МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Серпухов

Запах мочи вместо пения соловьев

Парковки у оврага в Пущино отравляют жизнь

Жители первых этажей домов 8 и 9 микрорайона «Г» в Пущино три года вдыхают выхлопные газы от парковок под окнами и терпят хамство автовладельцев. Когда в 2012 году парковки делали, многим было понятно, что ничего хорошего это не принесет. Так и вышло.

Парковка у дома Г-9. Фото: Надежда Пирогова

«Не разрешайте под окнами вашего дома прогревать двигатели автомобилей (особенно длительное время)». «Люди, живущие вдоль автострад, могут считать, что от завода их отделяет 2-3 км». «В выхлопных газах содержится около 280 химических соединений. Самый ядовитый — угарный газ, в выхлопе его может быть до 12%». «В воздухе наших квартир около 200 различных компонентов, и около 100 из них опасны для здоровья: свинец, бром, сера, цинк, кадмий и хром попадают в наши квартиры с улицы, из выхлопных газов». «225 тысяч человек ежегодно умирает в Европе от заболеваний, связанных с выхлопными газами. Экологи и медики сходятся во мнении: у нас жертв как минимум в 2 раза больше». «... в зрелом возрасте, в отличие от детства, наш иммунитет больше всего зависит от экологии». «Длительный контакт со средой, отравленной выхлопными газами автомобилей, вызывает дыхательную недостаточность, бронхит, пневмонию, атеросклероз сосудов головного мозга».

Я перелистываю подборку газетных вырезок, которую собирает Наталья Милованова. Десять лет назад она приехала с Дальнего Востока в Пущино. Как тогда ей казалось, в самый прекрасный и чистый город на свете. Его построили в 1960-х годах гениальные архитекторы, любовно вписавшие в ландшафт каждую улицу и каждый дом. Микрорайоны Пущино расположены вдоль бульваров, спускающихся вниз к Оке, их разделяют большие парки, задуманные как места прогулок и раздумий для научных сотрудников. За квартиру в доме Г-8 с видом на заказник «Овраги» Наталье пришлось выложить круглую сумму, но она того стоила. Зеленый нетронутый лес шелестел под окнами, пели соловьи. Тихое райское место.

Все изменилось в воскресенье 21 октября 2012 года. Рано утром к заднему фасаду дома, что с видом на «Овраги», приехал бульдозер и начал сносить бордюр вместе с газоном. Увидев это, Наталья Милованова буквально бросилась под ковш. В прессе это подробно освещали. Вышла статья в «Новой газете» под названием «Число «33» составляет больше половины от числа «72»», сюжет на НТВ и местном телеканале «Пущино-ИНФО». Четыре дня женщина пыталась защитить кусок земли рядом с домом, но тщетно. Там сделали парковку.

Стройка многих людей застала врасплох, вспоминает Галина Б., которая попросила не упоминать ее фамилию. Она живет на первом этаже соседнего дома — Г-9. Там тоже сделали аналогичную парковку. Нарушили все мыслимые нормы, поскольку машины стоят теперь ближе пяти метров от квартир. Уже третий год Галина дышит выхлопными газами от автомобилей. Она начала болеть, худеть.

Вместе с Натальей Миловановой, Галиной и Марией К., которая тоже проживает на первом этаже Г-9, я осматриваю злосчастную парковку. Она устроена на дворовой дороге, близко к металлическому ограждению оврага. На ней размещается восемь автомобилей.

Парковка, сэр

Администрация уверяет, что никакие парковки она не строила, а сделали технологическое расширение проезда для крупногабаритного мусоровоза и скорой помощи, чтобы им было где развернуться.

В протоколе заседания Совета депутатов от 25 октября 2012 года приводятся цитаты начальника отдела городского хозяйства Владимира Чикунова, где он говорит то про «расширение автостоянки», то про «расширение площадки для транспорта», а затем заявляет, что «Главная задача — не допустить парковку на этих площадках крупногабаритного транспорта». Присутствовавшая на заседании председатель совета дома Г-9 Т.П. Кривенко удивлена, с ней-то изначально шел разговор о программе «Дворики», где предусмотрено расширение парковочного пространства, а не технологических проездов. Впрочем, спорить не о чем. Как их не назови, а площадки под завязку оккупированы машинами. И никто их оттуда не сгоняет. Так что нужно признать, что делали все-таки парковки. Только чиновники это никогда не признают и продолжают врать.

Как уверял Чикунов, вся разрешительная документация и согласования для расширения проезда были получены. Активисты ему не поверили и попросили председателя экологической комиссии депутата Нелли Косякову посмотреть документацию. Комиссия установила серьезные нарушения: жителей домов не оповестили о начале работ, заключения эколога до начала работ не было, порубочных билетов не было, площадь под технологические площадки завысили.

Смухлевала администрация и с собранием жильцов, на котором якобы 53% проголосовали «за». Из публикации «Новой газеты» следует, что провели не собрание, а опрос и только 23 октября, то есть через два дня после начала работ. Знакомившиеся с протоколом опроса жильцы уверяют, что там стоят 33 подписи и все «за», ни одной «против». Причем многие подписи сделаны «по доверенности». В доме — 72 квартиры. Значит, опрос охватывал 45,8% жильцов, а никак не 53%. Через три года, в сентябре 2015-го, администрация переиначивает результаты опроса и сообщает, что «93% от числа принявших участие в голосовании, согласны на оборудование с восточной стороны жилого дома парковочного пространства площадь 290 кв.м.». Сколько же людей участвовало в голосовании? И откуда вообще протокол? Ведь годом ранее, 8 апреля 2014 года, мэр Иван Савинцев в ответе жильцам пишет: «... протоколы общих собраний жильцов многоквартирных домов в соответствии с законодательством не подлежат хранению в Администрации города Пущино».

Вся эта чехарда с терминами и цифрами наводит на мысль о липовых опросах и голосованиях, наспех состряпанных, чтобы заткнуть рот въедливым активистам.

Прошло три года

Передо мной пухлая папка документов. Здесь десятки запросов, жалоб и писем, которые написала Наталья Милованова и жильцы первых этажей дома Г-9. В администрацию Пущино, прокуратуру, правительство Московской области, Дмитрию Медведеву, «Единой России», Владимиру Жириновскому. Полиция, рассмотрев заявление, отказала в возбуждении дела за отсутствием оснований. В письме от 15 ноября 2012 года Госадмтехнадзор уточнил, что площадки у домов 8, 9 и 10 «Г» сделали в рамках «долгосрочной муниципальной адресной программы по капитальному ремонту дворовых территорий многоквартирных домов округа Пущино на 2012-2014 годы», и что это «создаст благоприятные условия проживания граждан, повысит уровень благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов». По прошествии трех лет можно оценить результаты благоустройства.

Круглые сутки под окнами первых этажей стоят машины, включая те самые большегрузные, которых некогда опасался господин Чикунов. Где же разворачиваются скорая помощь, пожарная машина и пресловутый крупногабаритный мусоровоз? Видимо, места всем машинам хватает. Только людям не хватает воздуха. Зимой, когда водители прогревают моторы, становится совсем невыносимо.

— Люди моют здесь машины, меняют колеса, заправляют маслом, — говорит Наталья Милованова.

— Мужчины пьют в машинах пиво, а потом идут в кусты. Пахнет мочой, — добавляет Галина.

Ночью спать мешают шум, свет фар. Соловьи уже давно не поют в этой части оврага, даже вороны куда-то делись. Осинки, чудом сохранившиеся при устройстве парковки, завалились набок, угрожая упасть на автомобили.

— Как говорила тогда Галина Левицкая, что корневой системе деревьев нужно 12 метров, и что они погибнут через три года, так и вышло, — говорит Милованова.

Из-за парковки у дома Г-8 уничтожили значительную часть поляны с луговым разнотравьем, плодоносящую яблоню и молодую березу. У Г-9 вырубили две яблони, девять сосен высотой 80 см, пять кустов сирени, боярышник. Но кто теперь это помнит? В ответе Г.А. Чечкина из областного Госадмтехнадзора от 24 мая 2013 года сказано, что «вырубка зеленых насаждений не производилась. Следы вырубки отсутствуют». При этом работы он почему-то называет «обустройством парковок».

Хорошо только владельцам машин. Теперь некоторые из них ставят машины под окна соседа, а не на газоне. В тоже время частные гаражи пустуют, а платные стоянки заполнены в лучшем случае на треть.

Овраги

Жильцов возмущает и то, что под видом благоустройства уничтожили часть территории заказника «Овраги», восточный участок которого соседствует с домами Г-8, Г-9 и Г-10. Овраги взяты под охрану в 1977 году постановлением городского совета депутатов. В паспорте объекта сказано, что это «участок естественной природы, непосредственно примыкающий к жилым кварталам Пущино. Место гнездования большого числа певчих птиц. Внесен в перечень особо охраняемых природных территорий Московской области, служит памятником природы». Биофизик Борис Вепринцев рекомендовал беречь овраги, потому что они служат «зонами покоя для животных». Он увлекался орнитологией и записывал голоса птиц в Пущино. Тогда они еще там звучали.

В «Оврагах» запрещена любая деятельность, кроме учебных экскурсий и санитарной вырубки леса. Нельзя строить и прокладывать коммуникации без противоэрозионных мероприятий, но именно это и сделали, когда расширили проезды у домов. Они, кстати, до сих пор не заасфальтированы.

Наталья Милованова не раз обращалась к чиновникам с просьбой разъяснить, на каком основании уничтожили часть оврага. В ответе экс-замглавы администрации Ю.Е. Михайловского от 31.10.2013 года сказано, что «границы «Оврагов» точно не определены, но имеется их описательная часть, которая позволяет однозначно сделать вывод о том, что расширение проезда за домами № 8-10 мкрн «Г» не осуществлялось за счет территории ООПТ «Участок «Овраги». И.В. Савинцев от 8.04.2014 года пишет: «...территория «Овраги» при расширении технологического проезда затронута не было». Как можно быть уверенными в этом, руководствуясь описанием, не зная точных границ заказника? Положение о заказнике до сих пор отсутствует, а именно там определяются границы объекта и его санитарной зоны. Администрация переводит стрелки на область, в ведении которой работы по установлению границ памятника, и сообщает, что «Участок «Овраги» не входит в целевую программу по экологии. При таком безответственном отношении к охраняемым территориям и природным памятникам об «Экополисе», которым считался некогда Пущино, можно забыть.

Только рекультивация

Власти сделали парковки и отчитались о выполнении программы, а жизнь многих людей превратилась в мучения. Нечего и думать, что жильцы оставят попытки добиться справедливости. Только теперь они требуют не только наказать виновных в причинении вреда, а убрать парковки и рекультивировать территорию. То есть вернуть как было. В ответ они получают либо отказы, либо однотипные отписки, либо советы, звучащие скорее, как издевательства. Соседи посоветовали Галине Б. переставить кровать и телевизор от окна, чтобы поменьше дышать выхлопами. Уполномоченный по правам человека предложил 75-летней женщине переехать и даже пообещал содействовать в этом. Довольно цинично.

Активисты ничего не добьются, потому что в администрации круговая порука, считает Маргарита К., в прошлом инженер-строитель, тоже живущая на первом этаже Г-9 с видом на парковку. И хотя она продолжает подписывать коллективные обращения, но в успех не верит.

В августе женщины написали очередной запрос в администрацию. «...под нашими окнами (нет и пяти метров) существует круглосуточный отстойник автотранспорта, где бесплатно ставят, хранят, ремонтируют … даже грузовой транспорт. Наши легкие уже не дышат! Мы не можем спокойно открывать окна даже ночью: звук мотора, вонь... Мы одинокие пенсионерки. Дети войны. Всю жизнь добросовестно проработали на государство. А теперь государство в лице городской администрации Пущино нас убивает в буквальном смысле». Заявители требуют ликвидации незаконной автостоянки у домов Г-8 и Г-9.

— Почему люди должны умирать из-за действий чиновников? — поясняет Наталья Милованова.

Она сдаваться не собирается и будет продолжать борьбу.

Следите за яркими событиями Серпухова у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах