Доказываем, почему письмо от руки полезно

Размышления о почерке и письме

Стою в ожидании поезда на маленькой железнодорожной станции, одной из нескольких десятков, разбросанных между Москвой и Питером. Поезд не торопится. Время за пределами столиц медленное, тягучее. Наслаждаюсь этой бесконечностью минут.

Размышления о почерке и письме
Ирина Яковлева

На платформе доска объявлений, покрашенная задорной голубой краской. Она сверху донизу оклеена бумажками. Объявления толпятся и вытесняют друг друга, сражаются за внимание редкого прохожего. Желтоватые, свернувшиеся от влажности нарезки бумаги с номерами телефонов, подергиваются от движения ветра.

Бегло окидываю взглядом предложения. Горбыль, березовые дрова, сено, цыплята — сообщают ровненькие строчки машинописного текста.

Мое внимание привлекает объявление, единственное из всех написанное от руки. Незатейливое сообщение гласит: «Продаю хорошего петуха». Буквы большие, широко разбросаны по бумаге, почерк веселый, упругий. Объявление написано краской черно-землистого цвета и, похоже, что кисточкой.

«Продаю» — видно, как краски на кисточке становится все меньше к концу слова. Первые буквы насыщенно черные, а последние уже совсем бледно-коричневые. Автор макает кисточку в краску… «Хорошего» — снова яркое начало, мысль словно обновляется.

Интересно, кто написал это объявление? Мне почему-то думается, что мужчина. Наверное, дедушка. Уж больно цвет выбран суровый, почерк свободный, не убористый, каким он часто бывает у женщин. Да и кисть. Непрактично это.

Представляю его себе — крепкий мужчина с бородой, добрый, открытый. Почему-то кажется, что в доме у него порядок, поделки из дерева украшают стены. А во дворе обязательно висит скворечник. Мысленно улыбаюсь.

Тем временем незаметно подходит мой поезд. Еле успеваю схватить вещи и прыгнуть в вагон. Мгновенно окунаюсь в цивилизацию. Большинство людей медитируют над телефонами и планшетами. Кто-то общается. Тематика та же, что и на доске объявлений, только ценник выше: купил «Хонду», съездила в Израиль.

Слушаю, а из головы не выходят размашистые буквы на пожелтевшей от непогоды бумаге. Этот почерк словно редкий цветок среди железных заборов машинописного текста. Он не совершенный, но такой особенный. В нем бьется жизнь, в нем есть характер, душа…

Ловлю себя на мысли, как редко я встречала рукописный текст в повседневной жизни за последние несколько лет. А часто ли я сама писала от руки? Пытаюсь вспомнить, есть ли у меня хоть одна шариковая ручка дома. Не уверена, но можно поискать. Даже если я ее найду, вряд ли найдется бумага.. Блокнотом я в последний раз пользовалась, еще когда училась в школе.

Я жертва цифровой эпохи. Осмелюсь предположить, что таких, как я, много.

Хочу разобраться в этом. Приглашаю вас в небольшое исследование реальности.

Привет, цифровой век

Если подумать, есть ли у современного человека хоть какой-то повод писать от руки? В моей обычной жизни за пределами работы — едва ли найдется. Мелкие ежедневные заметки удобно делать в планшет или смартфон. Девайс всегда к моим услугам, вовремя напомнит о событии, сохранит время и драгоценные клетки памяти.

Пожалуй, единственный серьезный повод для большинства людей заниматься письмом — это учеба. Но, вероятно, и эта необходимость со временем уйдет в прошлое, не устояв перед трендом к упрощению информации. Если, конечно, всерьез не докажет свою важность.

Несколько лет назад в столице стартовала программа «Московская электронная школа». С прекрасными благими намерениями — нести современные обширные знания нашим детям. Часть этой программы — замена бумажных учебников на электронные. Аспект удобства здесь очевиден: все учебники находятся в одном маленьком планшете, детям не нужно таскать тяжелые ранцы, а родителям тратить время на покупку бумажных версий. Планируется, что в течение пяти ближайших лет все школы Москвы полностью перейдут на новую систему обучения. За ними постепенно подтянутся и регионы.

Неужели письмо от руки уходит в прошлое?

Если электронные учебники уже запущены, не за горами и переход от обычных тетрадей к планшетам. Тем более, что эта практика уже несколько лет существует в ряде стран.

В США еще в 2013 году письмо от руки было исключено из школьной программы и заменено обучением пользованию клавиатурой.

В газете Los Angeles Times от 4 сентября 2013 г говорилось: «Государство и школы не должны цепляться за рукописное письмо, основываясь на романтической идее, что это традиция, художественная форма или базовый навык, исчезновение которого будет культурной трагедией ….. Печать гораздо более понятна и удобна для чтения».

Однако эта тема вызвала оживленные споры среди неравнодушных американцев, для которых было важно сохранить культуру письма.

В итоге несколько американских штатов отказались от реформы и решили продолжать обучение детей традиционному рукописному тексту. Аргументировали тем, что без этого навыка дети будут в какой-то степени беспомощны. Например, не смогут прочесть поздравительной открытки от своих бабушек и дедушек, комментарии учителей к выполненным заданиям.

Письмо от руки — допотопная технология?

За историю человечества традиции письма менялись многократно. Древние шумерские таблички, берестяные грамоты, рукописные книги с витиеватым орнаментом на полях, затем книги печатные.

С распространением бумаги появляется перо, в XX веке — шариковая ручка. Потом мы проскочили быстрый этап печати на пишущей машинке. И наконец, современный компьютерный текст.

Невольно сомневаешься, а так ли важно письмо от руки? Время стремительно меняется, мы не можем постоянно держаться за старое. В конце концов, разве не важнее качество информации? А инструмент может быть любым. Но не все так просто.

Наука заступается за рукописный текст

По мнению ученых, почерк затрагивает очень важные мыслительные процессы. «Почерк — сложная задача, которая требует различных навыков — ощущения ручки и бумаги, движение письменного инструмента одновременно с движением мысли», — говорит Эдуард Гентаз (Edouard Gentaz), профессор психологии развития в Женевском университете. «Дети занимаются несколько лет, чтобы справиться с этим упражнением». Работа с клавиатурой устроена иначе: все, что нужно сделать, это нажать правильную клавишу. Становится понятно, почему дети учатся этому так быстро. Движение пальцем всегда одинаково, вне зависимости от того, какую букву вы набираете.

Исследование, проведенное Марике Лоншамп (Marieke Longchamp) и Жан-Люк Велай (Jean-Luc Velay) из лаборатории когнитивной нейронауки Средиземноморского университета Экс-Марсель, показывает, что письмо от руки тесно связано с обучением чтению.

В исследовании участвовали 76 детей в возрасте от трех до пяти лет. Одну группу детей в течение трех недель обучали письму от руки, а другую — печати на клавиатуре. Затем у детей проверяли навык чтения печатных букв. Оказалось, что группа, которая научилась писать от руки, лучше узнавала буквы. Аналогичный результат получился и в другом эксперименте со взрослыми, которых предварительно обучали бенгальским или тамильским буквам.

Рисование каждой буквы улучшает запоминание алфавита, потому что у нас действительно есть «память тела», считает Гентаз (Gentaz). «Некоторые люди испытывают трудности с чтением снова после инсульта. Чтобы помочь им вспомнить алфавит снова, мы просим их проследить буквы пальцем. Часто это работает, жест восстанавливает память».

Письмо от руки развивает память

Когда мы записываем информацию от руки, то лучше ее запоминаем, чем когда набираем на клавиатуре компьютера. Психологи Пэм Мюллер (Pam Mueller) из Принстонского университета и Дэниел Оппенгеймер (Daniel Oppenheimer) из Калифорнийского университета провели эксперимент с участием студентов, которые слушали лекции и конспектировали их, как кому удобнее — одни набирали на компьютере, другие строчили от руки. Затем экспериментаторы сравнили записи и проверили, как студенты запомнили содержание лекций. Конспекты, набранные на клавиатуре, были более подробными, однако их авторы запомнили меньше информации, чем те студенты, которые записывали от руки. Те, кто предпочел рукописный конспект, легче вспоминал главные тезисы лекций и выводы.

«Две группы показали разный результат: те, кто писали от руки, зафиксировали самые важные тезисы, им пришлось осмыслять услышанное и анализировать информацию по ходу ее получения. Благодаря этому она сильнее отпечаталась в их памяти», — такой вывод сделали авторы эксперимента на страницах журнала «Psychological Science». Считается, что если записывать услышанное слово в слово на компьютере, не осмысляя по ходу дела, то память не развивается.

Почерк — наше отражение

Почерк, это, несомненно, еще и индивидуальный творческий процесс.

Когда мы пишем, мы сами придумываем форму, размер букв, местоположение текста на листе, интервалы между строками. Нет ничего, что заставляло бы нас следовать какому-то шаблону.

Компьютерный текст, напротив, стандартизированный инструмент. Можно переключать шрифты, менять макет страницы, но абсолютно невозможно придумать форму, не предусмотренную программным обеспечением.

«Процесс письма предполагает своего рода рисование, приобретение чувства гармонии формы», — утверждает Роланд Жувен (Roland Jouvent), глава отделения детской психиатрии в больнице Питье́-Сальпетрие́р в Париже. «В письме от руки есть элемент танца, мелодии, которые добавляют эмоции в текст. В конце концов, поэтому были изобретены смайлики, чтобы придать немного эмоции текстовым сообщениям».

Письмо всегда рассматривалось как выражение нашей личности. «С почерком мы приближаемся к интимности автора, — объясняет Жувен (Jouvent) — «Рука каждого человека отличается: почерк заряжен эмоциями, особым шармом».

Несмотря на вездесущие информационные технологии, письмо от руки должно выдержать схватку со временем. «Сенсорные экраны и стилусы возвращают нас к почерку, — считает Эдуард Гентаз (Edouard Gentaz). — Наша любовная интрига с клавиатурами может длиться недолго».

Послесловие

Путешествие в исследование почерка было для меня увлекательным.

Отрадно, что ученые озабочены этим вопросом. Научные факты говорят о том, что письмо от руки украшает нашу жизнь. Делает нас умнее, раскрывает творческие возможности. И незаметно становится нашим отражением.

Значит, письмо от руки будет жить.

От себя добавлю. Первую часть этой статьи я написала от руки на бумаге. С клавиатурой она мне никак не давалась.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 14 июня 2017

Заголовок в газете: Забытый навык

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру