…Металлические рычаги самолета и планера послушны воле Михаила Мамистова, передавая его ладоням власть над собой, и тогда его машина легко взмывает к облакам, чтобы показать настоящий класс высшего пилотажа.
— Я летчик, и каждый полет — мне в радость. Я люблю соревноваться и, когда удается, побеждать. В небе я чувствую себя свободным...
Молчат чемпионы, когда в небо уходит Михаил Мамистов. Он всегда ровен и стабилен. Он — профессионал. Он — Чемпион. И ему нет равных. Выше него только небо…