Наши политологи-социологи любят порассуждать на тему гибели русской деревни. Одни с умным видом говорят, что люди не хотят работать на земле и уезжают в город, другие уверяют, что у государства нет денег, чтобы содержать малонаселенные территории, третьи и вовсе винят во всем высокие технологии, мол, деревню убили «эти ваши энторнеты». Как бы не так. Равнодушие и безответственность местных властей — вот что реально приводит к деградации деревень. Как еще объяснить полностью разрушенную инфраструктуру деревни, расположенной всего в ста км от столицы? Это Каргашино Липицкого поселения Серпуховского района. Местные жители шутят: отшельники Лыковы в тайге, наверное, лучше жили.
Как сто лет назад
Судите сами. Маленький населенный пункт расположен на землях бывшего совхоза «Заокский». Там нет газа, канализации, школы, Дома культуры, медпункта, автолавка приезжает по выходным. В Каргашино нет дорог, линии электропередач, поставленные в середине прошлого века, накренились сильнее, чем Пизанская башня. Еще три года назад в Каргашино не ходил автобус. Возобновить маршрут удалось только благодаря исключительному энтузиазму Людмилы Мартемьяновой, случайно купившей там квартиру. Мартемьянова уехала из деревни, но жители по сей день вспоминают ее с благодарностью.
Несмотря на отсутствие элементарной инфраструктуры, деревня развивается. Люди покупают там дома, участки, строятся, селят родителей, привозят на лето детей. В сезон в Каргашино проживают около двухсот человек. Это состоятельные работящие граждане, каждый из которых платит за свой дом и участок налоги в местную казну. Надо полагать, выходит круглая сумма каждый год. Почему же власти Липицкого поселения забыли о Каргашино? Этот вопрос мы уже задавали в статье с одноименным названием (см. номер 25 от 15-22 июня 2016 года). Ответа от властей мы, конечно, не получили. Но и не ждем, поскольку ответ очевиден каждому, кто хотя бы шапочно знаком с деяниями администрации Липицкого поселения (см. к примеру, нашу же публикацию «Как простой деревенский парень стал мошенником?» от 17 февраля 2016 года).
Власть без полномочий
Год назад активисты Каргашино обратились в «МК» в Серпухове» с просьбой рассказать о местных проблемах. Жители были разгневаны не на шутку и даже собрали деревенский сход, выбрав старостой Татьяну Бакушкину. Ей удалось добиться приезда в деревню заместителя главы Липицкого поселения Светланы Егоровой. Во время этого визита выяснилось, что ни одну из проблем деревни местные власти решить не в состоянии.
Оказалось, что дорога через деревню лишь частично принята на баланс, поэтому всю ее отремонтировать невозможно. Нет полномочий и для решения проблемы водоснабжения деревни, ведь в районе этим ведает МУП РКЭУ, предусмотрительно переданное полтора года назад под крыло Московской области. Это предприятие ведает также канализацией и отоплением. Кладбищем занимается районное МКУ «Похоронное дело», а дороги к кладбищу как бы нет, ведь она не стоит на балансе поселения. Со слов чиновницы выходило, что администрация Липицкого поселения отвечает только за вывоз мусора и уличное освещение. Только договор на вывоз мусора заключен не был, а уличное освещение модернизировать нельзя, потому что столбы освещения принадлежат МОЭСК.
Крекс, пекс, фекс
За прошедший год в Каргашино ничего не изменилось. Только груды мусора на улицах и по склонам оврагов отчетливо видны в голых кустарниках. Местные жители подозревают, что мусор скидывает одна семья, считающаяся неблагополучной. А кто должен убирать деревню, они и не знают. На субботник надежды нет, людей не собрать.
Рядом с бывшим магазином участок земли присыпан гравием. Это МУП РКЭУ собиралось откачивать канализационные стоки, но видимо, не осилило, и фекалии продолжают ручьем литься в реку прямо из-под бетонных плит, отравляя экологию.
Центральное водоснабжение в деревне представляет собой сеть водопроводов, выведенных в колодцы. Жильцы подключаются к ним самостоятельно, устанавливают счетчики на воду и таким образом решают проблему хотя бы с технической водой. Пить колодезную они опасаются — мутноватая и ржавая. Все бы ничего, но водопровод местами худой, вода сливается в овраги, а это кубометры лишнего расхода, за который платит вся деревня. Коммунальщики попытались было починить самую большую прореху в колодце в самом центре деревни, но сделали только хуже. Вода льется через край, образуя речку. За год она проточила глубокий овражек.
В прошлую пятницу, 21 апреля, староста деревни Татьяна Бакушкина забила тревогу — в Каргашино третий день нет воды. Сгорел насос в водонапорной башне, снабжающей деревню. По идее, ночью, когда падает давление, насос должен отключаться, но из-за течей он работал круглые сутки, вот и не выдержал. Вместе с водой пропало и отопление в нескольких многоквартирных домах, а ведь на улице ночью был минус. Срочная жалоба была отправлена на «Добродел» и в СМИ. Поразительно, но о проблеме Каргашино написали издания города Серпухова. Районные порталы хранили молчание. Впрочем, чудеса случаются. Уже в 23.00 пятницы воду в деревню дали.
Вплотную к деревне примыкает Каргашинское кладбище. Это весьма популярное место, ведь здесь похоронено не одно поколение местных жителей, включая живших до революции старообрядцев. На беду подъезды к кладбищу расположены в низине, на заболоченной лесной опушке. Сейчас здесь сухо, а еще несколько дней назад на Пасху приезжавшие машины стабильно увязали в черной грязи. Пару раз особо усердные, раскачиваясь и буксуя, въехали в забор соседнего дома. Приятного мало, так что хозяйке пришлось спешно огородить прилегающую к дому лужайку. А зимой она за свой счет нанимала людей, чтобы расчистить дорогу — иначе к дому было не проехать. Муниципальный мини-трактор видели здесь один раз: покрутился на окраине деревни, дальше проехать не смог.
Посетителей кладбища встречает гора мусора, пустой бак для воды и песочница без песка. Фирма, которая значится на мусорном контейнере, не приезжала с осени.
За околицей тянутся бескрайние поля, которые разбиты на участки и отданы в частные руки за совхозные паи. Участки самой деревни, издавна считавшиеся дорогами и проездами между домами, тоже распроданы. Создается впечатление, что цель местных властей — распродать всю землю в поселении, взять мзду за каждый клочок, а потом жить на налоги с этой земли, ничего не делая. Удобно, правда?