Несколько дней назад мне позвонила староста деревни Каргашино Татьяна Бакушкина и сообщила: «Мы устраиваем субботник на кладбище, приезжайте». Другой бы смутился такой перспективе. Субботники обычно проводят во дворах, парках, местах отдыха. А субботник на кладбище — что-то новенькое. Но это если не знать, что Каргашинское кладбище — единственная достопримечательность деревни, которую здесь очень ценят.
Каргашинское кладбище организовали в конце 1950-х, но оно и по сей день остается маленьким. Его буквально можно окинуть взглядом. Расположено кладбище на окраине деревни. К нему нет дороги, парковаться негде. Мусор оттуда вывозят хорошо если раз в год, средства пожарной защиты содержатся в неудовлетворительном состоянии. В прошлом году МУП «Похоронное дело», призванное следить за всеми кладбищами района, ограничилось установкой информационных табличек. Между тем, кладбище заросло лесом. По нему стало сложно передвигаться, листва дает густую тень, отчего сыро. Жители ухаживают за могилками, но, увы, далеко не все вывозят за собой мусор, отчего в окрестном лесу образовалось несколько стихийных свалок.
Одни работали, другие комментировали
На субботник пришли семья Афанаскиных в полном составе из трех поколений, Кузнецовых, Ивановых, ребята Ушаковы, Всего около 15 человек, включая корреспондента «МК в Серпухове» и депутата Липицкого поселения Юлию Громову.
Мужчины работали бензопилами и газонокосилкой. Афанаскины пригнали грузовик, куда двое парней грузили спиленные ветви. Женщины, а некоторые были в преклонных годах, таскали ветви. Люди, привыкшие к тяжелому труду на земле, работу выполнили быстро. Вскоре заросли были уничтожены, и кладбище озарилось солнечным светом.
— Вот опилили деревья, теперь гроб хоть пронести можно, — удовлетворенно констатировала Татьяна Бакушкина.
Люди засобирались домой, у всех работы на участках полно, заготовки ждут. Но все же задержались у входа обсудить итоги.
— Идею субботника подал Костик Кузнецов, — Татьяна Бакушкина показала на худощавого мужчину в прилипшей от пота рубахе. Три недели назад он с товарищами почистил небольшой участок кладбища, который сильно зарос, потом на деревенском сборе 5 августа предложил односельчанам присоединиться. Народ идею поддержал.
Татьяна вешала объявление о субботнике на автобусной остановке и у магазина, но большая часть деревни, а летом здесь проживает до двухсот человек, мероприятие проигнорировала. А вот Александр Феофанов пришел, хотя он после инфаркта. Перенесший инсульт Иван Гуськов тоже.
Работала наравне со всеми 71-летняя Тамара Чайкина. Она лет десять была старостой деревни и все это время боролась с местными властями. Благодаря в том числе ее усилиям и письму к Сергею Шойгу удалось сделать участок автомобильной дороги и пустить автобус Серпухов-Каргашино.
— Попова я вообще ни разу не видела, когда бы ни пришла в администрацию, — рассказала Тамара Васильевна.
О неуловимости главы Липицкого поселения Алексея Попова ходят легенды. Редко кто его видел лично, еще реже удавалось с ним переговорить и рассказать о проблемах. Зато многие видели его подпись на постановлениях о продаже клочков деревенской земли. Причем, чаще всего уже в суде.
Внезапно к нам подошел высокий пожилой мужчина в сопровождении внука. Колючий взгляд на хмуром лице, цивильная одежда. Это бывший директор совхоза и глава поселения, почетный гражданин Серпуховского района и коренной житель Каргашино Владимир Борисович Мирончиков. Заявив, что не знал о субботнике, он завел речь о финансовых вопросах. Его интересовало, как бы кто-то не получил деньги за уборку, которую не выполнял.
— Вот сейчас вы навели порядок, а через неделю какого-нибудь бомжа подзахоронят на убранной территории, — сказал бывший глава поселения. — Просто в сумму похорон включена эта уборка.
— Можно стоять дискутировать, а можно идти работать, — не выдержал Костик, до сих пор молча куривший в стороне.
Ничего не ответив на это, Мирончиков удалился.
— Неужели такой житель и ничего не добился для деревни? — спросила я у местных.
— Ничего он не добился. На собрания приходил и молчал, — ответили мне.
— Помогай либо уходи, что народ с толку сбивать? — горячился вслед Мирончикову Костик.
Еще немножко посудачив, жители разошлись по своим делам. А я по просьбе старосты отправилась смотреть «ужасную» тропинку, которая ведет на другую сторону деревни, разделенную глубоким оврагом. В низине тропинка выложена досками, местами провалившимися. Идти по ним можно только, внимательно смотря под ноги, а иначе костей не соберешь. Как по ним умудряются передвигаться старушки, загадка.
Состояние тропинки, разумеется, тоже на совести властей поселения. Им бы брать пример с РПЦ, которая несмотря на отсутствие в деревне каких-либо условий для службы, организовала здесь приход и прислала настоятелем отца Сергия.
P.S. Как сообщила Татьяна Бакушкина, жители деревни заметили, как чисто, светло стало на кладбище, благодарят за уборку и спрашивают, когда следующий субботник.