По закону об энергосбережении управляющие компании обязаны устанавливать в многоквартирные дома счетчики теплоэнергии, горячей и холодной воды. Они показывают объемы ресурсов, которые потребил дом в целом. Эти общедомовые объемы указаны в таблице «Справочная информация», помещаемой в конце счета за услуги ЖКХ. Плату за отопление рассчитывают по показаниям теплосчетчика, распределяя каждой квартире сумму пропорционально площади. Нередко в домах с ОДПУ жильцы существенно экономят на оплате коммунальных услуг. Во всяком случае на это рассчитывали жильцы Ленина, 24В, расположенного в комплексе, известном в народе как «Пентагон». На общем собрании дома в мае 2016 года они решили установить счетчики. «Протэп» выставил смету на 2,8 млн рублей за шесть узлов учета и их установку.
— Поставить один узел учета на наш дом практически невозможно из-за конструктивных особенностей. Теплотрасса магистралью проходит по дому к школе. В некоторых подъездах труба выходит на улицу и заходит опять в дом. «Протэп» своими силами взялся за установку, но к сожалению, не справился, — рассказал нам председатель совета дома Сергей Иванов.
Он прекрасно знает суть вопроса, поскольку сам занимается установкой приборов учета, сотрудничал с «Протэпом», управляющими компаниями города.
МУП УЖКХ, как заказчик, заключил с «Протэпом» договор на установку счетчиков 18 мая 2016 года. Предполагалось, что за полгода, пока идет сбор средств, работы завершатся.
***
Согласно договору, «Протэп» должен был ввести счетчики в эксплуатацию до 1 ноября 2016 года. Так что вскоре после начала отопительного сезона жильцы бы платили за отопление по приборам. В августе работы не начались. Не начались и в сентябре. Исполнитель попросил отодвинуть сроки на месяц — до 1 декабря. Несколько жильцов, обеспокоенных таким ходом событий, попытались выяснить, в чем задержка. «До настоящего времени к выполнению своих обязанностей по договору стороны не приступили. Ни управляющая компания, ни АО «Протэп» не предоставляют никакой информации о ходе выполнения работ, установленных договором. Напоминаем, что основанием для невыполнения решения собственников является либо решение суда об отмене ранее принятого [решения], либо новое решение собрания собственников», — сказано в коллективном письме жильцов от 5.09.2016, направленном сторонам договора и в ГЖИ. Заказчик и исполнитель письмо проигнорировали, а замруководителя областной ГЖИ Светлана Выборова ответила только 20 октября: «В связи с подготовкой обвязки узлов учета в мастерских ресурсоснабжающей организации, длительного перерыва в поставке коммунальных услуг потребителям не будет».
В декабре приборы учета не заработали, поэтому МУП УЖКХ потребовал от «Протэпа» неустойку «в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка от стоимости невыполненной в срок работы за каждый день просрочки», как прописано в договоре. Вот только исполнитель счел претензии незаконными, ссылаясь на то, что допсоглашение о переносе сроков так и не было подписано, а заказчик, читай «жильцы», оказался должен за установку счетчиков 283,7 тысячи рублей.
Ну, к вопросу о том, кто кому сколько должен, мы еще вернемся, пока же обитателям дома предстояло провести зиму, платя за тепло по нормативу, как и раньше.
***
В марте 2017 года счетчики установили. Сотрудники МУП УЖКХ в присутствии представителя «Протэпа» и членов совета дома обследовали их и составили акт со списком из 12 неисправностей. В частности обнаружились течи в муфтах, сварном шве, не работал вычислитель на одном из теплосчетчиков.
Как полагает Сергей Иванов, этот теплосчетчик, точнее его электронную деталь в расходомере, могли сжечь, когда проводили сварочные работы при включенном приборе, что запрещено. Вместо того, чтобы купить новый расходомер, который стоит от силы 13 тысяч рублей, сотрудники «Протэпа» отвезли его для ремонта на завод-производитель НПО «Промприбор» в Калугу. А если один счетчик неисправен, то и показания других нельзя учитывать. Для эксплуатации нужны суммарные показания всех шести счетчиков. МУП УЖКХ отказался принять неполный комплект узлов учета и потребовал в течение пяти дней устранить неисправности. «Протэп» требование не исполнил. Тогда МУП УЖКХ 31 марта повторно потребовало неустойку, которая к тому моменту увеличилась примерно до 120 тысяч рублей. И снова — в пустоту.
— Неприятно еще то, что мы, жильцы, не являемся стороной договора на установку приборов учета между управляющей компанией и «Протэпом». Мы как бы не причем, — посетовал Сергей Иванов.
Он направил врио руководителя администрации города Альберту Колотовкину 10 апреля письмо с подробным изложением ситуации и попросил повлиять на «Протэп» с тем, чтобы как можно скорее ввести ОДПУ в эксплуатацию. Как-никак, муниципалитет владеет 49% акций предприятия. «На данный момент работают 5 из 6 счетчиков, недостатки не устранены», — написал он и привел расчеты, согласно которым за прошедший отопительный период жильцы могли сэкономить 1,5-2 млн рублей на отоплении.
— Когда я снял показания с пяти приборов учета за февраль и март, то удивился, что дом потребляет тепловую энергию в два раза меньше, чем по нормативу, — объяснил Иванов. — Неужели поставщики энергии не понимают, что залезли к нам в карман в отопительный сезон? Особенно к пенсионерам, которым экономия одной тысячи рублей в месяц — это большие деньги. При том, что они выплатили свою часть за установку ОДПУ. Мне говорят: «Сергей Иванович, что вы волнуетесь? Счетчики-то установлены». Получается, закон соблюли, счетчики установили, но они не работают, экономии нет. А экономию, мол, нам никто и не обещал. Экономия ресурсникам невыгодна?
В конце апреля «Протэп» пытался доработать неисправности, но не успел. Дело в том, что ОДПУ нужно тестировать в течение 10 дней, прежде чем принимать в эксплуатацию. Завершение отопительного сезона отодвинуло этот этап еще на полгода — до будущего октября.
***
Прежде чем вернуться к вопросу о долге жильцов за установку приборов учета, которым озабочен «Протэп», отделим, как говорилось в советском анекдоте, мух от котлет. По нашей просьбе Сергей Иванов примерно прикинул стоимость всех шести приборов учета и расходных материалов. Получилось, что даже если округлить цены, то общая сумма составит около 1,2 млн рублей. Соответственно, 1,6 млн рублей, включая налоги, осталась в «Протэпе». Недурно, правда?
— Говорить о 283 тысячах долга при такой сумме — просто смешно, — Сергей Иванов не скрывал своего возмущения.
Он готов принять участие в очередном обследовании узлов учета, которое состоится 6 июня, и подписать акт приемки при условии исправления всех неисправностей и отмены платы за обслуживание ОДПУ до наступления отопительного сезона. Ведь по договору, как только ОДПУ будут введены в эксплуатацию, «Протэп» начинает начислять за их сервис 12 тысяч в месяц со всего дома. Выходит по 0,79 рублей за кв. м. площади, вроде бы копейки. Вот только, по мнению Иванова, взимать плату за обслуживание в общем-то условно принятых ОДПУ, когда они еще не влияют на оплату коммунальных услуг, неправильно.
— В платежке появится еще одна строчка, жильцы будут неприятно удивлены, — пояснил он.
Из письма замглавы администрации по ЖКХ Евгения Верховых от 25 мая: «До настоящего времени ни АО «Протэп», ни МУП УЖКХ не представили аргументированных пояснений и не обосновали причину, по которой не сданы в эксплуатацию приборы учета энергоресурсов, установленные в вашем доме». Уже 31 мая Сергей Иванов встретился с врио Альбертом Колотовкиным и заручился его поддержкой. Он надеется, что в предстоящем отопительном сезоне приборы учета будут работать исправно, и собственники получат выгоду от потраченных на их установку средств.